Писатель, журналист, драматург, историк литературы, общественный деятель Николай Александрович Энгельгардт (1867-1942) был одним из представителей Серебряного века.
Его имя было незаслуженно забыто в советский период в связи с политическими взглядами писателя-монархиста. Будучи сыном Александра Николаевича (известный химик, автор писем «Из деревни») и Анны Николаевны (переводчица, общественная деятельница) Энгельгардтов, Н.А. Энгельгардт с детства был знаком с представителями интеллектуальной элиты России, известными деятелями науки и культуры (А.Н.Бекетовым, П.А.Лачиновым, В.В.Докучаевым, А.С.Ермоловым, Н.А.Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, А.Н. Римским-Корсаковым).
В дальнейшем, став журналистом, Н.А. Энгельгардт познакомился с Л.Н.Толстым, В.С. Соловьевым, В.В. Розановым и др. Был известен как автор исторических романов, поэт и публицист. Написал «Историю русской литературы XIX столетия» в двух томах. С конца 1910-х гг. трудился как драматург, прежде всего исторический, создавая цикл из 13 шутотрагедий.
Разработал собственную новаторскую теорию драмы. Был женат на Ларисе Гарелиной (первой жене К.Д. Бальмонта), его дочь стала второй женой Н.С. Гумилёва. Оставил воспоминания «Эпизоды моей жизни», до сих пор, как и многое другое из написанного им, неопубликованные.
Особый интерес произведения Н.А. Энгельгардта представляют для смолян.
Хотя писатель родился в С.-Петербурге и прожил в нём большую часть своей жизни, он ощущал себя смолянином. В этом статусе его воспринимали и окружающие. Показательно, что свои мемуары, создаваемые им с 1935-го по 1939-й гг., когда он уже не покидал Ленинграда, неожиданно подписаны: «Из Батищева». Эта подпись в силу фактического несоответствия с действительностью приобретает особую значимость.
Умер в блокадном Ленинграде.