История системы образования
В первой половине XIX века, когда стало расти капиталистическое производство, увеличивалось количество наёмных рабочих, когда складывался и расширялся внутренний рынок, развивалась внешняя торговля, стране потребовалось много грамотных людей. Но школы возникали медленно. В соответствии со специальным циркулярным письмом Министерства просвещения, детям рабочих и крестьян доступ в среднюю школу был чрезвычайно затруднён. Для них существовала сеть церковно- приходских школ. В этих школах учили читать и писать, а главное, воспитывали в духе рабской покорности властям, смирения и послушания.
В Краснинском уезде первые школы появились только в 1840 году (д. Жорновка и д. Мерлино). Это были церковно- приходские школы, состоящие в ведении церкви и приходского духовенства.
Первая школа в Красном открылась только в 1849 году, хотя Дирекция училищ Смоленской губернии решение об открытии школы приняла ещё в 1847 году, но переписка по поводу открытия шла долго, вплоть до 1849 года, так как не было помещения.
В документах Смоленской дирекции народных училищ, в сообщении городской ратуши на имя директора училищ Смоленской губернии указано: «Училище, предположенное в г. Красном помещаться будет в доме попечителя училища Краснинского 3-й гильдии купца Захария Пивоварова».
Штатный смотритель Иван Самойло в рапорте директору училища Смоленской губернии об открытии приходского училища в г. Красном 17 января 1849 года пишет следующее: «Вашему Высокоблагородию честь имею донесть, что вследствие предписания от 8 января за №11 в городе Красном приходское училище мною открыто 15 числа сего месяца. Квартира удобная есть, сумма 270 руб. плюс 41 руб. 03 коп. от пожертвований есть, столов и прочей мебели для училища ещё не приготовлено».
Чтобы открыть приходское училище в Красном, местные власти должны были собрать подписи от населения, что те хотят определить своих детей в школу. Такие подписи дали многие жители Красного: Дмитрий Полулихов, Фёдор Фролов, Иван Федотов, Дмитроченков и др.
Обучение в училище было платным: 5 руб. от дворян и 3 рубля от зажиточных мещан. Открытие школы в Красном стало большим и волнующим событием. Одноклассное, с трёхгодичным сроком обучения, приходское училище обучало детей чтению, письму и арифметическим действиям над целыми числами. Изучался Закон божий. Единственное расширение учебного плана, которое было допущено позднее со стороны Министерства, заключалось в дополнительном введении сначала церковного пения, потом практических занятий садоводством и огородничеством. Первое должно было способствовать посещению детьми церкви и пению на клиросе во время обедни. Второе – преследовало цель расширения сельскохозяйственных знаний среди крестьян.
В каждой школе должна была находиться классная доска, не менее 6 счетов для обучения арифметике и не менее 10 аспидных (грифельных) досок, которые использовались на уроках письма. Учебниками были: Российский букварь, азбука, таблицы для сложения и прописи.
Примерный штат приходского училища: учитель, законоучитель, сторож. Казённый бюджет школы составлял 250 рублей, из которых 85 рублей выплачивали наставнику, 75 рублей – его помощнику, 45 рублей – на наем, отопление и освещение, 17 рублей 50 копеек – сторожу, 27 рублей 50 копеек – на учебные пособия.
Начиная с 1864г. стали создаваться земские школы. Это тоже начальные школы, существующие на средства земства, т.е. местного самоуправления. Кроме того существовали городские училища 4-х и 6-ти классные.
С каждым годом росло сознание о необходимости и пользе грамотности. «За 4 года моей службы учащихся увеличилось больше чем вдвое» (д. Глубокое, 1878 г., из письма учителя).
Открывались и частные школы. Но правительство тормозило деятельность земских и частных школ, усматривая в них очаги пропаганды либеральных идей, подрыва престижа самодержавия.
Вот такая длительная переписка шла по поводу открытия частной школы в г. Красном. На имя Директора училищ Смоленской губернии поступило прошение об открытии частной школы: «Его Высокоблагородию Господину директору училищ от дворянки Смоленской губернии и уезда девицы Валерии Игнатьевны Рымша Прошение: «Желая открыть частную школу на один класс не свыше 15 человек обоего пола в г. Красном для преподавания первоначальным наукам: чтению и письму на языках: русском, французском, немецком и первой части арифметики. Покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие дозволить мне таковое устроить в нанятом на сей предмет доме у тамошнего мещанина Владимира Никитина. При этом прилагаю свидетельство на право обучения, выданное из Витебской гимназии 23 июня 1860 г. за № 1004 г. Смоленск, марта 8 дня 1865 г.».
