s14
s12
s11
s10
s9
s8
s7
s6
s5
s4
s3
s2
s1
sert-m1.jpg
smolensk.png










«Педагог по призванию». Галерея памяти, посвященная Н.Е. Щурковой

Вся жизнь Надежды Егоровны была связана с воспитанием подрастающих поколений. После окончания Московского педагогического института им. В.И. Ленина она, москвичка, начала свой трудовой путь в далекой сельской школе (Чарышский зерносовхоз Алтайского края). Накопив некоторый практический опыт, Надежда Егоровна возвращается в Москву с целью обогатить свою теоретико-методологическую базу; поступает в аспирантуру института, который ранее окончила.

А затем непрерывная работа на протяжении четырех десятилетий в родном МГПИ: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Потрудились она и на ниве дополнительного профессионального образования (Педагогическая академия последипломного образования и Институт открытого образования).

Надежда Егоровна являла пример служению высокой идее на рубеже ХХ – ХХI веков. Это было довольно смутное время для российского образования в целом и, в частности, для его краеугольного основания – воспитания. Не все исследователи, разрабатывающие проблемы воспитания, выстояли. Иные из них быстро «перекрасились». Но большинство считали и считают, что никакая модернизация, как и всякого рода новые технологии, не состоятся даже в условиях рыночных отношений, если у того, кому надлежит их осуществлять, не сформирован надежный духовно-нравственный стержень. В этой когорте ученых особое место занимает Н.Е. Щуркова, для которой решение проблемы воспитания юных граждан школой в тесном взаимодействии с семьей стало её миссией. Уже в наши дни Надежда Егоровна, разделяя мнение классиков педагогики, неуклонно отстаивала идею о регентальной функции воспитания.

  

Исследования Н.Е. Щурковой внесли значительный вклад в дальнейшую разработку проблем воспитания подрастающего поколения и вопросов профессионального образования педагога. Благодаря широкомасштабным и глубоким изысканиям Надежды Егоровны стали достоянием педагогической общественности идея ценностных отношений как содержания воспитания, идея педагогической технологии учителя, идея безусловного уважения человека и этической защиты от посягательства на достоинство, идея системно-структурного построения программы воспитания и её ступенчатого характера, методика социально-психологической игры как способа овладения культурными формами общежития, идея логического разворачивания деятельности группы как совокупного субъекта, идея максимального расширения пространства воспитания школьника, охватывающего всю жизнь школьника.

 

Исследования последних трёх десятилетий Надежды Егоровны – свидетельство обостренного внимания к вопросам содержательной сущности духовной сферы человека и его нравственного становления как личности и представителя человечества («человека человечества»). Книги «Нравственные основы жизни человека (2012 г.), «Восхождение к нравственности» (2016 г.), «Система достойного воспитания» (2020 г.) – убедительное подтверждение этого.

Весом вклад Н.Е. Щурковой в реализацию инициативы Президента Российской Федерации «Наша Новая школа» (2008 г.). Под её руководством подготовлен и опубликован ряд изданий: «Новое воспитание в Новой школе» (2012 г.), «Педагог нового воспитания» (2014 г.), «Воспитание – ХХI век: Методика и искусство» (2016 г.), «Современное воспитание: перспективы развития» (2019 г.) и др. В них положено начало переосмыслению теоретико-методологических и организационных основ школы будущего, выстраивания нового воспитания в ней.

 

Н.Е. Щурковой разработаны пособия по педагогической технологии, этике и психологии гендерного воспитания, ораторскому искусству педагога, культурологическим средствам воспитательного процесса: «Педагогическая технология воспитания» (2002 г.), «Уроки добра и красоты» (1995 г.), «Речь педагога» (2019 г.); воспитательному потенциалу урока в школе: «Культура современного урока» (1997 г.), «Воспитание на уроке» (2007 г.); разработаны учебно-методические материалы по методике проведения классного часа: «Классный час: поговорим о жизни» (2005 г.); по методике работы классного руководителя: «Классное руководство. Настольная книга учителя» (1999 г.), «Профессиональное мастерство классного руководителя» (2007 г.), «Классное руководство: игровые методики» (2005 г.), «Профессиональный журнал работы классного руководителя, 1 - 4-й классы и 5 – 11-й классы», 2008 г.); по методике педагогической инструментовки урока как воспитательного акта, по методике работы с Программой воспитания, по вопросам внеклассной и внешкольной работы с детьми: «За гранью урока» (2004 г.), «Нежная педагогика» (2005 г.), «Воспитание счастьем, счастье воспитания» (2004 г.), «Жизнь и воспитание» (2020 г.), «Программа воспитания школьника» (1998, 2010 гг.).

Стержневая идея исследовательской концепции Надежды Егоровны –формирование образа жизни, достойной Человека. Воспитание в её концепции определяется как целенаправленное, направляемое педагогом восхождение ребенка к нравственности, как развитие способности жить и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Основу содержания воспитательного процесса, по её мнению, составляют три направления: философическое, диалогическое и этическое воспитание. Стратагема воспитательного процесса по Щурковой – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям. Ребенку предоставляется возможность видеть за фактом – явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Механизм формирования образа жизни, достойной Человека – это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни).

Фундаментальные положения, глубоко обоснованные выводы и тщательно выверенные рекомендации Надежды Егоровны широко используются в практике работы школ, вузов и ссузов, учреждений дополнительного профессионального образования Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. Её труды изданы в Казахстане, Украине, Венгрии, Германии и других странах.

Всю свою сознательную жизнь Н.Е. Щуркова возводила храм, имя которому – педагогическая наука, благодаря которой происходит перерождение биологического существа в Человека-личность, одухотворенную и нравственно ответственную. Она заложила прочный камень в основание Педагогики высокого полета. Одна из её книг так и называется «Педагогика высокого полета» (2015 г.).

Надежда Егоровна снискала неподдельную любовь и глубокое уважение у многочисленных поклонников её таланта! Педагоги-практики, студенты, слушатели учреждений дополнительного профессионального образования, коллеги восхищались широтой её эрудиции, всесторонне обоснованными методико-технологическими выкладками, глубокими психолого-педагогическими размышлениями, необычайной чуткостью и нежным проникновением в душу собеседника.


Надежда Егоровна ушла, оставив богатое педагогическое наследие, многие концептуальные положения которого еще предстоит переосмыслить. Наш долг – её многочисленных учеников, ученых, широкой педагогической общественности – сохранить и приумножить сокровища её неординарного опыта во имя поколений, что выстраивают жизнь третьего тысячелетия.

Источник http://www.verav.ru/common/message.php?table=message&num=2665