Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
sert-m1.jpg
smolensk.png










Статьи и материалы Г.С.Меркина

  1. Добры пачатак (Да выхаду першага нумара альманаха «Дзвша») // Сцяг камушзма (Полоцк), 1959, 13 студзеня.
  2. Вялш pycxi байкашсец. (Да 190-годзя з дня нараджэння I.A. Крылова) // Сцяг камушзма (Полоцк), 1959, 17 лютага.
  3. Цi ведаеш ты родны горад? // Сцяг камушзма (Полоцк), 1959, 4 красавпса.
  4. «Чардаш» Монцi // Сацыялiстычная праца (Магiлеў), 1959, 19снежня.
  5. «Маладзiк над стэпам» [Рецензия на книгу стихов Р. Бородулина] // Вицебскi рабочы, 1959, 15 лiстапада.
  6. «Маладзiк над стэпам» [Рецензия на книгу стихов Р. Бородулина] // Магiлеўская праўда, 1959, 14 кастрычнiка.
  7. Настаўнiк пакаленняў // Лiтаратура i мастацтва, (Мiнск), 1960, 22 лiстапада.
  8. Спектакль ставяць студэнты// Магiлеўская праўда, 1961, 31 мая.
  9. Звонкi голас паэта [Рецензия на книгу стихов Р. Бородулина «Рунець, красавець, налiвацца»] // Вицебскi рабочы, 4 снежня 1961.
  10.  За бацькоўскiм парогам [Рецензия на книгу М. Гроднева] // Чырвоная змена (Минск), 1961, 30 верасня.
  11.  Вось i вер такому падручнiку // Звязда (Минск), 1961, 22 лiстапада (В соавторстве с М. Авласевичем).
  12.  «Совесть» // Ленинский путь (Вязьма), 1964, 18 июня (псевдоним Г. Савинский).
  13.  Поэт воодушевлял солдат //Ленинский путь (Вязьма), 1965, 16февраля.
  14.  Письмо поэту // Учительская газета, 1965, 27 апреля.
  15.  Идущие впереди // Ленинский путь (Вязьма), 1965, 9 мая.
  16.  Человек улыбается // Ленинский путь (Вязьма), 1966, 2 октября.
  17.  Новый спектакль народного театра // Ленинский путь (Вязьма), 1966, 29 ноября. – В соавторстве с В. Чебановой. (Псевдоним Г. Савинский).
  18.  Певец земли советской. К 60-летию со дня рождения Н.И. Рыленкова // Ленинский путь (Вязьма), 1969, 15 февраля.
  19.  Кинофильм и магнитофонная запись на уроках по драме «Гроза» // Литература в школе. – 1969. – № 1.
  20.  Певец дружбы // «Неман»(Минск), 1969. – № 3.
  21.  Лирика Н. Рыленкова как средство патриотического воспитания учащихся // Формирование диалектико-материалистического мировоззрения у учащейся молодежи: Материалы научно-методической конференции. – Смоленск: СГПИ, 1970.
  22.  Белоруссия в творчестве Н. Рыленкова // Н. Рыленков – лирик, прозаик, переводчик. – Смоленск: СГПИ, 1972.
  23.  Заметки о лексике лирики Н. Рыленкова // Слово в русской советской поэзии. – М.: Наука, 1975.
  24.  Литературный праздник // Ленинский путь (Вязьма), 1979, 17 апреля.
  25.  Маяковскому посвящается // Смена (Смоленск), 1979, 24 апреля.
  26.  Новый однотомник Н. Рыленкова // Народный учитель (СГПИ), 1982, 10 июня.
  27.  Постижение красоты // Ленинский путь (Вязьма), 1988, 28 ноября.
  28.  Премьера студенческого театра // Рабочий путь, 1982, 5 августа.
  29.  Песенное слово поэта (Н. Рыленков и А. Прокофьев) // Проблемы творческих связей. – Смоленск: СГПИ, 1983.
