Ответы на вопросы по разработке и реализации рабочих программ воспитания
-
Вопрос: Какие нормативные документы регламентируют требования к структуре рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций в настоящее время?
Ответ: В настоящее время в нормативных документах выделяются следующие требования к структуре рабочих программ воспитания. С введением с 1 сентября 2022 года обновленных ФГОС НОО и ООО рекомендовано обновление ООП, и соответственно структуры рабочих программ воспитания. Основание: Приказ Минпросвещения от 31мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Приказ №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Данными приказами рекомендована новая структура рабочих программ воспитания – пункт 31.3 (для НОО), пункт 32.2. (для ОО):
1. Анализ воспитательного процесса в Организации;
2. Цель и задачи воспитания обучающихся;
3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей;
4. Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся.
В соответствии с поэтапным введением ФГОС с 1 сентября 2022 года изменение рабочих программ воспитания проводится вместе с изменением ООП для 1-х и 5-х классов. Далее для всех классов в соответствии с графиком введения ФГОС.
Обращаем внимание, что в Примерных ООП по обновленному ФГОС НОО и ООО, одобренных решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022, в п.2.3 представлена структура РПВ, соответствующая Примерной программе воспитания (протокол от 2июня 2020г., №2/20 ), т.е. действующей РПВ с 2021 года, а именно:
1. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса,
2. Цель и задачи воспитания;
3. Виды, формы и содержание совместной деятельности;
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Данные рекомендации противоречат Приказам Министерства просвещения от 31 мая 2021г : №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Кроме того, Министерством просвещения Российской Федерации рекомендована процедура обновления (актуализации) рабочих программ воспитания.
Основание : Письмо Минпросвещения №АБ-195/06 от 18.07.2022г. «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания».
Новая примерная программа воспитания, на основании которой рекомендуется актуализация программ воспитания, принятых с 1 сентября 2021 г., разработана федеральным Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования, одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 3/22 от 23.06.2022).
В письме Минпросвещения новая Примерная программа воспитания для школ, рекомендована для обновления (актуализации) целевых ориентиров и содержания действующих программ воспитания.
В письме Минпросвещения отмечается: «Дополнительно сообщаем, что актуализация рабочих программ воспитания предполагает внесение изменений в действующие рабочие программы воспитания. Разработка новых рабочих программ воспитания не требуется». - Вопрос: Как необходимо использовать в образовательной организации Примерный календарный план воспитательной работы, рекомендованный Министерством просвещения?
Ответ: В 2022-2023 учебном году также, как и в прошлом учебном году, образовательные организации будут использовать в своей работе Примерный календарный план воспитательной работы, разработанный Министерством просвещения России совместно с органами власти и заинтересованными организациями. В целях создания единого воспитательного пространства Министерство просвещения России рекомендует использовать Примерный календарный план воспитательной работы как федеральный компонент календарных планов воспитательной работы образовательных организаций всех уровней.
В Примерный календарный план включены мероприятия по ключевым направлениям воспитания, включая: сводный календарный план мероприятий, направленный на экологическое образование; всероссийский сводный план физкультурных и спортивных мероприятий; перечень олимпиад, творческих конкурсов, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей; календарь всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования; перечень всероссийских мероприятий, реализуемых детскими и молодежными общественными объединениями; календарь знаменательных событий, включающих важнейшие международные и российские юбилейные и праздничные даты.
В календарном плане выделены значимые даты/тематические направления для каждого года. Так, например, 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, поэтому план включает в том числе юбилейные даты со дня рождения писателей, музыкантов, художников и других деятелей. Значимой датой 2022 года являлось 350-летие со дня рождения Петра I.
А год 2023 объявлен Годом педагога и наставника. Министерство просвещения в комментариях о порядке использования Календарного плана отмечает, что список предлагаемых мероприятий не является обязательным. Образовательная организация при формировании своего плана воспитательной работы вправе выбирать мероприятия из федерального календарного плана, интегрировать их с мероприятиями, внесенными в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы, самостоятельно определять формы, содержание и объем проводимых мероприятий с учетом Календарного плана.
Важно, чтобы все мероприятия проводились с учетом особенностей основной образовательной программы образовательной организации, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся. - Вопрос: Как взаимосвязаны рабочие программы воспитания, программы внеурочной деятельности и рабочие программы учебных предметов? Обязательно ли вносить изменения в эти документы?
Ответ: Требования обязательного согласования рабочей программы воспитания, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных предметов определены в Федеральном Законе № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и в Приказе Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в ФГОС НОО, ООО, СООО».
