В 2014 году исполнилось 150 лет с того момента, когда 1 января 1864 года Указом императора Александра II вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это «Положение» предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления, которые назвали старым русским словом «земства» (от «земля» в смысле территория, местность). Сразу же после образования земства приступили к решению многих насущных вопросов. Однако главной их заслугой является создание земских школ, ставших источниками образования для широких слоев сельского населения.
К одной из них относилась Епишевская двухклассная школа. Основанная еще в 1862 году Епишевская школа в 1915/1916 насчитывала 172 учащихся, в том числе 63 девочки, учебный год продолжался 135 дней, курс обучения длился 6 лет и имел 6 отделений. В школе работало 2 учителя, 3 учительницы, 1 законоучитель, Дополнительными были предметы-пение, рукоделие, проводились внеклассные чтения с показом туманных картинок, имелась библиотека, проводились чтения по теме: «Из-за чего мы воюем?», устраивались посадки деревьев.
Основной контингент учащихся школ составляли крестьянские дети в возрасте от 8 до 14 лет, преимущественно мальчики. В школы принимали детей не моложе 8 лет, и обучение было совместным. Учебный год рекомендовалось начинать в сентябре, но единообразия в этом вопросе не было. Прием детей растягивался на 1-2 месяца, а учебный год по продолжительности был от 140 до 150 дней. Заканчивалась учеба в конце апреля, экзамены для выпускников проводились в мае. Однако, в силу экономических причин посещаемость школ была очень низкой. Для того, чтобы ученики пропускали как можно меньше занятий, при многих школах создавались общежития или ночлежные приюты, где проживали дети из селений, отдаленных от школы в 3-5 верст. В Рославльском уезде в это время при школах насчитывалось 27 общежитий, но и эта мера помогала мало. Многие крестьянские дети выбывали из школы через один – два года, едва овладев азами грамоты. До старшего отделения добирались лишь немногие из них, но здесь камнем преткновения были экзамены: не сдавшие их ученики свидетельства не получали, в статистику «ОКОНЧИВШИХ ШКОЛУ» не попадали. Ученики сдавали письменные и устные экзамены (изложение или сочинение, решение арифметических задач, закон Божий, чтение). Так в земских школах Рославльского уезда в 1914/1915 учебном году обучалось 9739 учащихся, в том числе 2759 девочек. Окончили курс 607 учащихся, выбыло до окончании курса 974 учащихся. В среднем на одну школу получали свидетельства об окончании полного курса 6-7 человек.
Как правило, школы Рославльского уезда располагались в собственных зданиях, которые не соответствовали элементарным санитарным требованиям: находились в низких заболоченных местах, были тесны, холодны, а некоторые не имели даже отхожих мест. Строились они без особых планов, чаще всего из дерева, а потому быстро приходили в ветхое состояние. Член Рославльского уездного училищного совета от земства отставной подполковник В. А. Шершевицкий, проверяя ряд земских школ Рославльского уезда, в докладе от 2 октября 1894 года написал: « Неоднократно посещенные мною в течение истекшего года Полуевское, Ворошиловское, Ермолинское, Трояновское, Екимовичское и Костырёвское училища находятся в следующем состоянии… Екимовичское училище, благодаря щедрости волостного схода и заботам попечительницы Г-жи Л.Н. Сорневой, в текущем году обращено из полуразвалившейся 10 аршин (аршин равнялся 71,12 см) хаты в просторное, светлое и удобное, с общежитием при нем, здание; заботы Г-жи Сорневой об обстановке училища и о наблюдении за ходом обучения в нем вселяют уверенность в том, что для училища этого настали лучшие дни. Костыревское училище помещается в старом, недостаточно просторном и для половины теперешних, свыше 100 учеников, здании. В текущем году это здание волостным сходом ремонтировано лишь настолько, чтобы поддержать его от разрушения. В наступающем учебном году имеет быть к перестройке всего здания, на что имеется пока в распоряжении схода лишь около 200 руб., которых далеко недостаточно для возведения нужного здания; почему решаюсь утруждать Собрание ходатайством об отпуске на этот предмет хотя 100 руб. и о возбуждении от себя такого же ходатайства перед Губернским Земством. К удовлетворению этого ходатайства едва ли встретятся препятствия, т. к. я вполне рассчитываю, что наш сотоварищ по собранию, и в тоже время Попечитель школы Г-н Н. С. Шупинский не откажет укрепить за Костыревским училищем десятину земли, на которой в настоящее время стоит ветхое училище….»
С приходом на помощь земствам правительства в 1908-1914 гг школьное строительство приобрело планомерный, организованный характер. Началась активная постройка более добротных школьных зданий, в которых были просторные классные комнаты, коридоры, учительские квартиры, хозяйственные помещения, общежития. Рекомендовалось возле школ сажать деревья. Благоустраивать территорию. Появилась возможность приобретать новые парты, стулья, классные доски и другой необходимый инвентарь. Учебники, тетради, карандаши и ручки дети получали бесплатно.
НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ |
ГОД ОСНОВАНИЯ |
КОЛИЧЕСТВО
УЧ-СЯ
НА 1915/1916 и 1916/1917 У.Г.
|
В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕВОЧЕК |
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО
ГОДА (В ДНЯХ)
|
ЕКИМОВИЧСКАЯ |
1862 |
110 |
34 |
155 |
ЕПИШЕВСКАЯ |
1862 |
172 |
63 |
135 |
КОСТЫРЁВСКАЯ |
1873 |
175 |
55 |
143 |
ХОРОШОВСКАЯ |
1882 |
94 |
23 |
138 |
ЖАРЫНСКАЯ |
1883 |
184 |
81 |
? |
ЕРМОЛИНСКАЯ (ДОРОТОВСКАЯ) |
1883 |
130 |
46 |
133 |
ВОЛКОНЩИНСКАЯ |
1891 |
154 |
45 |
147 |
СТАРО-КРУПЕЦКАЯ |
1897 |
133 |
54 |
135 |
ВОЛКОВИЧСКАЯ |
1907 |
55 |
17 |
152 |
СТАРО-ГОРОХОВСКАЯ |
1911 |
64 |
14 |
166 |
ЧИЖОВСКО-КЛОПОВСКАЯ |
1911 |
76 |
30 |
146 |
КОСКОВСКАЯ |
1913 |
103 |
32 |
124 |
Современники, отмечая значимость земских школ, писали: «Земская школа, как общественная гордость и дорогое детище, призвана вести усиленную борьбу с тем невежеством, которое еще царит в большей половине наших деревень. Заметные и значительные успехи в области начального образования, которые сделала земская школа, завоевавши себе любовь и искреннее сочувствие среди крестьянства, будут служить лучшей гарантией ее дальнейшего процветания».
Вглядываясь с высоты прошедших лет на то, каким трудным путем происходило развитие образования в наших краях, остается лишь только согласиться с авторами вышесказанного и понадеется на то, что в XXI веке Российская школа продолжит славные традиции своих предков.