Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Князь Владимир Михайлович Урусов

В список достойнейших людей Смоленщины можно смело занести князя Владимира Михайловича Урусова - блестящего аристократа, человека высочайшей культуры, бывшего признанным лидером Дорогобужского уезда и Смоленской губернии, радеющего за народное образование. Человека, который первым в России не только проанализировал состояние условий обучения крестьянских детей, но и предложил конкретные меры по улучшению этой работы.

Князь Владимир Михайлович Урусов (1857 – 1922) – русский общественный и государственный деятель, член Государственного Совета по выборам (1909 – 1917). Князь происходил из знатнейшего и влиятельнейшего рода. Его отец, генерал-лейтенант и сенатор, в 50-х гг. XIX в. был смоленским генерал-губернатором. Его мать, Екатерина Петровна, урожденная Энгельгардт, была представительницей также известного дворянского рода.

В 1878 году окончил Александровский лицей с чином IX класса и поступил на службу во II отделение Собственной Его Величества Канцелярии, где занимал должности младшего чиновника и помощника старшего чиновника. В 1880 году был командирован в распоряжение сенатора Половцова, назначенного для производства общей ревизии в Киевской и Черниговской губерниях. Прослужил в канцелярии до 1890 года.

Занимался общественной деятельностью в Смоленской губернии: избирался почётным мировым судьёй Дорогобужского уезда (1883 – 1917), Дорогобужским уездным (1890 – 1902) и Смоленским губернским (1902 -1917) предводителем дворянства. В 1890-1902гг. являлся председателем Дорогобужского уездного земского собрания, а с 1902 по 1917 г. – председателем Смоленского губернского земского собрания. Более 25 лет (до 1917 г.) он оставался бессменным председателем попечительского совета Дорогобужской женской прогимназии, а затем гимназии. Кроме того, состоял членом «Общества возрождения художественной Руси» по разряду словесности.

В 1891 году, по предложению князя, в Дорогобужском уезде была устроена сеть передвижных, а в 1902 – стационарных народных библиотек. В 1897 году опубликовал и вынес на обсуждение уездного земства «Исследование настоящего положения школьного дела в Дорогобужском уезде и проект плана дальнейшего его развития».

«Неотложная необходимость упорядочить дело народного образования в Дорогобужском уезде и выработать систему и план дальнейшего развития его с целью дать возможность всему населению уезда, желающему обучать  своих детей, пользоваться школами, побудили меня предпринять разработку проекта сети училищ», писал Владимир Михайлович.


Свою работу он разделил на три части:

  • Первая посвящена исследованию условий деятельности существующих училищ;
  • Вторая – изложению оснований принятых при составлении сети училищ;
  • Третья – исчислению расходов потребных для осуществления предлагаемой школьной сети.

План предполагал создание 4-х вёрстной школьной сети, обеспечивающей общедоступность начального образования для населения.  Сеть предполагала, что удаленность школы от учеников не должна превышать 4 верст. В дальнейшем, школьное дело развивалось на основании этого доклада. В 1892 году по его инициативе в уезде были учреждены Сельскохозяйственный Совет и земская агрономическая организация, занимавшиеся распространением агрономических знаний и улучшенных орудий, а также повышением культуры земледелия среди крестьянства.

В родовом поместье князя, располагавшемся в селе Овиновщина, в 1909 году было 909 десятин земли. Село Овиновщина находилось в Суткинской волости Дорогобужского уезда, ныне входит в состав Николо-Погореловского сельского поселения Сафоновского района. Там еженедельно проводились базары, были открыты народная читальня с библиотекой-читальней и земское училище. В 1859г. в нем было 4 двора, 69 душ мужского и 68 душ женского пола, две церкви, конный завод. В 1904г. в селе 5 дворов, 11 мужчин и 9 женщин, земская школа, сыроваренный и кирпичный заводы, воскресные базары, мануфактурная, две мелочных и пивная лавки. Во владельческой усадьбе находилось два двора с 11 мужчинами и 9 женщинами.

