engelgardt_portret2.png
children-reading.jpg
    
peddinastii.png
smz.png

 

Биография

Имя писателя Николая Александровича Энгельгардта было незаслуженно забыто в советскую эпоху, так как он был убеждённым монархистом. К тому же у писателя была принципиальная творческая позиция, он не ориентировался на массового читателя.

«Мы боялись популярности. Мы всё сделали, чтобы её избежать. Мы имели убеждения. Мнению улицы мы не придавали значения. <…> Мы пользовались симпатией нескольких выдающихся умов». *

Николай Александрович Энгельгардт родился в Санкт-Петербурге 17 февраля 1867-го года.

Будучи сыном известного химика, автора писем «Из деревни» Александра Николаевича и писательницы Анны Николаевны, Николай Энгельгардт уже в юном возрасте ощутил в себе дар слова и прочно связал свою жизнь с литературой. Подводя итоги своей литературной деятельности, он составил план полного собрания сочинений, включавшего в себя 38 томов.

Поэзия сопровождала Энгельгардта с первых лет жизни, она органично входила в его детские игры, обогащала яркими впечатлениями. Обратив внимание на эту склонность сына, отец познакомил его с правилами написания стихов, и в восемь лет мальчик уже знал, что такое стопа, рифма, размеры, цезура.

Прожив три года в Батищеве, Коля Энгельгардт уехал в Петербург учиться. А затем сестра привезла его в Смоленск, где он продолжил учёбу в местной классической гимназии.

«Каждый шаг открывал исторические следы в этом городе, пробуждавшие воспоминания минувшего».*

История и поэзия, практически полностью заполнявшие собою внутренний мир подростка, мирно сосуществовали в его душе, примером чего может служить лирико-эпическая поэма «Часы бессмертия. Исторические картины Смоленска», над которой юный поэт работал с 1882-го по 1885-й годы и которая, к сожалению, не была закончена и сохранилась лишь в отрывках.

По окончании гимназии Энгельгардт едет в Петербург и поступает в Лесной институт. Но вскоре он осознаёт, что его истинное призвание – это литература, и, не окончив курса, посвящает себя полностью художественному творчеству.

В декабре 1889-го года вышли в свет две его книги (одна – проза, другая – стихотворения). Стихотворения Энгельгардта с 1890-го по 1893-й годы печатались в различных журналах.

Начинающий литератор сначала зарабатывал переводами прозы и поэзии, а затем приступил к работе над своим собственным романом – «Люди разного безумия», который в 1896-м году в сокращённом виде был опубликован в «Книжках “Недели”».

Помимо художественного творчества Энгельгардт занимался журналистикой, сотрудничая с различными газетами и журналами. Он писал о современной жизни, критикуя её недостатки, пытаясь словом «жечь сердца людей», просвещать их.

В конце века Энгельгардт задумал «дать ряд популярных изложений главнейших мыслителей человечества и издавать эти изложения небольшими изящными томиками»*. Замысел не был воплощён, рукописи же отдельных философских трактатов, написанных им в это время, сохранились и находятся в Российском государственном архиве литературы и искусства.

В 1895-м году в № 12 «Книжек “Недели”» Энгельгардт выступил со статьёй «Поклонение злу» по поводу вышедшего в свет романа Д.С. Мережковского «Отверженный». Эта статья навсегда «развела» с модернистами молодого литератора, вспоминавшего впоследствии: «Отношение моё к декадентству было резко отрицательное».*

Энгельгардт не забывал и о поэзии. Им был приготовлен второй сборник стихотворений «Лествица», но в приступе недовольства собой поэт выбросил написанное в макулатуру. В «Русском вестнике» был напечатан роман Энгельгардта «Под знаком Сатурна». В нём силён обличительный пафос, на многих страницах книги писатель выступает как сатирик, изображая мещан уездного города, неумело хозяйствующих на земле помещиков, петербургских чиновников и «литературный бомонд».

