Это было очень давно, в 1996 году. В городе Смоленске было организовано обучение директоров школ. Занятия вел преподаватель, имеющий знаменитую фамилию Третьяков. На одно из таких занятий попросили придти административную команду школы для разработки какого-то проекта. Директор нашей школы Лидия Алексеевна Кудинова предупредила меня о предстоящем событии, и мы направились на эту встречу в одну из школ города, где проходило обучение.
Озадаченные пока непонятной работой, а самое главное первой встречей с Петром Ивановичем, о котором говорили, что он строг, задает много вопросов, не любит опаздывающих, организует практикумы, следит за работой каждого слушателя, мы открыли дверь в аудиторию. Вошли, поздоровались, и я увидела улыбчивого, но сосредоточенного, внимательного человека, который осматривал аудиторию и готовился к работе. Потом много раз я видела его таким, как будто он перед стартом, понимает по какой дороге пойдет и поведет всех, каким должен быть финиш у каждой такой встречи с руководителями школ.
В тот день, день нашего первого знакомства, Петр Иванович рассказывал о роли диагностических процедур, возможности оперативного управления школой с помощью организуемых микроисследований при проведении Дней диагностики, регулирования и коррекции по определенным проблемам. Было очень интересно, мы ощущали новизну подходов, системность, практико ориентированность и понимание изменений, которые необходимы в области управления современной школой. Именно тогда Петр Иванович сказал, что в образовании потенциал развития личности, и руководитель школы должен постоянно учиться, изменяться.
Спасибо, Учитель, за урок и решения, принимаемые в жизни! Его слова: «Диссертация должна быть направлена своими исследованиями в будущее, именно тогда ее значимость возрастает», я помню и рассказываю об этом студентам и педагогам.
На одном из практикумов, проводимых Петром Ивановичем, мы проектировали Школу будущего, а вместе со своими коллегами в школе выполнили социально-педагогический проект «Наша сегодняшняя школа в отражении завтрашнего дня», приняв участие во Всероссийском конкурсе инноваций. Данный проект отмечен высшей наградой конкурса – золотой медалью «Элита российского образования».
Петр Иванович умел ощущать будущее, видел его очертания в настоящее время. Он неутомимо обучал, консультировал, сопровождал, организовывал обучение руководителей, писал статьи, был автором научных сборников и приглашал в соавторы аспирантов, молодых ученых, диссертантов. Ему было присущи чувство гордости за своих учеников, он радовался нашим успехам и старался понимать жизненные обстоятельства, которые были разными у всех его учеников. Его советы уходили корнями в жизненный опыт, они были мудрыми, ненавязчивыми и помогали понять ситуацию, себя, свое отношение к происходящему.
Огромная жизнеспособность, радость общения, коллективная мыследеятельность, опережающее создание проектов в области управления школой – все это штрихи их большой жизненной картины одного человека – Петра Ивановича, в содержание которой вовлечены сотни людей.
Научное руководство, осуществляемое Третьяковым П.И., заслуживает особого внимания. Как ученый, он много внимания уделял методологии исследования, точности формулировок, использованию научных терминов. В диссертационном исследовании «Управление развитием образовательного процесса на основе идеи интеграции» (2002) , которое я проводила, был представлен опыт работы педагогического коллектива МБОУ «СШ № 33». Петр Иванович, понимая особенности работы нашего коллектива, умело направлял вектор развития на инновационное содержание функций управленческого цикла, подчеркивая новизну проводимых исследований. Он был с нами, среди нас, организуя научный поиск, знакомя с технологией управления школой по конечному результату педагогической деятельности. Особую значимость имеет работа с педагогическим коллективом, так как необходимо было преодолевать трудности внедрения образовательных технологий.
В этой связи наш педагогический коллектив, развиваясь, реализовывал Программы развития школы и инновационные проекты «Управление ОУ на основе конечного результата» (1996-2005), «Кооперация школы и учебно-производственного комбината для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов» (2005-2007), «Управление формированием ключевых компетенций субъектов образовательного процесса» (2006-2011).
Да, с той первой встречи прошло много лет. Открыв двери, мы шли по лестнице встреч, перемен, сложной работы, новых исследований, открытий, результатов. И сегодня эта дверь отрыта… Только входим мы в нее без него. Но у нас в руках его книги, монографии, а главное уроки жизни, которые преподал нам Петр Иванович – Человек, Учитель, Мастер своего дела.
Куришкина Лариса Анатольевна