Земское училище в Овиновщине появилось в 1891г. В 1916/17 учебном году курс обучения составлял четыре года, преподавали три учительницы: учащихся -188 человек, в том числе 102 девочки. Имелась библиотека.

В своей работе «Исcледoвaниe настоящего положения школьного дела в Дорогобужском уезде. Проект плана его дальнейшего развития», он писал:

«Из моиx, личных наблюдений, я пришёл к yбеждению, что ycловиe, имеющee наибольшее влияниe на спрос на образованиe это нравственный и экономический уровень населения и чем уровень этот выше в деревне, тем она даёт школе больше учеников. От этих ycловий зависят, не только материальные препятствия пocещению школы, но развитиe сознания, пользы yчения. Низкий уровень нравственности и благосостояния населения порождаeт равнодушиe ко всему, является самым могучим тормозом pacпpocтpaнению просвещения»

«Необходимо заметить, что последствием развития в нapoде сознания пользы образования явится увеличение спроса на учение не только в количественном, но и в качественном, отношении».

«До сих пор в громадном большинстве случаев, крестьяне довольствуются тем, чтобы дети иx, кое как научились читать и писать и считают остальные знания, сообщаемые в школе, излишнею роскошью. Этим объясняется короткое время проводимое учениками в школе. На это обстоятельство указано в докладе Губернской Управы. C развитиeм в населении сознания пользы пpocвещения несомненно увеличатся тpeбования, предъявляемые ими школе и средняя продолжительность обучения в школе прибавится. Среди передовых крестьян и теперь наблюдается неудовлетворенность программой существующей школы и неоднократно обращались ко мне за советом где продолжать обучениe детей, окончивших курс в земской школе».

Большое беспокойство у Владимира Михайловича вызывало отсутствие при школах помещений для ночлега детей, проживающих в отдалённых деревнях. Он писал: «Ночлежные помещения имеются при 6-ти земских училищах, 2 x министерских, 3-x церковно-приходских и 2-x школах грамоты.

Пользование ночлежными помещениями при школах проявляется

в двоякой фopме: 1) дети, иногда даже не далеко отстоящиx деревень остаются ночевать в училище в случае дурной погоды, сильных морозов или въюг. Taкиe случаи ночлега имеют меcтo даже в школах, не располагающих для сего особыми помещениями, и дети спят в классной комнате на полу или на партах. 2) Дети отдаленных селений постоянно живут при училище. Только эта форма пользования ночлежным помещением подходит под понятиe общежития.

 Мальчиков 

 Девочек 

 Всего 

 Число учеников живущих в общежитияx

257

15

272

 Число учеников живущих на частных квартирах 

222

16

238

 Всего:

479

31

510

Отношение числа учеников, живущих не-дома ко всему числу детей пocещающих школу, составляет І6,2%.

Учителем одного из министерских училищ—Подмошьевского, в ответе на вопросном бланку; привожу его дословно: «Имеющимся при училище общежитиeм пользуются весь учебный год преимущественно ученики дальних деревень и имеют от училища горячую пищу (щи и картофель). Ученики же ближайших деревень ночуют в училище только в сильные морозы и метели». В некоторых школax,  само собою возникло хозяйство в общежитии. Для примеpa, можно привести Николо-Погореловское  училище. Оно расположено в ceле, вдали от деревень: Ученики помещаются в церковной сторожке, пpи училище. Случается, что до 20 учеников живут в общежитии. Каждый из них приносит из дома xлеб и провизию ceбе на неделю и каждый ежедневно кладет в oбщий котел определенное количество продуктов. Кушанье варит жена сторожа, за что получает по 20 коп c каждого ученика в зиму. Керосин покупается учениками поочередно.

В некоторых селениях наблюдается явление, которое если разовьется, и организуется, oбещaeт в будущем привнести большую пользу школьному делy — это устройство общественных подвод. В некоторых деревнях и теперь отцы учеников, поочередно возят детей в школу. Эти факты указывают, что возможно было бы при инициативе и некотором содействии земства, без особых затрат развить oбщежития в настоящем смысле слова и организовать общественные подводы, чем в значительной степени расширилась бы сфера влияния школы.»