В Законе подчеркивается обязательная взаимосвязь образовательных программ и рабочей программы воспитания, указывается на необходимость согласования Календарного учебного графика ООП и Календарного плана воспитательной работы. В Приказе Минпросвещения №712 указывается, что все перечисленные выше программы не только являются обязательными компонентами ООП, но и согласуются в целях (п.16), планируемых результатах (п.19.2) и в содержании (тематическое планирование осуществляется с учетом рабочей программы воспитания - п.19.5.).
Таким образом, с введением обновленных ФГОС образовательные организации должны внести изменения, а именно: согласованно скорректировать программы внеурочной деятельности, рабочие программы учебных предметов с рабочими программами воспитания - Вопрос: Какие изменения в локальных актах образовательной организации должны быть зафиксированы в связи с разработкой и реализацией рабочих программах воспитания?
Ответ: Анализ современных законодательных и нормативных документов в области образования позволяет сделать вывод, что Рабочая программа воспитания приобретает статус системообразующего ресурса образовательной организации в части воспитательной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующих локальных актов для внедрения рабочих программ воспитания, согласования всех рабочих программ учебных предметов, внеурочной деятельности и дополнительного образования, координации календарных планов воспитательной работы и планов работы педагогов в части воспитания. (Нормативные основания: Федеральный Закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»; Приказ Минпросвещения России N 712 от 11.12.2020 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; Приказ Минпросвещения России от №287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
В статье 30 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», описывающей локальные нормативные акты, подчеркивается важность включения в планирование и организацию воспитательного процесса всех субъектов воспитания. Так в пункте 3 отмечается, что «при принятии локальных нормативных актов учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся». Согласование фиксируется в документах этих органов самоуправления, а на титульном листе Рабочей программы воспитания представляется соответствующий гриф «Согласовано», указывается номер документа и дата.В статье 34. «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки» указывается, что обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными актами.
Таким образом, при разработке и реализации рабочих программ воспитания требуется своевременная корректировка всех локальных актов, связанных с организацией воспитательной деятельности.
К таким документам можно отнести:
- рабочие программы (учебных предметов, внеурочной деятельности, рабочая программа воспитания);
- Положения (о рабочих программах учебных предметов, о классном руководстве, о Совете обучающихся, Совете родителей, Совете профилактики, о методических объединениях, о работе библиотеки, музея и др.структур;
- Положение о мониторинге состояния и результатов воспитательной деятельности);
- др. докуметы образовательной организации по вопросам воспитания. - Вопрос: Должны ли разрабатываться рабочие программы воспитания в летнем оздоровительном лагере?
Ответ: Разработка и реализация программ воспитания для оздоровительных лагерей рекомендована Министерством просвещения Российской Федерации (Письмо от 26.04.2022 № АВ-1554/06 «О летней оздоровительной кампании 2022 года»).
В письме подчеркивается актуальность такого решения («в целях дальнейшего развития воспитательной повестки и ее синхронизации с программами воспитания в общеобразовательных организациях»).
Представлены варианты структуры и примерного содержания программ воспитания и их разработчики: Институт изучения детства, семьи и воспитания (ссылка: https://disk.yandex.ru/d/bVERtLtUTExvJA); Всероссийские детские центры «Орленок», «Океан», «Смена» и «Международный детский центр «Артек» (ссылка:https://minsport18.udmr.ru/Izhevskai_vintovka/Documenti/02840.pdf) - Вопрос: Должны ли разрабатываться рабочие программы воспитания в организациях дополнительного образования детей?
Ответ: Нормативного документа, регламентирующего требования к программам воспитания для учреждений дополнительного образования на данный момент нет. В методических рекомендациях, с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, организациям дополнительного образования рекомендуется разрабатывать программы воспитания.
Решение о структуре и содержании программы воспитания организации могут принимать самостоятельно с учетом имеющихся примерных программ для организаций общего образования и/или опыта разработки и реализации программ воспитания в организациях дополнительного образования России. Подобный опыт представлен нами на сайте ГАУ ДПО СОИРО (рубрика «Разработка и реализация рабочих программ воспитания»). Ссылка: http://dpo-smolensk.ru/dnv-proekt/p-rpv/rab-progr/ob-obr/ - Вопрос: Какие нормативные документы регламентируют требования к структуре и содержанию рабочих программ воспитания для организаций дошкольного образования?
