engelgardt_portret2.png
children-reading.jpg
    
peddinastii.png
smz.png

 

Екатерининский колосс

E1_m.jpg

Екатерининский колосс // Исторический вестник, 1908, № 1-12. В серии: Смоленская земля в памятниках русской словесности. Том 21. Н.А. Энгельгардт. Смоленск, 2012. Вступительная статья с подробной биографией автора.

Ведущая тема «Екатерининского колосса" – тема превратностей судьбы. Н.А. Энгельгардт использует вальтерскоттовскую композиционную модель, в соответствии с которой в центре повествования оказывается вымышленный герой. В «Екатерининском колоссе» таковым является П.К. Радожицкий. Волею судьбы он оказывается рядом с Г.А. Потёмкиным в последние годы жизни фаворита, и коллизия, связанная с жизнью Павла Корнильевича, переплетается с жизненной коллизией «светлейшего».

Но простота и традиционность построения ЕК лишь кажущиеся. Подлинное историческое событие, лёгшее в основу романа – гибель Потёмкина (что заявлено уже названием произведения), – являлось одним из «белых пятен» исторической науки того времени. Вероятно, боясь погрешить против последней, Энгельгардт отказывается от творческого домысливания и применяет «комплексный» подход к художественному освещению выбранной темы, заключающийся в своеобразном построении коллизии, раскрывающей её. Уже в предисловии к роману автор заявляет о своём не совсем определённом взгляде на предмет изображения. «Потёмкин пал от соединения четырёх причин – от старческого расслабления Екатерины, от пятидесятимиллионного дефицита, от Платона Зубова и от недовольства Англии и боязни её дипломатов, что рано или поздно Потёмкин завладеет Константинополем и проливами». Неопределённость не снимается ни в продолжение повествования, ни по завершении его. Все четыре упомянутые в предисловии причины, приведшие к падению «екатерининского колосса», художественно воплощаются в романе, приобретая в его структуре свою в большей или меньшей степени самостоятельно развивающуюся линию.

Композиционная многолинейность, раскрывающая основную тему ЕК – падение Потёмкина, не исчерпывается показом в развитии и завершении четырёх названных причин. Энгельгардт рассматривает ключевое событие романа в соотнесении с историческими процессами общенационального масштаба. Светлейший был вынесен бродящими силами «народа в историческом движении его на Восток, к свободному морю. <…> Народ изнемог <…>, и вместе с запавшим приливом – низринулся и Потёмкин». «Отлив» погубил не только екатерининского колосса, но и многие из его деяний. «Степь вновь вступала в свои права, и от миража культуры и цивилизации, будто бы внесённых Потёмкиным в степи, с поразительною быстротою оставалось одно воспоминание». Суммируя отмеченные особенности основной коллизии ЕК, можно констатировать, что движущееся за счёт энергетики различных, но однонаправленных конфликтов-сил действие романа, функционально сближаясь с роком древнегреческих трагедий, подчёркивает закономерность и неизбежность центрального события. В этом, безусловно, проявляется новаторский подход Н. Энгельгардта к композиции исторического романа.