Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона является подготовка профессиональных кадров в соответствии с потребностью экономики Смоленской области.
В условиях решения проблемы кадрового обеспечения экономики региона возрастает роль образовательных организаций среднего профессионального образования в подготовке рабочих кадров и специалистов.
Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и надежным гарантом успешного старта карьеры. В числе эффективных решений, способствующих повышению престижа среднего профессионального образования, - реализация профориентационного проекта для школьников «Билет в будущее», проведение демонстрационного экзамена как независимой оценки практических навыков студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций, организация открытых онлайн-уроков, конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», международных чемпионатов по профессиональному мастерству WorldSkills International, а также национальных чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс.
В настоящее время выделяют пять приоритетных направлений развития среднего профессионального образования:
- Обновление содержания среднего профессионального образования посредством внедрения ФГОС по всем реализуемым на сегодня 485 профессиям и специальностям.
- Формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, что предполагает улучшение инфраструктур и повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, соответствующих современным международным стандартам.
- Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, предусматривающие создание малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, где студенты параллельно с учебой смогут работать и зарабатывать.
- Повышение квалификации работников системы среднего профессионального образования, ориентированное на формирование нового набора компетенций педагогов: для тех, кто приходит на работу в профессиональные образовательные организации с производства, приоритетное значение приобретает формирование педагогических компетенций; для тех, кто имеет педагогическое образование, но не имеет опыта работы на производстве, акцент будет сделан на обучение профессиональным компетенциям.
- Развитие культуры профессиональных соревнований, что позволит сформировать систему профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Создание современной системы подготовки рабочих кадров предполагает решение комплекса приоритетных задач:
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
- создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- обновление содержания образовательных программ среднего профессионального образования с участием работодателей через аккредитационные и иные механизмы оценки качества и эффективности деятельности;
- внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профильными предприятиями и организациями;
- обновление перечня (реестра) профессий и специальностей на основе кадровых потребностей региона;
- организация и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения (наряду с обучением молодежи);
- развитие системы практико-ориентированного (дуального) обучения на рабочих местах и оборудовании реального сектора экономики;
- совершенствование процедуры проведения демонстрационного экзамена;
- внедрение адаптивных, гибких образовательных программ, ориентированных на запросы работодателей;
- развитие системы наставничества;
- повышение эффективности профориентационной работы;
- развитие системы независимой оценки квалификаций в целях повышения качества подготовки профессиональных кадров.
Из проекта Стратегии развития
среднего профессионального образования
в Российской Федерации на период до 2030 года