Ответ: Программы воспитания для организаций дошкольного образования разрабатываются на основе Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (Письмо Минпросвещения от 16.07.2021№АЗ-288/06).Примерная программа воспитания для организаций дошкольного образования разработана Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ. Данная Примерна программа одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №2/21 от 1 июля 2021 года) и размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ на портале https//fgosreesr.ru - Вопрос: Какие нормативные документы регламентируют требования к структуре и содержанию программ воспитания для организаций СПО?
Ответ: Примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций и методические рекомендации к ней разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ.Примерная рабочая программа воспитания является компонентом Примерной основной образовательной программы на уровень профессионального образования (Макет от 24.06 2021г., п.5.3..). Ссылка на документ: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/
Примерные программы воспитания по укрупненным группам профессий одобрены решением Федерального учебно-методического объединения и размещены в Реестре примерных основных общеобразовательных программ на портале https//fgosreesr.ru Методические рекомендации по разработке и реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях Ссылка на примерные программы и методические рекомендации: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ - Вопрос: В какие сроки должна быть внедрена Примерная программа воспитания?
Ответ: До 1 сентября 2021 года во всех образовательных организациях должны быть разработаны и внедрены рабочие программы воспитания. (т.е. разработка рабочих программ должна завершиться до 1 сентября 2021года).Основание: Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. - Вопрос: В каких образовательных организациях будут внедряться Примерные программа воспитания?
Ответ: Во всех образовательных организациях (дошкольных, основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования) Основание: Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г. (Однако, в н.в. разработаны примерные программы воспитания только для основного общего и высшего образования.) - Вопрос: Можно ли образовательной организации, занимающейся ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ образованием детей и взрослых (только дети старшего подросткового возраста), использовать в работе вашу примерную программу воспитания? Или этот конструктор можно применить только для школ?
Ответ: Примерная программа воспитания создавалась для школ. Однако, мы считаем, что она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования в разработке собственной программы. У организаций дополнительного образования, безусловно, есть своя специфика. Используя лишь определенные разделы и модули программы, актуальные для дополнительного образования, можно разработать собственную рабочую программу воспитания. - Вопрос: Как регламентируется разработка и реализация рабочих программ воспитания?
Ответ: Разработка рабочих программ воспитания осуществляется вместе с разработкой основных образовательных программах НОО, ООО, СОО Основание: 1) 304-ФЗ от 31 июля 2020 г (не позднее 1 сентября 2021 года все образовательные программы подлежат, приведению в соответствие с положениями Федерального закона) 2)Приказ Минпрсвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» - Вопрос: Программа воспитания должна быть единая и в ней прописывается организуемый в ОО воспитательный процесс на 3-х уровнях образования? Каким образом «положить» Рабочую программу воспитания в три ООП (НОО, ООП ООО и ООП СОО)?
Ответ: Да. Конкретизация воспитательной работы по уровням образования (как того требует ФГОС) осуществляется лишь в календарных планах воспитательной работы. Разработчики примерной программы воспитания рекомендуют разрабатывать единую общешкольную рабочую программу воспитания и дополнить ее тремя календарными планами воспитательной работы (для НОО, ООО и СОО). Получившиеся три модификации одной и той же программы, дополненные конкретными (по каждому уровню образования ) календарными планами «положить» в ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО. - Вопрос: Как на практике следует использовать примерную программу воспитания при разработке рабочей программы воспитания конкретной школы?
Ответ: Примерная программа воспитания обучающихся, по сути, является конструктором, при помощи которого школы смогут создать и реализовать на практике собственные программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания. - Вопрос: Обязательно ли включать все модули примерной программы в свою рабочую программу?
Ответ: Инвариантными (обязательными) модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. модули по выбору образовательной организации. Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.Каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой. - Вопрос: Исходя из рабочей программы воспитания, какова будет структура воспитательных планов классных руководителей?
Ответ: Структуру плана воспитательной работы классного руководителя разрабатывает школа в зависимости от своих традиций, особенностей, контингента учащихся и т.д. В нем конкретизируется деятельность классного руководителя и его класса. Примерная программа воспитания, как и разработанные на ее основе рабочие программы, не должны вносить принципиальных изменений в структуру планов воспитательной работы классных руководителей. Одну из возможных вариантов форм плана воспитательной работы школы, форму которого может использовать классный руководитель, мы предлагаем. (Подробнее о рекомендациях к составлению плана воспитательной работы см. на сайте примерной программы (http://form.instrao.ru) в разделе Методические рекомендации по разработке программ воспитания) Классному руководителю можно ориентироваться на Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях") - Вопрос: Каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы? Планируется ли разработка мониторинга результативности воспитательной деятельности образовательной организации? Что рекомендуете использовать?