  30.  Школьная агитбригада – пропагандист творчества В. Маяковского // Литература в школе, 1983. – № 3.
  31.  Поэту-земляку посвящается // Народный учитель (СГПИ), 1984, 16 февраля.
  32.  Наследие// Смена (Смоленск), 1984, 18 февраля.
  33.  Полезное пособие // Рабочий путь, 1985, 12 февраля.
  34.  И будут музеи // Смена (Смоленск), 1985, 5 марта.
  35.  Отряд «Катюша» действует // Смена (Смоленск), 1985, 21 мая.
  36.  Первые шаги «катюшанок» // Народный учитель (СГПИ), 1985, июня.
  37.  Смоленщина в творчестве Н. Рыленкова. (К 75-летию со дня рождения) // Политическая информация. – Смоленск, 1984. – № 3.
  38.  Емкое слово поэта // Политическая информация. – Смоленск, 1985.-№ 12.
  39.  Жанр лирической миниатюры в поэзии Н. Рыленкова // Проблемы истоков творчества: А. Твардовский, М. Исаковский, Н. Рыленков. – Смоленск: СГПИ, 1985.
  40.  Что производит «производительный труд»? (Интервью с И. Петровым)// Смена (Смоленск), 1987, 21 апреля.
  41.  Жанр лирической миниатюры в поэзии С. Есенина // Творчество С.А. Есенина и современное есениноведение. – Рязань: РГПИ, 1987.
  42.  Засекреченный документ // Литературная Россия, 1987, 23 октября.
  43.  И сегодня в пути // Народный учитель (СГПИ), 1987, 2 ноября.
  44.  Путь к читателю. Вступительное слово к поэме А. Твардовского «Теркин на том свете» // Смена (Смоленск), 1988, 12 марта.
  45.  «... Он сгорел в огне действенной любви к детям...» // Народный учитель (СГПИ), 1988, 4 апреля.
  46.  Проекты есть – что дальше? // Смена (Смоленск), 1988, 31 декабря.
  47.  Куда едет молодой специалист // Рабочий путь, 1989, 9 апреля.
  48.  Юбилей ученого // Рабочий путь, 1989, 14 октября.
  49.  Военная судьба «Катюши» // Великая Отечественная война в творчестве А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова. – Смоленск: СГПИ, 1989.
  50.  Красная Катюша // Смена, 1989, 2 декабря.
  51.  Сумароковский приют писателя // Край Смоленский, 1990. – № 1.
  52.  В центре внимания культура и просвещение // Народный учитель (СГПИ), 1990, 5 февраля.
  53.  На пути к постижению секретов мастерства (нетрадиционные приемы обучения и воспитания) // Проблемы демократизации вузовской жизни. – Смоленск: СГПИ, 1990.
  54.  С. Буденный и И. Бабель. (К истории полемики) // Филологические науки. – М., 1990. – № 4.
  55.  Сотворчество – важнейшее условия эффективности урока литературы в малокомплектной школе // Урок в малокомплектной школе. – Смоленск – Саранск, 1990.
  56.  Нетрадиционные приемы изучения поэтических текстов в школе // Проблемы стиховедения и поэтики. – Алма-Ата: КазПИ, 1990.
  57.  Мы не бюрократы // Народный учитель (СГПИ), 1990, 15 января.
  58.  Полуправда хуже лжи // Рабочий путь, 1990, 16 января.
  59.  Школа будущего или будущее школы // Смена (Смоленск), 1990, 14 апреля.
  60.  К читателю этой книги // Иванова В.Н. Уроки по советской литературе в IX-XI классах средней школы. – Смоленск: СОИУУ, 1991.
  61.  Наставник // И мастерство, и вдохновенье... – Смоленск: СОИУУ, 1991.
  62.  В поисках новых возможностей урока // И мастерство, и вдохновенье... – Смоленск: СОИУУ, 1991.
