s14
s12
s11
s10
s9
s8
s7
s6
s5
s4
s3
s2
s1
sert-m1.jpg
smolensk.png










Надежда Егоровна Щуркова, мой любимый педагог и учитель

Моя первая встреча с Надеждой Егоровной произошла в 90-е годы двадцатого века, когда она приехала в Смоленск. Имя Надежды Егоровны уже тогда широко было известно в педагогических кругах и мне она казалась недосягаема.

Но вот в институте усовершенствования учителей проходили её лекции, на которые мог попасть любой желающий. Именно при этих обстоятельствах и состоялась встреча с этим удивительным человеком.

Каково было моё удивление, когда я увидела хрупкую, элегантную даму, с мягкой улыбкой. Меня поразила её интонация, умение владения аудиторией, глубина мысли и обоснованность каждого вывода, подкреплённая педагогическим приёмом, который здесь и сейчас демонстрировала сама Надежда Егоровна, увлекая нас педагогов за собой.

Я старалась всё подробно записать, схемы, наброски мизансцен теснились в моей тетради.

Мы работали с утра до вечера, но казалось, что Надежда Егоровна не испытывает усталости, генерируя всё новые и новые педагогические идеи.

Вернувшись в школу, я тога работала заместителем директора по воспитательной работы, достала тетрадь с конспектами, как драгоценный клад, перечитав поняла, что именно так я и начну работать с классными руководителями, которые освоив новые приёмы пересмотрят свои воспитательные   программы и мероприятия.

Работа закипела, все приёмы, показанные Надеждой Егоровной, достигали цели. Классные часы стали проходить интересней и полезней, учащиеся ждали новых встреч. В атмосфере школы появился некий невидимый шарм приветливости, подтянутости.

Но новые методики, освоенные мною на курсах у Надежды Егоровны, закончились, и я с испугом подумала, а что же дальше?

Надо писать письмо Надежде Егоровне.

Очень ждала ответ. Получила письмо и приглашение приехать в Москву.

С трепетом я переступила порог квартиры Надежды Егоровны.

А после этой встречи я получила предложение от Надежды Егоровны о поступлении в аспирантуру, о том, что она готова взять меня к себе в аспирантки. Предложение было неожиданным. Мне простой провинциалки и в ученики к ведущему мастеру!

Учеба в аспирантуре была очень интересной и насыщенной.

Надежда Егоровна собирала нас на «Летний круг», где у неё на даче встречались все аспиранты, кандидаты и доктора наук, выращенные этим удивительным Педагогом. Шла жаркая работа, представлялись новые идеи, отрабатывались методики в педагогической мастерской под руководством Надежды Егоровны. Мнение каждого не зависимо от звания и регалий было значимо. Мы – молодёжь, подрастали впитывая основные идеи Новой школы.

Даже сам ход мысли, параллели проводимые Надеждой Егоровны поражали своей широтой.

Так, например, обозначив тему моей работы- профессиональная мастерская педагога, Надежда Егоровна отправила меня в Третьяковскую галерею, чего конечно я не ожидала, и дала мне первое задание: внимательно изучить выставку и найти основные элементы, которые присутствуют в мастерской любого художника. Потом были школы мастерства Г. Вишневской, мастер-классы ведущих исполнителей, которые я смотрела по каналу «Культура», анализировала и вместе с Надеждой Егоровной расставляла акценты на составляющих мастерской.

Новые встречи, интересные люди, которые окружали Надежду Егоровну, всё было наполнено счастьем творчества, педагогическим полётом и лёгкой уверенной походкой Педагога, как маяка надежды и веры в будущность.

Т.Ю. Макаренкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ЧОУ «Смоленская Православная гимназия»

Материал публикуется в авторской редакции