Ответ: Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы» предполагает не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления. Сейчас разрабатываются критерии и инструментарий проведения внутреннего мониторинга реализации программы воспитания – самоанализа школой осуществляемой в ней воспитательной работы. Общие рекомендации и пример анкеты представлены в методических рекомендациях, размещенных на сайте Института развития стратегии образования РАО (http://form.instrao.ru) - Вопрос: На какие сроки разрабатывается рабочая программа воспитания и перечень конкретных воспитательных мероприятий?
Ответ: Рабочие программы разрабатываются на период, соответствующий уроню образованию (начальное; основное: среднее) К рабочей программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться. - Вопрос: Где в программе фиксировать работу с детьми группы риска? Как в программе отражать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений? Для детей с ОВЗ должны быть отдельные планы?
Ответ: Разработчики примерной программы воспитания отвечают на этот вопрос таким образом: «В идеале программа воспитания нацелена на минимизацию числа таких детей, но мы понимаем всю сложность такой задачи. Работа с такими детьми, как и работа по профилактике безнадзорности и правонарушений может быть представлена в различных модулях, там, где это уместно». Добавим, что особенности работы с различными категориями детей обязательно должно найти отражение в содержании, проводимых воспитательных дел. Например, в общешкольных или классных коллективных делах вы обязательно предложите вариативный перечень проектов, конкурсов, игр, соревнований составляющих содержание этих дел. Важно, чтобы ребенок мог сделать выбор с учетом своих интересов, потребностей и возможностей, чтобы была возможность определиться со своей ролью в этих делах. А задача классного руководителя (социального педагога, психолога) помочь таким детям включиться в коллективные дела, как на уровне школы, так и на уровне класса. Планирование работы ОО – компетенция самой организации. Поэтому виды и формы планов определяет сама организация. Но при этом учитываются рекомендации по организации работы с различными категориями детей. - Вопрос: Где можно найти текст Примерной программы воспитания? Где размещены методические рекомендации в помощь разработчикам рабочих программ?
Ответ: Познакомиться с Примерной программой и методическими материалами можно:
1) на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru / или по ссылкам :
- Примерная программа воспитания ...>>
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания ...>>
- Примеры модульного наполнения раздела «Виды, формы и содержание деятельности» ...>>
- Методическое пособие Воспитание в современной школе: от программы к действиям ...>>
2) Также методические материалы представлены на сайте ГАУ ДПО СОИРО. Ссылка: http://www.dpo-smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/arhiv/resurs_kaf-vospitaniya/12-prim-progr.php - Вопрос: Где можно посмотреть варианты сетки-плана для классов. Таблица для школы есть, а вот дальше по классам нет. Есть ли варианты такого планирования?
Ответ: Примерная программа воспитания задает структуру и содержание рабочей программы воспитания школы, включая структуру календарного плана (плана-сетки). Далее предполагается, что школа сама определится с требованиями к структуре и содержанию планов классных руководителей (классов). Тем более, что в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно разрабатывает требования к таким документам, закрепляя это в локальных актах ОО. - Вопрос: Как отразить в рабочей программе возрастные особенности детей? Названия мероприятий должны ли отражать особенности возраста?
Ответ: В примерной программе воспитания четко прописаны целевые ориентиры для каждого уровня образования (для каждой возрастной группы детей). Именно целевые ориентиры задают содержание рабочей программы воспитания в соответствии с возрастом детей. Рабочие программы, как и образовательный процесс в целом, строятся с учетом возрастного подхода. А то, что касается названия мероприятий, здесь нет однозначного ответа и тем более жестких требований. Вместе с тем, напомню, что рабочие программы и тем более ежегодные календарные планы рекомендуется обсуждать с детьми, они могут представляться в школьных медиа ресурсах и пр.... Поэтому совершенно логично, что детям должны быть понятны, привлекательны и содержание и названия предлагаемых мероприятий. - Вопрос: А если в школе всего 13 человек, Как быть с возрастным подходом?
Ответ: В маленьких школах тоже реализуется возрастной подход. Но в тоже время активно используются технологии работы с разновозрастными коллективами, в рамках которых реализуются такие методы, приемы и формы совместной деятельность, применение которых дает возможность проявлять и развивать индивидуальность.