  63.  Некоторые аспекты профессиональной подготовки учителя литературы // Актуальные педагогические проблемы в исследованиях вузов- партнеров Дрездена, Смоленска, Ченстоховы. – Смоленск: СГПИ, 1991.
  64.  Разнообразие путей по привитию интереса к чтению. (Вариант выбора). – В соавторстве с В.С. Чертковым // Сельская малокомплектная школа: Опыт, проблемы и (статья) пути их решения: Межвузовский монографический сборник. – Смоленск: СГПИ, 1991.
  65.  Урок литературы и проблема сотворчества // Модели культуры. – Смоленск: СГПИ, 1992.
  66.  На пути к духовному зрению // Рыбкин П. Геомант. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1993.
  67.  «Коммерческую литературу издавать не будем». (Интервью с Т. Исаевой) // Смена (Смоленск), 1993, 8 мая.
  68.  «Книга – живая. Ее обижать нельзя» (Интервью с Е. Арсентьевой) // Рабочий путь, 1993, 10 июля.
  69.  Смоленск. Энциклопедический словарь-справочник // Смоленщина в истории русской письменности и культуры. – Смоленск: СГПИ, 1993.
  70.  Адресовано учителям и детям // Русская филология: Ученые записки СГУ. – Смоленск: СГУ, 1994.
  71.  Идея развития творческих возможностей личности в педагогическом наследии И. Анненского // Русская филология: Ученые записки СГУ. – Смоленск: СГУ, 1994
  72.  Беляев А.Р. // Смоленск. Краткая энциклопедия. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.
  73.  Васильев Б.Л. // Смоленск. Краткая энциклопедия. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.
  74.  Верхоустинский Б.А. И Смоленск. Краткая энциклопедия. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.
  75.  Рыленков Н.И. // Смоленск. Краткая энциклопедия. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.
  76.  «С некоммерческой литературой на рынок пробиться невозможно» (интервью с С. Изотовым) // Смоленские новости, 1994,
  77.  Н.И. Рыленков // Смоленский край в литературе и фольклоре. – Смоленск: СГПИ, 1995.
  78.  Грустное послесловие // Трофимов А. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995.
  79.  «... Одна неправда нам в убыток...» // Илькевич Н.Н. «Дело» Македонова: Из истории репрессий против Смоленской писательской организации. 1937-1938 гг. – М.: Скрин, 1996.
  80.  Мы хорошо усвоили уроки Эллочки-людоедки. «Великий и могучий» нам уже не по зубам (интервью с А. Макаренковым) // Все, 1996, 26 января.
  81.  [Рецензия на книгу Н. Илькевича «Душа двоилась...»: Повесть, рожденная в Смоленске] // Кантакты i дыялогi. – Мiнск,1997. – № 6.
  82.  Развитие – через игру // Белавина А.М. Что? Где? Когда? – Смоленск: СОИУУ, 1997.
  83.  Литература в школе: сегодня и завтра // Актуальные проблемы литературного образования в школе. – Смоленск: СОИУУ, 1997.
  84.  Поэтический мир Твардовского последнего десятилетия (По материалам частотного словаря) // Смоленский ареал славянской письменности и культуры. – Смоленск: СГПИ, 1997.
  85.  Изучение сказки Х.-К. Андерсена «Снежная королева». 5 класс // Литература в школе, 1997. – № 7.
  86.  Почему двоится душа // Аргументы и факты (Смоленск), 1997, май, № 21.
  87.  Власть не должна иметь в лице учителя противника (Интервью с Т. Черновой). – Рабочий путь, 1997. – 23 октября.
  88.  Литературное образование учащихся сельских школ как организационная и научно-педагогическая проблема // Сельская школа в новых социально-экономических условиях: проблемы, поиски, перспективы. – Смоленск: СОИУУ, 1997.
  89.  «Приближались роковые... годы» // Илькевич Н.Н. Академик Гавриил Горецкий: первое столкновение с ГПУ. – Смоленск: Посох, 1998.
