Далекий 1992 год... Повышение квалификации руководителей школ Смоленской области на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки МПГУ (ФППК и ППРО) на кафедре управления образовательными системами, заведующий кафедрой Шамова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Состав группы – сто человек – директора школ и заместители по УВР. Я, в должности заведующего кабинетом повышения квалификации руководящих кадров Смоленского областного ИУУ, возглавляла данную группу. Основным лектором на общих занятиях была Т.И. Шамова, на практических занятиях работали 3 группы, одна из них – городская (руководители школ города Смоленска). Именно с этой группой работал П.И.Третьяков. После каждого его занятия руководители восхищенно обменивались впечатлениями. Занятия Петра Ивановича отличались новизной, каждого слушателя он ставил в активную позицию по осмыслению услышанного, учил рефлексии собственного управленческого опыта. Все это натолкнуло на мысль об установлении последующего сотрудничества как с кафедрой Т.И.Шамовой, так и с П.И.Третьяковым. Кстати, Петр Иванович являлся ее любимым «научным» учеником.
В 1993 году по приглашению городского отдела образования (зав. Захаренков С.И. в то время) Петр Иванович приехал в Смоленск провести цикл авторских семинаров с руководителями школ. Эти семинары побудили руководителей отвлечься от рутинных мыслей о нагрузке, учебных планах, зарплате и посмотреть на свою работу другими глазами. Разработка концепций развития школ, программ управления качеством образования по конечным результатам, началась серьезная целенаправленная работа не только с директорским корпусом, но и с учителями педагогических коллективов по изучению и внедрению современных образовательных технологий.
Итогом серьезной работы стало предложение Петра Ивановича провести первую НПК в г. Смоленске по проблеме «Практика управления развивающейся школой в городе», чтобы актуализировать инновационный поиск педколлективов школ.
Позже, сотрудничество с Петром Ивановичем расширилось на всю область. Последовали авторские семинары с заведующими муниципальных органов управления образованием, с руководителями школ области. И всегда увлеченность, компетентность, харизма Петра Ивановича и как ученого, и как педагога «заражала» слушателей «вирусом» инноваций и стремлением достичь более качественных результатов в работе. Его убежденность, что МОЖНО и НУЖНО работать по-другому, по-новому, и, главное, показ КАК это делать посредством новых управленческих концепций и технологий, снискали ему высочайший авторитет в педагогическом сообществе Смоленщины.
Считаю, что мне очень повезло пройти, фактически, научную школу исследовательской подготовки под руководством Петра Ивановича. Он учил меня системному мышлению, методологии исследования, проектированию проблемного поля.
После общения с Петром Ивановичем словно заряжался жизненной энергией, хотелось работать на высшем напряжении сил и загорался желанием преодолевать любые неурядицы. Он видел в каждом собеседнике личность, уважал его человеческое достоинство и интересы. Тактичность, чуткость, заботливость гармонично сочетались с принципиальностью, требовательностью и настойчивостью.
Уже в должности проректора по научной работе Смоленского института развития образования, в результате совместной работы, мы провели в Смоленске восемь международных НПК и две межрегиональные научные сессии под научным руководстом доктора педагогических наук, профессора, академика РАЕН, заслуженного учителя Российской Федерации Третьякова Петра Ивановича. Имя научного руководителя конференций было своеобразным паролем, что мероприятие будет продуктивным, эффективным, с широким показом лучшего инновационного опыта школ Смоленщины.
Очень тяжело о нем писать был..., было... Невосполнимая утрата... Но он остается в нашей памяти и воспоминаниях учеников, остались его книги, монографии, презентации на конференциях и семинарах, фотографии. Он живой на совместных видео...
Спасибо УЧИТЕЛЬ! Кланяюсь Вашей ПАМЯТИ...
Тагинцева Раиса Федоровна