Попечитель канцелярии Московского учебного округа нашёл, что «Представленного свидетельства, выданного из Витебской гимназии, весьма недостаточно, чтобы судить о степени сея благонамеренности, как особы польского происхождения». Он потребовал «предоставить положительные сведения о нравственных качествах и образе жизни, равно о том не была ли она заподозрена в делах польского восстания и будет ли изучаться Закон божий духовною особою православного вероисповедания». Только после того, как были предоставлены, соответствующие обязательства и подтверждения, было разрешено открыть частную школу в сентябре 1865 года, но с раздельным обучением мальчиков и девочек. Школа была взята под особый контроль. Контроль возлагался на инспекторов училищ, а с 1895 года – на земских начальников.
Школы в уезде открывались медленно, слабо удовлетворяли потребность населения в обучении.
На 1 января 1850 года всего учащихся в Красном было 33. Это были дети: дворян – 2, обер-офицеров – 2, купцов – 3, мещан – 22, разночинцев – 3, солдатских – 1.
В 1856 году уже было 52 ученика и кроме детей дворян, духовного сословия было 4 сельских ученика. По уезду было 67 учащихся, 16 – из села. После открытия школы в Красном только через 12 лет были открыты школы в д. Крюково, через 23 года – в д. Букино, д. Сырокоренье. Остальные школы открылись в начале XX века.
Экономическая необеспеченность большинства крестьян являлась значительным тормозом в их благом стремлении к образованию. Дети дошкольного возраста использовались как рабочая сила в семье. Нужда, бедность заставляли отдавать детей вместо школы в ремесло, в пастухи, девочек – в няньки. Бедность не позволяла купить для ребёнка обувь, одежду. Все это или совершенно лишало ребёнка возможности попасть в школу, или заставляло посещать её нерегулярно и до окончания курса бросать обучение. Были и другие причины: теснота школьного помещения, холод в нем, отсутствие переправы через реки, отсутствие ночлежных приютов.
Во всех школах дореволюционного г. Красного и уезда, как и по всей России, широко применялись разнообразные меры наказаний учеников: учеников старших классов ставили на колени в угол, сажали в карцер, применяли телесные наказания в присутствии других учеников, лишали завтраков и т.д.
В отчётах школ и списках учащихся по Краснинскому уезду есть такие записи: «…подвергнуть за леность аресту». Одной из крайних мер было исключение из школы.
Позже были открыты в Красном и другие учебные заведения, кроме перечисленных выше. Это женская прогимназия с 6-ти летним сроком обучения. Потом она стала гимназией. Плата за обучение в гимназии была высокой – 13 руб. в год и многие не могли в ней учиться.
В гимназии воспитывали у учащихся смирение и покорность. Учащимся строго запрещалось посещать концерты, театр и другие увеселительные мероприятия, но зато строго обязательно было посещение церкви и соблюдение всех религиозных обрядов.
Для мальчиков открылось в Красном городское училище с шестилетним сроком обучения, которое в 1912 году было преобразовано в Высшее начальное училище.
Учебные планы гимназии и Высшего начального училища отличались многопредметностью. Например, в училище в течение 2-х лет учащиеся должны были изучать Закон божий, книгу «О должностях человека и гражданина», грамматику, всеобщую и русскую географию, всеобщую и русскую историю, арифметику, начальные сведения по геометрии, физике, естествознанию и технологии, чистописание и рисование. Затем курс стал трёхгодичным. Но учебный план не выполняли из-за недостатка учебников и учителей. Из протокола №57 заседания педсовета Краснинского Высшего начального училища от 26.10.1915г. видно, что всего 11 названий периодических изданий было выписано на 1916 год. Одна книга приходилась на 3-4 ученика. А развитие школьной сети должно быть неразрывно связано с распространением книжных фондов, библиотек, народных чтений. Из 51 школы в 1897 году имели библиотеки только 32 школы (62, 7%). Библиотеки отличались бедностью. В уезде на одну библиотеку приходилось 20 названий книг и 22 тома.