  90.  Русский журнал в Литве посвящен смолянам // Годы, 1998. – № 4. – С. 106-107.
  91.  Проблема гуманизации литературного образования: Ю.М. Лотман // Культура, искусство, образование. – Смоленск: СГИИ, 1998. – С. 69-74.
  92.  Шестьдесят лет песне «Катюша» // Клубный репертуар, 1998 . – № 4, – С. 2-3.
  93.  Критикуйте, указывайте на ошибки. Только не молчите!». [Интервью с М.И. Рабиновичем] // Смоленские новости, 1999, 16 февраля. – № 17 (1486).
  94.  «Пепел Клааса стучит в его сердце»... // Забелин А.А. Имя им легион. – Смоленск: СГУ, 1998. – С. 7.
  95.  Клетновские чтения в Вязьме – Вдохновение, 1999. – № 3-4. – С.4.
  96.  Смоленская крепостная стена как источник эстетического мифа // Каменное ожерелье России. – Смоленск: СГПУ, 1999. – С. 78-82.
  97.  Материалы о крепостной стене на уроке развития речи. В соавторстве с Н.А. Елисеевой // Каменное ожерелье России. – Смоленск: СГПУ, 1999. – С. 198-199.
  98.  Поэтика цикла Н. Рыленкова «Тень Пушкина» // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. – Смоленск: СГПУ, 2000. – С. 206-212.
  99.  Смоленская крепостная стена как источник эстетического мифа // Каменное ожерелье России. Смоленск: СГПУ, 1999.
  100.   Материалы о крепостной стене на уроках развития речи // Каменное ожерелье России. Смоленск: СГПУ, 1999 (в соавторстве).
  101.    Клетновские чтения в Вязьме // Вдохновение. 1999. № 3-4.
  102.    Лирика Пушкина // А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999 (в соавторстве).
  103.    Проблема личностно ориентированного обучения на уроках литературы: С.Е. Раич // Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития. Ч. 2. Смоленск: СГИИ, 1999. С. 174-179.
  104.    Литература в малокомплектной школе: Сегодня и завтра // Школа на рубеже веков. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 42-48.
  105.    Поэтика цикла Н. Рыленкова «Тень Пушкина» // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 206-213.
  106.    Образ белоруса и Белоруссии в творчестве М. Богдановича // Минск – Смоленск – Москва. Этнография славянских народов. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 218-224.
  107.    Дидактический материал по чтению для учащихся 2-3 кл. (типы вопросов, заданий, литературных игр) // Культура. Филология. Методика. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 165-181 (в соавторстве).
  108.    Изучение произведений Л.Н. Толстого в 5-9 кл. // Поиски и находки. Смоленск: СГПУ, 2000. С. 99-108.
  109.    Эстафета в будущее // Кошелев Я.Р. Весенне-летние народные праздники на Смоленщине. Смоленск: СГПУ, 2001. С. 6-9.
  110.    «Как мне сказать тебя...» // Запольский Э.М. Прости нас. Смоленск, 2001. С. 3-4.
  111.    Библейские мотивы в лирике белорусских поэтов конца XIX-начала XX века. (Я. Колас и М. Богданович) // Идеи христианской культуры в истории славянской письменности. Материалы научной конференции 24 мая 2000 г. Смоленск: СГПУ, 2001. С. 141-148.
  112.    Статьи в кн.: Смоленская область. Энциклопедия. Т. 1. Персоналии. Смоленск: СГПУ, 2001:
    Андреев С.Н. С. 12.
    Аникеев Е.И. С. 12-13.
    Антощенков В.Ф. С. 14.
    Антюфеева И.Н. С. 14.
    Борисов В.И. С. 31.
    Боровикова Т.В. С. 32.
    Васильев Б.Л. С. 39.
    Грибоедов А.С. С. 65-66 (в соавторстве).
    Гурзов А.И. С. 69.
