Моя первая встреча с Надеждой Егоровной произошла в 90-е годы двадцатого века, когда она приехала в Смоленск. Имя Надежды Егоровны уже тогда широко было известно в педагогических кругах и мне она казалась недосягаема.
Но вот в институте усовершенствования учителей проходили её лекции, на которые мог попасть любой желающий. Именно при этих обстоятельствах и состоялась встреча с этим удивительным человеком.
Каково было моё удивление, когда я увидела хрупкую, элегантную даму, с мягкой улыбкой. Меня поразила её интонация, умение владения аудиторией, глубина мысли и обоснованность каждого вывода, подкреплённая педагогическим приёмом, который здесь и сейчас демонстрировала сама Надежда Егоровна, увлекая нас педагогов за собой.
Я старалась всё подробно записать, схемы, наброски мизансцен теснились в моей тетради.
Мы работали с утра до вечера, но казалось, что Надежда Егоровна не испытывает усталости, генерируя всё новые и новые педагогические идеи.
Вернувшись в школу, я тога работала заместителем директора по воспитательной работы, достала тетрадь с конспектами, как драгоценный клад, перечитав поняла, что именно так я и начну работать с классными руководителями, которые освоив новые приёмы пересмотрят свои воспитательные программы и мероприятия.
Работа закипела, все приёмы, показанные Надеждой Егоровной, достигали цели. Классные часы стали проходить интересней и полезней, учащиеся ждали новых встреч. В атмосфере школы появился некий невидимый шарм приветливости, подтянутости.
Но новые методики, освоенные мною на курсах у Надежды Егоровны, закончились, и я с испугом подумала, а что же дальше?
Надо писать письмо Надежде Егоровне.
Очень ждала ответ. Получила письмо и приглашение приехать в Москву.
С трепетом я переступила порог квартиры Надежды Егоровны.
А после этой встречи я получила предложение от Надежды Егоровны о поступлении в аспирантуру, о том, что она готова взять меня к себе в аспирантки. Предложение было неожиданным. Мне простой провинциалки и в ученики к ведущему мастеру!
Учеба в аспирантуре была очень интересной и насыщенной.
Надежда Егоровна собирала нас на «Летний круг», где у неё на даче встречались все аспиранты, кандидаты и доктора наук, выращенные этим удивительным Педагогом. Шла жаркая работа, представлялись новые идеи, отрабатывались методики в педагогической мастерской под руководством Надежды Егоровны. Мнение каждого не зависимо от звания и регалий было значимо. Мы – молодёжь, подрастали впитывая основные идеи Новой школы.
Даже сам ход мысли, параллели проводимые Надеждой Егоровны поражали своей широтой.
Так, например, обозначив тему моей работы- профессиональная мастерская педагога, Надежда Егоровна отправила меня в Третьяковскую галерею, чего конечно я не ожидала, и дала мне первое задание: внимательно изучить выставку и найти основные элементы, которые присутствуют в мастерской любого художника. Потом были школы мастерства Г. Вишневской, мастер-классы ведущих исполнителей, которые я смотрела по каналу «Культура», анализировала и вместе с Надеждой Егоровной расставляла акценты на составляющих мастерской.
Новые встречи, интересные люди, которые окружали Надежду Егоровну, всё было наполнено счастьем творчества, педагогическим полётом и лёгкой уверенной походкой Педагога, как маяка надежды и веры в будущность.
Т.Ю. Макаренкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ЧОУ «Смоленская Православная гимназия»
Материал публикуется в авторской редакции