Кондратенков Александр Ерофеевич
Годы жизни: 25.12.1921 – 08.03.1992 гг.
Родился 25 декабря 1921 года в деревне Анновка ныне — Хиславичский район
Член-корреспондент АПН СССР (1968), заслуженный учитель школы РСФСР (1960), заслуженный деятель науки РСФСР (1991), кандидат педагогических наук (1965), профессор, заведующий кафедрой педагогики, проректор Смоленского государственного педагогического института (1968-1992).
В 1937 г. поступил в Новозыбковский учительский институт, но, проучившись десять месяцев, заболел и вернулся в свой район. Лето 1938 г. работал в районной газете, а с сентября стал работать учителем русского языка в Упинской семилетней школе. Именно отсюда в октябре 1939 г. его призвали в армию. Из одиннадцати лет службы в воинских частях восемь лет был на политработе. Будучи военнослужащим, в 1941 г. стал кандидатом в члены КПСС, а с 1943 г. – членом партии. Демобилизовался в декабре 1950 года. Выполнение своего служебного долга в войсках, особенно в послевоенный период, сочетал с систематической работой по самообразованию. Это дало возможность в 1949 г. успешно окончить Житомирский педагогический институт, где он был рекомендован в аспирантуру.
После демобилизации из армии вернулся на Смоленщину и с 1951 по 1956 год работал директором Кобылкинской средней школы Хиславичского района Смоленской области. В 1956 году был назначен заведующим Вяземским районо, где работал до 1959 года.
В 1959 году было поручено организовать и возглавить первую в стране самую крупную среднюю Сафоновскую экспериментальную комплексную школу-интернат, в состав которой вошли ясли, детский сад и школа. Эта школа стала базой проведения научных исследований Академии педагогических наук СССР. В 1965 году на основе материалов и опыта работы в комплексной школе-интернате в научно-исследовательском институте теории и истории педагогики АПН РСФСР им была защищена кандидатская диссертация «Педагогические проблемы организации воспитательной работы в комплексной школе-интернате».
Опыт школы-интерната широко освещался в печати 60-х годов: газетах «Смена» и «Рабочий путь», центральных изданиях («Учительская газета», «Известия», «Советская Россия»). Специальных педагогических журналах: («Народное образование», «Семья и школа», «Школа-интернат»).
За опытом работы в Сафоново ехали из Москвы и Ленинграда, Белоруссии, Украины и других республик СССР. Приезжали и заграничные делегации: из Польши, ГДР, Финляндии, Франции. В 1963 году опыт обучения и воспитания детей в Сафоновской школе-интернате изучал советник президента США, профессор Корнелского университета У. Бронхенбреннер.
В 1964 году Сафоновская школа-интернат была представлена широким показом на ВДНХ СССР и отмечена Дипломом I степени, а Кондратенков награжден Золотой медалью. В журналах «Школа-интернат», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Советская педагогика» и др. печатались статьи А. Е. Кондратенкова; в 1967 году в издательстве «Просвещение» вышла его книга «Коллектив отвечает за каждого», которая была удостоена премии Президиума АПН СССР. А.Е. Кондратенков опубликовал, по вопросам учебно-воспитательного процесса в сельской средней школе и школе-интернате, десять научных трудов, из которых три книги: «Из опыта воспитания коллектива учителей и учащихся в сельской средней школе» и «Коллектив отвечает за каждого»; «Воспитываем поколение будущего»; семь статей в журналах «Школа-интернат» и «Воспитание школьников».
В 1968 году Кондратенков был избран членом-корреспондентом этой академии, возглавлял Научный Совет по проблемам сельской школы при Президиуме АПН СССР, был членом Центрального Совета Педагогического общества РСФСР.
С 1968-1969 год Кондратенков перешёл на преподавательскую работу в Смоленский государственный педагогический институт, заведовал кафедрой педагогики, затем был проректором института. Ярко проявившиеся его качества педагога, организатора, исследователя позволили значительно улучшить преподавание педагогических дисциплин в институте, активизировать научно-исследовательскую работу.
А.Е. Кондратенков стал основателем нового направления в педагогической науке - изучение специфики обучения и воспитания в сельской, в том числе, малокомплектной школе. По этой проблеме он был координатором исследований ученых многих педагогических институтов СССР, опубликовал монографии «Сельская общеобразовательная школа» (1976), «Сельская общеобразовательная школа на современном этапе» (1979) и около 30 сборников научных статей.
Под его научным руководством было подготовлено и защищено более 30 кандидатских диссертаций. Высокую оценку научной и педагогической общественности получила книга «Труд и талант учителя» (1985-1989). Всего же им опубликовано в стране и за рубежом более 400 научных и научно-публицистических работ, основными идеями которых являлись идеи высокой духовности, чистоты человеческих отношений, беззаветной преданности учительской профессии и ответственности учителя за судьбу своих воспитанников. Награждён орденом «Знак Почета» и рядом медалей.
Щедро делился Александр Ерофеевич своим опытом, не скрывал ничего. «А секрет, дорогие товарищи, один», − говорил он коллегам с мягкой улыбкой, «работать надо на совесть». Учить нужно так, чтобы учёба увлекала ребят и не была бы им в тягость. Бюст Кондратенкова А.Е. установлен в здании Смоленского государственного университета.
Ему были присвоены звания «Заслуженного учителя школы РСФСР» и «Заслуженного деятеля науки РСФСР».