    Давыдов Д.В. С. 70 (в соавторстве).
    Ерашовы. С.84 (в соавторстве).
    Захаров В.Е. С. 94.
    Звездаева В.А. С. 94-95.
    Зыбина Т.М. С. 97.
    Иванова В.А. С. 100.
    Илькевич Н.Н. С. 103.
    Ипатова Р.А. С. 104.
    Клименков А.К. С. 115-116.
    Козиков А.И. С.118.
    Королева И.А. С. 128.
    Кудимов В. С. 135.
    Ленч Л.С. С. 145.
    Лузан П.П. С. 150.
    Михеенков В.И. С. 165.
    Пашков Ю.В. С. 189.
    Писаренко Н.Е. С. 192.
    Пропалов П.Н. С. 202.
    Рудницкий В.Е. С. 216.
    Рыленков Н.И. С. 219-220.
    Симонов К.М. С. 230.
    Славин А.В. С. 232.
    Смирнова А.Т. С. 233.
    Стеклов М.Е. С. 240.
    Стукалов А.А. С. 242.
    Троицкий Е.Ф. С. 250.
    Фатеев В.П. С. 257.
    Харузина В.Е. С. 263.
    Холодов Н.Н. С. 265.
    Хорошун С.В. С. 266 (в соавторстве).
  113.    Рабочие материалы к энциклопедии «А. Т. Твардовский» [Предисловие] // Алфавит. Филологический сборник. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 223-224.
  114.    «А ты самих послушай хлеборобов...» // Алфавит. Филологический сборник. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 214.
  115.    «Армейский сапожник» // Алфавит. Филологический сборник. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 225.
  116.    А.Т. Твардовский. Энциклопедия. Рабочие материалы. Предисловие // Культура. Филология. Методика. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 3.
  117.    Страничка редактора // Штудии-3. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 5. Багрицкий Э.Г. // Штудии-3. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 9.
  118.    «В дружбе есть святая проба» (в соавторстве) // Штудии-3. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 10.
  119.    «Время, скорое на расправу...» (в соавторстве) // Штудии-3. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 13.
  120.    «Всему свой ряд и лад, и срок...» (в соавторстве) // Штудии-3. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 13.
  121.    «Газон с утра из-под машины...» // Штудии-3. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 15.
  122.    Значение педагогического наследия Ю.М. Лотмана // Язык. Человек. Культура: Материалы международной научно-практической конференции 22-24 октября 2002 года. Смоленск. Смоленск: СГПУ, 2002. С. 209-212.
  123.    Библиотека религиозно-нравственная публичная // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 27.
  124.    Вишенки // Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 57.
  125.    Вяземский вестник // Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 70.
  126.    «Гагаринцы Смоленщины» // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 85.
  127.    Катюша (в соавторстве) // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 194.
  128.    Музей С.А. Есенина в Вязьме (в соавторстве) // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 258.
  129.    Музей песни «Катюша» // Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 259.
  130.    Бухтеев Виталий Иванович // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 588.
  131.    Жуков Василий Фролович // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 594.
  132.    Корольков Иван Федорович // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: .СГПУ, 2003. С. 599.
  133.    Морозов Иван Иванович // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 605.
  134.    Печковский Георгий Антонович // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 610.
  135.    Пискарев Иван Васильевич // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 610.
  136.    Самуйлов Иван Михайлович // Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 612—613.
  137.    На положении Золушки (о состоянии литературного образования в современной школе) // Культура. Искусство. Образование. Проблемы, перспективы развития. Смоленск: СГИИ, 2003.
  138.    Поэзия метафоры и метафора поэзии: к вопросу об интерпретации прозаического текста // PRO=3A: Поэтика прозы. Смоленск: СГПУ, 2003.
  139.    Центром гуманитарного образования в школе является литература // Учебная книга. Екатеринбург, 2005. С. 41-43.