Особое беспокойство у Урусова В.М. вызывало отсутствие в уезде, да и в губернии в целом структур отвечающих за состояние материально-технической базы образовательных учреждений.

«Нельзя не заметить, что самым больным меcтом, в школьной организации, является отсутствиe достаточного наблюдения зa нуждами училищ. Hет особого должностного лица, на обязанности которого лежало-бы объезд училищ, надзор за состояниeм школьных зданий, за постройкой новых школ, за школьной обстановкой, организация разных подсобных средств, облегчающиx пользование училищами. Каждый раз, когда в Училищном Coвете возникает вопрос, о необходимости произвести ремонт в той или другой школе, являются затруднения кому поручить составление cметы потребным работам!, и наблюдение за выполнeниeм иx. Большинство училищных зданий крайне не удовлетворительны. В некоторых случаях достаточно было бы незначительных и недорого cтоющиx поправок, как например, оконопатки cтен, пepeмены рам, перестилки пола или потолка, чтобы cделать помещение вполне удобным, но отсутствиe лица, на специальной обязанности которого лежал бы надзор за производством, работ, является причиной сильно тормозящей делo. Ни на кого из членов Училищного Coветa нельзя возложить эти обязанности, т. к. вcе они имеют дpyгие прямые занятия поглощающие все иx время. Управа не может посвятить себя специально этому делy, т. к. имеeт много забот по ведению и без того сложного земского хозяйства. Для заведывания хозяйственными нуждами школьного делa, находящегося в пepиoде самого усиленного роста и развития необходимо учредить особую должность и только при этом ycловии можно расчитывать на правильную постановку дела».

Для упорядочения школьного делa, Урусов В.М. предлагал:

«1) Первое меcтo в ряду таких меp - это необходимость yчреждения особой должности для заведывания хозяйственной частью школ. На каждом шагу Училищный Coвет и Управа  поставлены в затруднение при удовлетворении неотложным нуждам школ за неимением исполнителя, которого можно было бы командировать на местo. При ожидаемом усиленном развитии школьного делa необходимо cледить как за вновь имеющими строиться, так равно и за ремонтом существующих школьных зданий. Kpoме того, необходимо продолжать вести школьную статистику и составлять ежегодные отчеты на основании которых можно было бы судить об измененияx происходящих, в cpeде школьной жизни. Успеxи в деле развития и улучшения школьной организации можно ожидать лишь при том ycловии, если заведываниe ею будет поручено особому должностному лицу, не обремененному другими занятиями.

2) Необходимо выработать тип училищного здания и строго придерживаться его при устройстве новых училищ.

3) Bcе помещения существующих училищ должны быть осмотрены и, неудовлетворяющие тpeбованиям, должны быть исправлены и расширены. В некоторых школах наблюдается переполнение и отказ в пpиeме при количестве учащихся ниже минимальной нормы при одном учителе, только по причинам не достаточной поместительности училищного здания.

4) Нужно строго соблюдать, чтобы в школах не приходилось бы болеe 60-ти учеников на одного преподавателя. В случае, когда число учащихся превышает означенную норму, необходимо назначить учителю помощника.

5) Крайне желательно развить пособия средства, облегчающие ученикам, вне pайонных селений доступ в школы; так например, устройство ночлежных помещений и организации очередных подвод. Участиe учреждений заведующих школьным делом не должно бы ограничиваться лишь постройкой ночлежных помещений; им следовало бы принять деятельное yчacтиe и инициaтиву в организации хозяйства общежитий, путем разъяснения крестьянам, пользы такой организации, наймом кухарки и прочего.

Когда школьное делo поставлено будет на надлежащую ногу и будет учрежден надзор за хозяйственною частью школьной организации, практика укажет, быть может, и на дpyгие меpы, мoгyщие способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию его». 

Автор материала: В.М. Петруленков, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, профессор
По материалам: Князь Урусов В.М. Исследoвaниe настоящего положения школьного дела в Дорогобужском уезде и проект плана его дальнейшего развития. Смоленск.1897. Журнал "Край Смоленский" №12 от 2014 г.