ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона является подготовка профессиональных кадров в соответствии с потребностью экономики Смоленской области.

В условиях решения проблемы кадрового обеспечения экономики региона возрастает роль образовательных организаций среднего профессионального образования в подготовке рабочих кадров и специалистов.

Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и надежным гарантом успешного старта карьеры. В числе эффективных решений, способствующих повышению престижа среднего профессионального образования, - реализация профориентационного проекта для школьников «Билет в будущее», проведение демонстрационного экзамена как независимой оценки практических навыков студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций, организация открытых онлайн-уроков, конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», международных чемпионатов по профессиональному мастерству WorldSkills International, а также национальных чемпионатов профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс.

В настоящее время выделяют пять приоритетных направлений развития среднего профессионального образования:

  1. Обновление содержания среднего профессионального образования посредством внедрения ФГОС по всем реализуемым на сегодня 485 профессиям и специальностям.
  2. Формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, что предполагает улучшение инфраструктур и повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, соответствующих современным международным стандартам.
  3. Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, предусматривающие создание малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, где студенты параллельно с учебой смогут работать и зарабатывать.
  4. Повышение квалификации работников системы среднего профессионального образования, ориентированное на формирование нового набора компетенций педагогов: для тех, кто приходит на работу в профессиональные образовательные организации с производства, приоритетное значение приобретает формирование педагогических компетенций; для тех, кто имеет педагогическое образование, но не имеет опыта работы на производстве, акцент будет сделан на обучение профессиональным компетенциям.
  5. Развитие культуры профессиональных соревнований, что позволит сформировать систему профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Создание современной системы подготовки рабочих кадров предполагает решение комплекса приоритетных задач:

  • модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
  • формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
  • создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
  • создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
  • обновление содержания образовательных программ среднего профессионального образования с участием работодателей через аккредитационные и иные механизмы оценки качества и эффективности деятельности;
  • внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профильными предприятиями и организациями;
  • обновление перечня (реестра) профессий и специальностей на основе кадровых потребностей региона;
  • организация и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения (наряду с обучением молодежи);
  • развитие системы практико-ориентированного (дуального) обучения на рабочих местах и оборудовании реального сектора экономики;
  • совершенствование процедуры проведения демонстрационного экзамена;
  • внедрение адаптивных, гибких образовательных программ, ориентированных на запросы работодателей;
  • развитие системы наставничества;
  • повышение эффективности профориентационной работы;
  • развитие системы независимой оценки квалификаций в целях повышения качества подготовки профессиональных кадров.

Из проекта Стратегии развития
среднего профессионального образования
в Российской Федерации на период до 2030 года


Наши партнеры