  140.    «И были пустоты» (специфика диалогического дискурса в романе Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара») // Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов научной конференции 24 мая 2003 года. Смоленск: СГПУ. Т. 3. С. 163-168 (в соавторстве).
  141.    Научная работа – грань университетского образования // Штудии-4. Смоленск, 2004. С. 7.
  142.    Михаил Ефимович Стеклов // Знай и люби свой край. Смоленск: Областная универсальная библиотека. С. 70-72.
  143.    Пантелеймон Михайлович Запорин // Знай и люби свой край. Смоленск: Областная универсальная библиотека. С. 78-81.
  144.    О формировании устойчивого интереса к чтению в малокомплектной школе // Дидакт. 2003. № 4 (55). С. 46-51.
  145.    Смоленская область. Энциклопедия // Проблемы создания региональных энциклопедий: Сборник материалов международного научно-практического семинара: Изд-во Санкт-Петербургского университета. СПб., 2004. С. 350-355.
  146.    Статьи в томе «А.Т. Твардовский. Энциклопедия (Рабочие материалы) // Смоленск: СГПУ, 2004:
  147.    «А ты самих послушай хлеборобов...». – С. 7-8 (в соавторстве с Ю.П. Ивановым)
    «А ты, что множество людей...». – С. 8-9.
    Аборский Александр Иванович. – С. 9
    Авербах Леопольд Леонидович. – С. 11.
    Адалис Аделина Ефимовна. – С. 15.
    Айтматов Чингиз. – С. 15-16.
    Аксакова Татьяна Александровна. – С. 16.
    Александров (Келлер) Владимир Борисович. – С. 16-17.
    Алтаузен Яков Моисеевич. – С. 17.
    Андерсон Кеннет. – С. 17.
    Андроников Ираклий Луарсабович. – С. 18.
    «Армейский сапожник». – С. 20-21.
    Арсеньев Владимир Клавдиевич. – С. 21.
    Асеев Николай Николаевич. – С. 23-24.
    Ауэзов Мухтар Омарханович. – С. 25.
    Бабель Исаак Эммануилович. – С. 26-27.
    Бабореко Александр Кузьмич. – С. 27.
    Багрицкий Эдуард Георгиевич. – С. 27-28.
    Базилиский Иван Петрович. – С. 28.
    «Байкал». – С. 28-29.
    Баканов Николай Александрович. – С. 29.
    Бакланов Григорий Яковлевич. – С. 29 (в соавторстве с В.А. Карнюшиным).
    «Баллада о товарище». – С. 32.
    Бантя Еуджену. – С. 33-34.
    Бардиан. – С. 34.
    «Беда откроется не вдруг...». – С. 35-36.
    «Береза». – С. 44—45.
    «В дружбе есть святая проба...». – С. 64-65 (в соавторстве с Т.Д. Козловой).
    «В пути». – С. 69.
    «В Смоленске». – С. 70-71.
    «В сторожке на даче...» – С. 71.
    «В тайге Приморья». – С. 71-72.
    «В час мира». – С. 76.
    «Велика страна родная...». – С. 86-87.
    «Военная зима». – С. 98-99 (в соавторстве с Е.В. Сенченковой). «Война, война. Любой из нас...» – С. 100.
    «Время, скорое на расправу...» – С. 112.
    «Всему свой ряд и лад, и срок...» – С. 113 (в соавторстве с С.С. Турмовой).
    «Газон с утра из-под машины...» – С. 116.
    Гордиенко Юрий Петрович. – С. 126—127.
    «Давай-ка, товарищ, вставай, помогу...» – С. 133.
    «Двенадцать лет». – С. 138.
    «Десять». – С. 142.
    «Жить бы мне век соловьем-одиночкой...» – С. 154-155.
    «Их памяти». – С. 184.
    «Как глубоко ни вбиты сваи...» – С. 190-191.
    «Как неприютно этим соснам в парке...» – С. 191.
    Лозунги в стихах. – С. 213—214.
    Митрофанов Александр Георгиевич. – С. 237.