Большую роль играли народные чтения. Среди уездов Смоленской губернии первое место по числу школ, при которых велись народные чтения, принадлежит Краснинскому уезду (25, 5 %). Народные чтения устраивались в 12 земских школах и в одной церковно-приходской.
Народные чтения были духовно-нравственного, а позже и исторического содержания и велись учителями и священниками. «К чтениям относятся с большим интересом, особенно занимают туманные картины» (д. Данщина). Но обращается внимание на то, что «нет библиотеки, нет фонаря для показа туманных картин и нет помещения для показа» (д. Зверовичи).
Только в первом десятилетии XX века делаются попытки для проведения экскурсий в г. Красный и г. Смоленск. Так, Добрянское попечительство разработало план экскурсий в г. Красный с посещением земской управы, сельскохозяйственного склада, ветлечебницы, воинского присутствия, городского управления и школы при нём, пожарного общества, землеустроительной комиссии, казначейства, лавки общества потребителей. Вечером – посещение всенощной службы в Соборе, а потом осмотр Народного Дома. На следующий день – осмотр типографии, Высшего начального училища с физкабинетом, прогимназии, памятников 1812 г. на Блонье, у кладбища, прогулка к Лосминскому памятнику.
Расходы на народное образование по г. Красному составляли 5170 руб. в год, в то время как городскому голове платили – 2290 рублей 50 копеек.
Интересно сопоставить некоторые данные по народному образованию в уезде с данными из организации религиозного культа. В 1913 году в Красном действовало 3 церкви, в которых служителей культа было в 2 раза больше, чем в школе учителей.
Одной из причин недостатка в учителях было то, что в России ряд законов препятствовал занятию учительской деятельностью тем, кто не принадлежал к дворянскому роду.
Другая причина – крайне тяжёлое материальное положение учителей уезда и особенно приходских школ. Из всех уездов Смоленской губернии Краснинский уезд находился на последнем месте по размерам заработной платы учителей.
Самая высокая в уезде зарплата – 277 рублей и самая низкая 113 рублей в год. Труд учительниц оплачивался ниже труда учителей. Зарплата рядовых учителей в гимназии не превышала зарплаты рядовых служащих государственных учреждений.
Например, заведующий школой в д. Сырокоренье получал 175 рублей в год, в д. Сусловичи – 200 рублей в год. В то время бухгалтер городского банка получал 1080 рублей, его помощник – 420 руб.
По отзывам многих учителей, приходилось ограничивать самые существенные потребности, чтобы прожить. Учителя уходят в писцы, в дьяконы, где меньше хлопот и больше платят. Квартиры учителей помещались в школах. В них холод, теснота, недостаток света, сырость. Они отделялись от класса тонкой перегородкой, а отсюда – пыль, спертый воздух, шум, угарные печи и т.д. Вот в таких условиях жили учителя. Питались по очереди в крестьянских домах, как пастухи.
Очень плохо обстояло дело с подготовкой кадров учителей. В губернии готовили учителей епархиальное училище, Алферовская учительская семинария и Смоленский учительский институт. Общее число обучающихся в них было всего 200 человек.
С 1910 года стали готовить учителей в Краснинском уезде: Соболево-Воробьевская учительская семинария, Краснинская второклассная школа и Светло-Стегримовская мужская церковная школа.
В 1897 году в уезде был только один учитель с высшим образованием, со специальным образованием – 116 человек, со средним светским – 285 человек, со средним духовным – 305 человек, окончивших гимназию – 198 человек, сдавших экзамен на звание учителя – 252 человека, с домашним образованием – 36 человек.
Несмотря на некоторое увеличение числа школ, в начале XX века, подавляющая масса трудящихся оставалась неграмотной. Так, на 1 января 1912 года по данным статистических сведений на 100 человек населения в уезде насчитывалось грамотных мужчин 12,8, женщин – 20,5.
Расходы на народное образование по уезду составляли 49001рублей (в % к смете – 21%), на душу населения – 38 копеек. Для сравнения: расходы на содержание только земского управления – 14446 рублей.