Требования к подготовке публикаций: структура методического продукта
Структура методического продукта определяется его функциональным назначением и может меняться в зависимости от его вида, но печатные методические издания строятся по единой схеме и содержат следующие основные элементы:
- обложка;
- титульный лист;
- информационный лист (оборот титульного листа);
- оглавление (содержание);
- введение/пояснительная записка;
- основная часть;
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложения.
- вверху обложки по центру указать полное наименование организации (учреждения) и/либо фамилию и инициалы автора (авторов);
- по центру обложки нужно поместить заглавие (название);
- под заглавием можно указать вид методической продукции (пример: «методические рекомендации», «методическое пособие», «из опыта работы», «сценарий занятия», «конспект урока» и т.п.) [Приложение 1].
Допускается художественное оформление обложки.
Титульный лист – это страница, предваряющая текст.
На титульном листе нужно разместить основные выходные сведения, то есть сведения о печатном издании, необходимые для его библиографической обработки, статистического учета и для информирования потребителя:
- полное название организации;
- автор;
- заглавие (название);
- указание на вид методической продукции;
- название издательства;
- место издания (название населенного пункта);
- год издания.
На титульном листе рекомендуется размещать более полную информацию об издании, чем на обложке.
На информационном листе (обороте титульного листа) размещаю следующие компоненты:
- код УДК (универсальной десятичной классификации),
- код ББК (библиотечно-библиографической классификации);
- авторский знак (присваивается по Таблице авторских знаков Л.Б. Хавкиной);
- фамилия и инициалы автора либо автора-составителя (должность, место работы, научная степень);
- рецензенты (фамилия, инициалы, должность, место работы, научная степень);
- научный редактор (фамилия, инициалы, должность, место работы, научная степень);
- название работы;
- выходные данные (место издания; издательство; год издания; количество страниц в данном издании).
Ниже располагается аннотация, включающая лаконичные сведения о сути и предназначении представленного издания, указывается категория лиц, которым оно адресовано, и области (направления) возможного практического применения.
Если изданию присвоен ISBN (Международный стандартный книжный номер – уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием), он печатается после аннотации вместе со штрих-кодом.
Также на информационном листе, внизу, содержится знак охраны авторского права – неотъемлемый элемент выходных сведений издания, оповещающий о наличии у обладателя (физического или юридического лица) исключительных авторских прав на используемый в издании объект интеллектуальной собственности (то есть произведение науки, литературы и искусства и т.д.).
Знак охраны авторского права состоит из латинской буквы «С» в окружности, наименования объекта защиты права, имени правообладателя и цифрового обозначения года первого опубликования произведения. Например: © Иванов И.И., 2023 [Приложение 2].
Все перечисленные элементы оформления информационного листа относятся к выходным сведениям, предназначенным для информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета.
Понятие оглавление используется в моноработах (пример: «методическое пособие»), понятие содержание используется в сборниках (пример: «материалы конференции»).
Оглавление (содержание) должно включать наименования всех частей, имеющихся в методическом продукте:
- введение/пояснительная записка,
- названия всех глав и подглав,
- заключение (при необходимости),
- список литературы,
- приложения с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала.
Допускается размещение оглавления (содержания) как в начале, так и в конце издания. Если оглавление располагается в начале, то его нужно размещать сразу за титульным листом, если в конце – то после списка литературы.
Во введении/пояснительной записке требуется обосновать выбор темы методического продукта, определить актуальность и значимость выбранной темы для науки, практики, целевой аудитории.
Основная часть состоит из двух и более глав (разделов), которые в свою очередь могут делиться на подразделы, пункты.
Раздел должен отражать определенный аспект проблемы, подраздел – отдельную часть вопроса. Между разделами должна прослеживаться логика изложения и последовательность перехода от одного к другому.
Заключение является завершающей частью методического продукта с выводами, итогами, предложениями по использованию полученных результатов, описанием практической ценности работы. В заключении не должно быть никакой новой информации, не упомянутой в основной части работы.
Список литературы содержит сведения об источниках, использованных при написании методического продукта. Список можно озаглавить следующим образом: «Литература», «Список литературы», «Список источников и литературы».
Если в Список включаются все документы по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список нужно озаглавить словом «Литература».
Если включается только то, что анализировалось в работе и использовалось в виде заимствований в тексте, то рекомендуется второй вариант заглавия – «Список литературы».
Если кроме литературы использовались и другие источники, то применим третий вариант заглавия – «Список источников и литературы».
Дополнительно в работе можно разместить перечень литературы (источников), рекомендуемой для читателей, – «Список рекомендуемой литературы (источников)».
В любом случае в списке желательно указывать актуальные документы, не более пятилетней давности издания.
Приложения включают в методический продукт, для того чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а также для обоснования рассуждений и выводов.
В зависимости от вида методического продукта повествование можно вести от первого лица множественного числа («Мы считаем…», «Исходя из нашего опыта…») либо от третьего лица («По мнению автора…», «Исследователи отмечают…», «Дается возможность…»).
Концевой титул. На последней странице издания публикуют основные сведения о печатном издании, включая выходные данные книги. Информацию обычно размещают в нижней части или посередине страницы. Публикуемые сведения включают:
- полные имена авторов, а также имена редакторов, художников, оформителей, корректоров, работавших над книгой;
- тираж издания;
- количество страниц в издании;
- сведения о верстке (№ заказа, подписано в печать, сдано в набор);
- место выпуска;
- название издательства, а также его почтовый адрес (дополнительно можно указать сайт);
- год выпуска книги.
Также на концевой титульной приводят информацию о формате листов, на которых напечатана книга. Наличие сведений, которые размещают на концевом титуле, является обязательным [Приложение 3].