    Наровчатов Сергей Сергеевич. – С. 247-248.
    «Не знаю, как бы я любил...» – С. 251.
    Первый съезд писателей Западной области. – С. 311-312. «Поэту». – С. 329—330.
    «Праздник песни». – С. 330.
    «Призвание». – С. 331.
    Прокофьев Александр Андреевич. – С. 333.
    Радиокомитет. – С. 339.
    Рябинина Александра Петровна. – С. 361.
    «Сверстнику». – С. 364.
    Светлов Михаил Аркадьевич. – С. 365.
    «Слово советских писателей товарищу Сталину». – С. 379-380.
    «Случай на дороге». – С. 381.
    «Смоленск – исток». – С. 382.
    Смоленская ассоциация пролетарских писателей. – С. 382-383.
    Смоленский государственный педагогический институт. – С. 384- 385.
    «Смоленщина». – С. 385.
    Союз писателей СССР. – С. 389-390.
    «Станция Починок». – С. 390.
    Стрельченко Вадим Константинович. – С. 397.
    «Там-сям дымок садового костра...» – С. 405.
    Тильвитис Теофилис Юстинович. – С. 411.
    «То к сыну старик, то к шинели сыновней...» – С. 411.
    «3 сентября 1945 г.» - С. 417.
    «У славной могилы». – С. 421.
    «Утро!» - С. 421-422.
    Федоров Василий Дмитриевич. – С. 422-423.
    Федоров Владимир Иванович. – С. 423.
    Щипачев Степан Петрович. – С. 452-453.
  148.    Библиофил-просветитель из Вязьмы // Библиофилы России: Альманах. Т. 2. М.: Любимая Россия, 2005. С. 136—146.
  149.    Зачем разрушать и что строить: размышления над хрестоматийными страницами русской классики // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции (2 февраля 2005 г.). Часть 1. Смоленск: СГИИ, 2005. С. 193-198.
  150.    Семантическое поле слова «вода» в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» // Культура Филология. Методика. Выпуск третий. Смоленск: СГПУ, 2005. С. 129-141.
  151.    Приемы и формы работы по изучению творчества А.Т. Твардовского в высшей школе // Культура. Филология. Методика. Выпуск третий. Смоленск: СГПУ, 2005. С. 304-310.
  152.    Семантическое поле слова работа в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» // Слово: внутренняя и внешняя система: сборник статей по материалам докладов и сообщений международной научной конференции (Смоленск, 22-23 ноября 2005 года). Смоленск: СмолГУ, 2005. С. 429-438.
  153.    Строфическая организация поздней лирики А.Т. Твардовского (1950—1971)» // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: Международная научно-практическая конференция (6 февраля 2007 года) // Смоленск: СГИИ. С. 279- 292.
  154.    К вопросу о жанровом составе педагогической публицистики // Культура. Филология. Образование: Вып. 4. Смоленск: СмолГУ, 2007. С. 156-163.
  155.    Может ли быть литература на периферии образования? (Мысли, возникшие при перечтении «Нобелевской лекции» Иосифа Бродского) // Культура. Филология. Образование. Смоленск: СмолГУ, 2008. Вып. 5. С. 180-186.
  156.    Виды исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» // Литература и личность: Методический и литературоведческий аспекты / Сб. научно-методических частей: В 2 частях. Часть 1. Иваново: Ивановский государственный университет, 2008. С. 217-225.
  157.    Лирика природы в творчестве Н.И. Рыленкова середины XX столетия // Язык и стиль Н.И. Рыленкова: [Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения поэта] // Смоленск: СмолГУ, 2009. С. 16-22.
  158.    Олимпиада по литературе 2008 года: некоторые итоги областного тура // Штудии-8. Смоленск: СмолГУ. С. 65-71.
  159.    Служение и жертвенность: к вопросу о воспитательных возможностях урока литературы // Литература в школе. 2009. № 12. С. 23-25.