Вопрос: Каковы цели и задачи формирования региональной инновационной сети подготовки кадров по направлению «Строительство»?
Ответ:
Целями формирования региональной инновационной сети подготовки кадров по направлению «Строительство» (далее – РИС) являются:
- разработка, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами и на основе обобщения лучших практик, актуальных для субъекта Российской Федерации и обновленных по своему содержанию, методике и применяемым образовательным технологиям программ профессионального образования по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, и их широкое распространение в профессиональном сообществе;
- повышение эффективности использования потенциала входящих в сеть организаций и достижения результативности (количественная характеристика) и качества профессионального образования в отдельных единицах сети и в сети в целом, соответствующих требованиям современного рынка труда, потребностям социально – экономического развития региона.
Задачами РИС являются:
- распространение опыта реализации программ подготовки кадров по профессиям и специальностям, входящим в заявленную область подготовки наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей;
- разработка и реализация новых образовательных программ, модулей, методик и технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, по профессиям и специальностям, входящим в заявленную область подготовки по наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей;
- разработка и реализация программ повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий);
- разработка методического обеспечения образовательной деятельности;
- формирование депозитариев учебно-методических материалов (в том числе в мультимедийном формате); депозитариев диагностических средств (оценочных, контрольно-измерительных материалов) для оценки качества подготовки (промежуточная, итоговая аттестация);
- организация и проведение демонстрационного экзамена, включая подготовку экспертов; организация и проведение профессиональных олимпиад и конкурсов, в том числе по стандартам Ворлдскиллс, включая подготовку участников, экспертов, тренеров, предоставление площадей и оборудования.
Вопрос: Каким образом оформляется создание региональной площадки сетевого взаимодействия (далее – РПСВ), как ядра РИС?
Ответ:
РПСВ создается приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) на базе профессиональной образовательной организации, имеющей потенциал (материально-технический, кадровый, методический, информационный и т.д.) для реализации направления «Разработка и распространение в системах среднего и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса» по соответствующему направлению подготовки.
Вопрос: Кто может являться субъектами взаимодействия РИС?
Ответ:
Основными субъектами взаимодействия РИС являются следующие организационные структуры:
- межрегиональные центры компетенций;
- федеральные учебно-методические объединения;
- федеральные экспертные объединения и организации;
- ПОО - РПСВ;
- профессиональные образовательные организации – партнеры РПСВ, участники сети;
-организации различных форм собственности, являющиеся работодателями для выпускников профессиональных образовательных организаций, входящих в региональную сеть подготовки кадров / объединения работодателей;
- советы по профессиональным квалификациям;
- региональные учебно-методические объединения;
- региональные учебно-методические комиссии;
- специализированные центры компетенций;
- региональные центры компетенций;
- центры проведения демонстрационного экзамена;
- региональные координационные центры;
- организации высшего образования;
- центры оценки качества.
Вопрос: Какие ПОО Смоленской области являются участниками РИС по направлению «Строительство» в настоящий момент?
Ответ:
1. ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж»
2. СОГБПОУ «Верхнеднепровский технологический техникум»
3. СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум»
4. СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
5. СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
6. ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»
Вопрос: Что является целью деятельности и задачами ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж», как РПСВ по направлению «Строительство»:
Ответ:
Целями деятельности РПСВ являются:
- опережающая подготовка рабочих кадров СПО в строительной отрасли Смоленской области на основе обновления рынка компетенций в рамках инновационного взаимодействия участников сетевой кооперации с использованием передовых информационных технологий;
- модернизация региональной системы профессионального образования на основе инновационной сети образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по перечню наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей среднего профессионального образования по направлению «Строительство».
Задачами деятельности РПСВ являются:
- разработка новых образовательных модулей основных профессиональных образовательных программ, программ дополнительного профессионального образования на основе обновления рынка компетенций;
- создание и нормативное сопровождение сетевой кооперации участников по подготовке рабочих кадров в строительной отрасли;
- использование методик независимой оценки квалификаций при подготовке рабочих кадров в строительной отрасли на единой сетевой площадке области строительства региона;
- формирование группы экспертов по оценке качества подготовки рабочих кадров по компетенциям строительной отрасли;
- трансляция опыта подготовки рабочих кадров по компетенциям строительной отрасли в рамках инновационного взаимодействия участников сетевой кооперации с использованием передовых информационных технологий;
- разработка и обновление программ среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствии с ФГОС СПО путем обобщения лучших практик, методик, образовательных технологий и их тиражирование в едином образовательном пространстве на основе сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций;
- повышение эффективности использования материально-технического, кадрового, методического и информационного потенциала сетевого образовательно-производственного комплекса и обеспечение привлекательности профессионального образования для инновационной экономики Смоленской области;
- формирование методической базы по внедрению моделей инновационного сетевого взаимодействия образовательных организаций. общественных организаций и бизнес-структур по направлению «Строительство»;
- участие в подготовке команды Смоленской области к участию в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) всех уровней.
Вопрос: Что из себя представляет модель управления РИС?
Ответ:
Организационная структура модели управления содержит два контура взаимодействия: внешний контур и внутренний контур.
Внешний контур взаимодействия:
1. Координаторы Проекта:
- Министерство просвещения Российской Федерации;
- Департамент Смоленской области по образованию и науке;
- рабочая группа по организации и координации деятельности региональной инновационной сети профессиональных образовательных организаций Смоленской области;
- Координационный совет образовательно-производственного кластера строительства и городского хозяйства.
