ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Региональный модельный центр дополнительного образования детей

История дополнительного образования Смоленской области

В 2018 году системе дополнительного (внешкольного) образования детей в России исполняется 100 лет. Дополнительное образование – это уникальное сочетание истории и современности, традиций и инноваций, здорового консерватизма и творческого мышления.

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки.

На Смоленщине «пионерами» внешкольного образования стали МБУ ДО ЦДТ г. Ярцево, которое открыло свои двери для детей в 1924, по распоряжению Валерьяна Владимировича Куйбышева, советского партийного и политического деятеля. Центр детского творчества, а на тот момент - Дом Пионеров, имел статус внешкольного учреждения широкого профиля. Направления работы в этот период: массовая политико-воспитательная работа; учебная работа; методическая деятельность в помощь пионерской организации; кружковая работа. 

Дворец пионеров и школьников города Смоленска начал свою работу 17 ноября 1935 года. В те далекие годы были особенно популярны театральные, туристические, юннатские кружки, балетные и музыкальные студии, детские школы кавалеристов, радистов, фотографов, авиамоделистов . 

Развитие кружкового движения в городе Рославле началось в 1923 году и было связано с деятельностью пионерских отрядов на всех предприятиях города. К 1936 году возникла необходимость объединения кружковой работы на базе одного учреждения – так появился Дом пионеров.>>>

Расцветом внешкольного образования на Смоленщине, как и во всей стране, стали 50-70-е годы 20 века. В Смоленской области появляется свыше 70 новых учреждений внешкольной работы: станции юных техников и юных натуралистов; экскурсионные станции; туристские и краеведческие центры; спортивные клубы и школы; музыкальные и художественные школы, студии. В этот период решается одна из основных задач — раскрытие индивидуальности ребенка в сочетании с воспитанием социальной направленности и ориентацией на выбор профессионально значимой деятельности.

Бесспорным достижением начала 90-х годов является сохранение принципов внешкольного образования, которые были положены в основу пришедшего на его смену в 1992 году дополнительного образования. Вместе с тем, усиливается роль учреждений дополнительного образования как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, значительно расширяются границы и возможности социализации, самореализации и жизненного самоопределения обучающихся.

Сегодня региональная система дополнительного образования — это высокоразветвленная и высокоразвитая инфраструктура, накопившая уникальный опыт «взращивания» талантов, адаптированная к вызовам инновационного развития современной России, бережно хранящая заветы прошлого.

Смотреть историческую панораму «В фокусе – дополнительное образование детей Смоленской области» ...>>

В рамках празднования 100- летия дополнительного образования в России, был проведен веб-квест «Дополнительное образование: история и современность». Материалы игры ...>>  

Лучшие видео презентации участников веб-квеста по теме «Учреждение дополнительного образования - территория успешности» ...>>

Наши партнеры