Петр Иванович Третьяков (1946-2020) – видный ученый в области дидактики и теории управления образовательными системами, член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, академик МАНПО - Человек... Ученый... Педагог... Мастер...
I Международные Третьяковские образовательные чтения, посвященные памяти УЧЕНОГО и ПЕДАГОГА пройдут 9−11 декабря 2020 года на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования».
Проведение данных Чтений можно считать важным этапом в упрочении позиций созданной им научной школы, предполагающим не столько подведения итогов, но, прежде всего, определения перспективных направлений исследования актуальных проблем теории и практики внутришкольного управления, повышения профессиональной компетентности работников образования.
Третьяков Петр Иванович создал оригинальную концепцию научного управления по результатам на различных уровнях: регион, муниципалитет, город, образовательное учреждение. Технология управления школой по результатам была разработана профессором на основе концепции управления финских авторов (Санталайнен Тимо, Воутилайнен Эеро). Технология управления по результатам сводит к минимуму возможность выдвижения нереальных целей и условий. Согласно П.И.Третьякову, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.
Хочется подчеркнуть исключительную роль П.И.Третьякова в создании на Смоленщине научной школы управления образовательными системами, которой в 2020 году фактически исполняется 25 лет. Вспомним основные этапы возникновения, становления, и современного развития научной школы Петра Ивановича.
Начало появлению научной школы положила I-я научно-практическая конференция городов России «Практика управления развивающейся школой в городе» в 1995 году, проведенная по инициативе городского отдела образования, заведующим которого в то время был Захаренков С.И., ученик и последователь Петра Ивановича.
В течение 1995-2019 годов прошло 25 научно-практических конференций под научным руководством доктора педагогических наук, профессора П.И.Третьякова, в том числе восемь НПК и две межрегиональные научные сессии именно в Смоленске в различные годы. Все были посвящены рассмотрению результатов и перспектив продолжения исследований, которые были заложены УЧИТЕЛЕМ.
Если провести научную рефлексию проблематики конференций и форумов под научным руководством Ученого, то каждая их них была своеобразным ответом на вызовы XXI века. Ведущей научной проблемой являлась «Управление качеством образования». Эта проблема рассматривалась как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. Рассматривались проблемы управления развитием образования в регионе на рубеже XXI века (1997), реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования (1998), взаимодействие и миссия образования, культуры, христианства в XXI веке (2000), управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества (2002), мониторинг развития образовательных систем в регионе как условие оперативного управления качеством образования (2004), взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования (2007).
В последние годы особое внимание Петр Иванович уделял проблеме развития образовательной среды и ресурсов развития современного урока. На конференциях рассматривались различные аспекты проблемы: региональные ресурсы, психолого-педагогические ресурсы, технологии как инновационный ресурс, ресурсы развития управления, ресурсы развития качества образовательной среды и непрерывного профессионального педагогического образования. Это доказывает, что Третьяков П.И. был педагогом-практиком и одновременно пытливым исследователем-ученым, доказывает его умение мысштабно и стратегически мыслить.
В преддверии каждой конференции Петр Иванович выезжал в регионы, в том числе в Смоленск, для проведения авторских семинаров и специальных курсов с руководителями школ и педколлективами с целью обучения и подготовки к НПК. Слушатели разрабатывали комплексно-целевые программы развития образовательных организаций, инновационные проекты по ресурсам развития современного урока, разрабатывали программы педагогических маршрутов для практико-ориентированого контента конференций. Неоднократно на занятиях Заслуженный учитель Российской Федерации повторял: «Необходимо приложить максимум усилий всем участникам образовательного процесса, чтобы дети были успешными, адаптированными, и, в конечном итоге, могли реализовать себя».
Он обладал великим даром УЧИТЕЛЯ – верить в силы ученика и оптимистично смотреть в его будущее. Это качество – вера в силу человеческого духа – его профессиональный педагогический талант.
На Смоленщине много учеников и последователей Петра Ивановича, которые под его руководством проводили научные исследования, трансформируя и привнося позитивные изменения в региональную систему образования. Так сложилась научно-педагогическая школа П.И.Третьякова
Под научным руководством МАСТЕРА в разные годы было защищено смолянами восемь диссертаций на соискание степени кандидата педагогических наук. Если проанализировать проблематику диссертаций, можно сделать вывод, что диссертационные работы учеников-смолян – хороший пример осуществления исследования от теоретической идеи до внедрения и получения практико-ориентированных результатов. В диссертациях четко прослеживается гибкое сочетание глубоких теоретических знаний и существенного практического опыта. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что теоретическому и практическому анализу результатов исследований, разработке соответствующих положений и рекомендаций способствовал личный опыт работы диссертантов, непосредственно осуществлявших руководство опытно-исследовательской работой в своих образовательных организациях.
Наш УЧИТЕЛЬ постоянно поддерживал и расширял наш научный интерес публикациями, авторскими семинарами, конференциями к теоретико-методологическим проблемам управления образовательным системами. Ученики и последователи УЧЕНОГО продолжают практико-ориентированные исследования, что позволяет развивать теорию и практику образовательного менеджмента. Следует подчеркнуть, что научные школы являются своеобразными кузницами формирования научных кадров, одним из обязательных условий сохранения и преумножения научных традиций, в системном решении актуальных проблем современности.
Наш УЧИТЕЛЬ всегда был для нас примером высокой самоотдачи, настойчивости в постоянном поиске эффективных способов и методов решения поставленных задач. Богатый опыт, обширные знания, замечательные деловые и личные качества, душевное тепло и доброта, мудрость и терпение снискали высокий авторитет среди коллег, учеников, соратников и последователей Петра Ивановича Третьякова.
Спасибо УЧИТЕЛЬ! «Встреча с Вами оказала огромное влияние на мою судьбу».
И под такими простыми и искренними словами подписываемся все мы - Ваши научные дети: Воронова Нина Алексеевна, Дюг Леонид Трофимович, Захаренков Сергей Иванович, Картошкин Сергей Александрович, Куришкина Лариса Анатольевна, Медведева Антонина Васильевна, Тагинцева Раиса Федоровна, Туберозова Марина Валентиновна.