В газете «Новое время» Н.А. Энгельгардт помещал заметки и художественную прозу. Широкий отклик общественности получили выступления Энгельгардта с докладом под названием «Критический анализ русского неомарксизма», проходившие в течение трёх вечеров в заполненном до отказа зале.

В 1900-м году Энгельгардт обобщает достижения отечественной литературы и пишет «Историю русской литературы XIX столетия». Работа длилась в продолжение полутора лет. В «Русском вестнике» публикуется работа Н.А. Энгельгардта «Земля и государство», в ней автор доказывает, что фундаментом российской государственности являются народная община, православие и монархическое правление.

Н.А. Энгельгардт вступает в монархическое общество «Русское Собрание», состоя членом которого в декабре 1904-го года в составе депутации встречается с Государем.

В романе «Под знаком Солнца» Н.А. Энгельгардт предпринимает попытку изображения положительного героя своего времени, создаёт образ барона Фабиана, немца, влюблённого в Россию и в русский народ.

В период с 1905 по 1914 гг. Энгельгардтом были написаны почти все его исторические романы, первостепенное значение которых в своём творческом наследии осознавал и сам автор: «Мои бытовые романы были напечатаны, читались, но лишь обратившись к историческому жанру, я почувствовал некоторую силу пера, и успех моих исторических романов был гораздо явственнее».*

Первым историческим романом Энгельгардта было «Московское рушение». Затем в «Историческом вестнике» вышла повесть под названием «Шкловские ассигнации»

В этом же журнале были опубликованы романы «Окровавленный трон», «Екатерининский колосс» и «Граф Феникс». «Россия» опубликовала «Смоленское разорение» и «Огненную купель», посвящённые событиям 1812-го года.

Не всё, относящееся к исторической беллетристике Энгельгардта, увидело свет. О том, сколь многое из неё осталось неизвестным для читателя, говорит составленный писателем план полного собрания его исторических произведений в двадцати четырёх томах. Опубликованное в журналах и газетах составляет лишь четвёртую часть от вошедшего в этот список.

В 1915-м-1916-м годах Энгельгардт работал над не увидевшей свет «Историей русской цивилизации», материалы к которой хранятся в настоящее время в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Третий сборник стихотворений, «Скупые дни» был составлен из переводов восточной и западной мистической поэзии и элегий китайского поэта XIII века даоса Чин-Чуна. Как и все 10 поэтических сборников Энгельгардта, помимо первого, он не был издан.

В «Историческом вестнике» печатались «Давние эпизоды» – очерки, которые литератор писал в связи с собиранием материалов по истории своего рода.

В конце 1916 года Энгельгардт переживал духовный кризис, чутко реагируя на происходящее крушение монархии. Любовь к России – стержневая черта Энгельгардта. Поэтому, даже будучи убеждённым монархистом, он не покинул страну после революции. «Остаться, терпеть, верить в свой народ, трудиться – значило сохранить своё человеческое достоинство, завоевать себе звание гражданина народной великой республики… И это значило заплатить долг народу и очистить себя».*

До выхода на социальную пенсию в январе 1931-го года Энгельгардт преподавал в Институте живого слова, состоял сотрудником статистического бюро, работал лектором в клубах, был учёным библиографом в целом ряде учреждений.

Ещё в 1917-м году Энгельгардт попробовал себя в качестве драматурга. Его первая пьеса, «Любительница голубой мечты задумчивости», написанная по мотивам древних преданий Китая, в 1922-1924-м годах шла на сцене Государственного передвижного театра П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской. Она ставилась 25 раз, «разделяя каждое представление залу на две части: одна была заинтересована зрелищем, другая находила, что это “декадентство”, что “ничего не поймёшь”…»*

Вслед за «Любительницей голубой мечты задумчивости» появились сценическая версия переведённой самим драматургом поэмы Сюлли-Прюдома, пьеса о современности, водевиль на китайскую тему и цикл исторических шутотрагедий из 13 пьес, охватывающий своим содержанием почти полуторавековой (с 1762-го по 1905-й гг.) период жизни страны. Каждая из пьес иллюстрирует собой кровавое событие истории России, а их совокупность демонстрирует последовательное движение монархической империи к своей гибели, которая с каждым новым злодеянием становится всё более неотвратимой. Все эти пьесы так и не были поставлены на сцене.