Осуществляют следующие функции: обеспечение качества среднего профессионального образования в соответствии с международными стандартами; выполнение мониторинговых показателей; софинансирование со стороны заказчика и т.д.
2. Сектор труда:
- профильные союзы работодателей:
- Смоленское региональное межотраслевое объединение работодателей «Союз строителей Смоленской области»;
- Ассоциация саморегулируемой организации «Объединение Смоленских проектировщиков»;
- Ассоциация саморегулируемой организации «Объединение смоленских строителей»;
- Центр оценки квалификаций в области «Строительство»;
- ведущие предприятия, организации отрасли.
Осуществляют следующие функции: определение соответствия подготовки выпускников квалификационным запросам (профессиональным и корпоративным стандартам), обеспечение вариативности и вариантности образовательных программ, участие в промежуточной и государственной итоговой аттестации; организация экспертизы; организация практики; внедрение наставничества и элементов дуального обучения, предоставление возможности педагогическим работникам прохождения стажировки по направлению преподаваемых дисциплин, модулей; софинансирование со стороны работодателей и т.д.
3. Организации-партнеры:
- межрегиональный центр компетенций в области «Строительство», техникум им. С.П. Королева;
- ГАУ ДПО Смоленский областной институт развития образования;
- Федеральное учебно-методическое объединение 08.00.00. по укрупненной группе профессий и специальностей;
- региональное учебно-методическое объединение по укрупненной группе профессий и специальностей 08.00.00.;
- многофункциональный центр прикладных квалификаций Смоленского строительного колледжа;
- региональный координационный центр WorldskillsRussia Смоленской области;
- ПОО – участники сети;
- образовательные организации ВО;
- школы.
Осуществляют следующие функции: увеличение финансирования; улучшение инфраструктуры; повышение квалификации педагогов, предоставление необходимого методического обеспечения: участие в разработке учебно-программной документации, контрольно-измерительных материалов и контрольно-оценочных средств для промежуточной и государственной итоговой аттестации; предоставление материально-технической базы, достаточной для реализации ФГОС ТОП-50 и т.д.
Внутренний контур взаимодействия
В рамках сетевого взаимодействия участников РИС осуществляется совместная работа РПСВ с ПОО – участниками сети.
Осуществляют следующие функции:
- создание региональной материально-технической базы в соответствии с требованиями ФГОС СПО, профессиональных стандартов, стандартов WSR, передовыми технологиями для подготовки кадров, повышения квалификации и проведения демонстрационного экзамена;
- реализация информационно-методических функций – методической и консультационной поддержки педагогических работников ПОО области, через разработку нормативно-правовой документации, учебно-методических комплексов и возможность сетевого пользования ими;
- изучение, аккумуляция и трансляция в региональную систему среднего профессионального образования международного и отечественного опыта подготовки кадров, в том числе движения WorldSkillsRussia;
- внедрение современных форм, методов, технологий подготовки кадров: распространение нового инструмента оценки качества подготовки кадров – демонстрационного экзамена.
Интеграция ресурсов региональной площадки сетевого взаимодействия и её социальных партнеров посредством организации горизонтального сетевого взаимодействия колледжа с образовательными организациями СПО и вертикального сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования и школами на региональном и межрегиональном уровне позволит:
– создать среду, обеспечивающую реализацию непрерывного опережающего образования;
– развить и укрепить государственно-частное партнерство как один из ключевых механизмов опережающего непрерывного профессионального образования, как гарант и фундаментальную основу управления стратегией инновационного развития системы СПО, региона;
– развить механизмы многоканального финансирования;
– обеспечить предприятия постоянным притоком кадров, соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям работодателя;
– внедрить современные методики и технологии обучения, обеспечивающие реализацию ФГОС СПО ТОП-50;
– разработать перечни лабораторных и практических работ, ориентированных на использование оборудования социального партнера, т.е. создать условия для перехода от интеграции учебно-методического обеспечения к интеграции материальной базы путем создания интегрированных пространственно-распределенных учебных лабораторий, полигонов;
– разработать содержание и внедрить новые формы организации работы с талантливой молодежью;
– обеспечить студентам возможность естественным образом адаптироваться к условиям производства, войти в трудовую деятельность, что, в свою очередь, будет способствовать развитию коммуникативных умений, формированию позитивного социально-профессионального опыта, социальной компетентности и ответственности;
– продолжить модернизацию материально-технической базы, инфраструктуры региональной площадки сетевого взаимодействия;
– расширить сферу присутствия инструментов реализации Инновационной модели (движения WSR) в системе СПО Смоленской области;
– реализовать проект по ранней профориентации и основам профессиональной подготовки школьников JuniorSkills.
Координирование деятельности внутри РПСВ осуществляется рабочей группой ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж». В состав рабочей группы входят следующие центры:
1. Центр создания и внедрения новых разработок:
1.1 Сектор разработки нормативно-правовой документации;
1.2 Сектор разработки учебно-методической документации;
1.3 Сектор электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
1.4 Сектор внедрения передовых образовательных технологий;
2. Центр технического сопровождения реализации проекта;
3. Центр модернизации материально-технической базы;
4. Центр профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и трансляции лучших практик подготовки рабочих и специалистов;
5. Центр контроля за достижением целевых показателей функционирования РИС ПОО и мониторинга результатов внедрения новых практик.