Энгельгардт выступал не только как автор, но и как теоретик драмы. Свою теорию драмы он строил на основе модернизированных классических «трёх единств», прибавляя к ним четвёртое – «единство идеи». Драматургическая тема, по Энгельгардту, должна развиваться многопланово во взаимодействии семи потоков: красочном, звуковом, речевом, людском, идеологическом, немом – и потоком, именующимся «панорамой кино».

Другой гранью творчества Энгельгардта продолжала оставаться история литературы. Поле его исследовательского интереса было заметно расширено, охватывая собой уже всю историю русской литературы. Результатом работы стал труд «От певца Баяна до Александра Блока. Очерки истории русской литературы с древнейших времён до наших дней».

Последний этап творчества Энгельгардта связан главным образом с написанием воспоминаний под названием «Эпизоды моей жизни». Обширные литературные и окололитературные связи самого писателя и его ближайших родственников обуславливают интерес исследователей к этим мемуарам: Энгельгардт состоял в браке с первой женой К.Д. Бальмонта, его зятем был Н.С. Гумилёв, его первенца-сына крестил Вл.С. Соловьёв, родственные узы связывали семейство Энгельгардтов с М.Е. Салтыковым-Щедриным, судьба подарила Н.А. Энгельгардту встречи с Л.Н. Толстым, Н.А. Некрасовым, Ф.М. Достоевским, А.Н. Плещеевым, Я.П. Полонским, А.П. Чеховым, Н.И. Вавиловым, В.В. Розановым, В.И. Лениным и др.

До конца жизни Энгельгардт продолжал писать стихи, поэмы, не оставлял занятия переводами. Характеризуя себя в этом качестве, литератор отмечал: «Как поэт, я не принадлежал школе символистов и декадентов. Я проникнут был началами классического реализма и, если хотите, был русским “парнасцем”».*

Преданность своему народу и своей стране Энгельгардт хранил до смерти. «И только в минуты братского единения с народом я становлюсь причастным океана бесконечной гигантской жизни, и во мне открывается высший смысл народного страстотерпства, а чрез это и моя уединённая жизнь приобретает смысл ».*

В 1942-м году престарелый писатель умер в блокадном Ленинграде вместе с женой, дочерью и внучкой, разделив участь тысяч своих сограждан.

Особый интерес произведения Н.А. Энгельгардта представляют для смолян. Хотя писатель родился в Санкт-Петербурге и прожил в нём большую часть своей жизни, он ощущал себя смолянином. В этом статусе его воспринимали и окружающие. Показательно, что свои мемуары, создаваемые им с 1935-го – по 1939-й гг., когда он уже не покидал Ленинграда, неожиданно подписаны: «Из Батищева». Эта подпись в силу фактического несоответствия с действительностью приобретает особую значимость.

В последние десятилетия имя Энгельгардта выходит из небытия. Издаются исторические романы («Окровавленный трон», «Граф Феникс», «Екатерининский колосс»), отрывки из воспоминаний, в поле зрения литературоведов попала его «История русской литературы XIX столетия».

Можно сказать, что в некоторой степени оказываются пророческими по отношению к нему самому слова Николая Энгельгардта о специфике писательского труда и взаимоотношений с читателем: «Во время отлива напрасно бранить море или умолять его возвратиться. Надо терпеливо ждать, час прилива наступит в своё время. Для каждого честного, искреннего писателя, положившего в мысль всю свою жизнь, этот час всегда наступает. Пристрастие критики, счёты “своего прихода”, мелочи жизни, предрассудки, всё отходит. Наступает как бы второе признание труженика, который сам давно примирился с покрывшим его забвением».*

[ * ] - цитаты из воспоминаний Н.А. Энгельгардта «Эпизоды моей жизни».