Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Развитие народного образования в XIX веке на территории Шумячского района

Становление России на капиталистический путь развития потребовало изменений и в вопросах образования. Начавшийся рост промышленности, нововведения в сельском хозяйстве и в других областях хозяйственной деятельности страны требовали грамотных людей, а таковых среди крестьян, пополнявших ряды рабочего класса, не было.
Попытка создания школ для обучения крестьянских детей грамоте была предпринята еще в начале XIX века, но она не увенчалась успехом. Начальные школы открывались кое-где в городах для детей городской знати, а деревня продолжала оставаться неграмотной.

Отмена крепостного права в значительной степени оказала влияние на расширение количества учебных заведений как в целом по Смоленской губернии, так и на территории шумячских земель.
До реформы 1861 года на шумячской территории было только одно училище. Это — Старозасельское одноклассное с двухлетним сроком обучения приходское училище, основанное, как уже сообщалось, в 1820 году. Занятия в училище, как правило, вели местные священники. В 1863 году училище возглавлял священник Пекарский. В 1866 году оно было преобразовано в штатное народное. В 1876 году было начато строительство нового здания для училища. Оно было завершено в 1877 году и обошлось в 800 рублей. Как отмечается в отчете Могилевской дирекции училищ, новое здание красиво собой, классная комната удобна и светла, квартира учителя — из двух комнат, есть комната отдыха для учеников во время перерывов.

К началу реформы в местечке Петровичи существовали уже две еврейские молитвенные школы, в которых получали начальные знания еврейские дети.
В 1862 году в селе Загустино было открыто народное училище, второе на территории нашего района, а в 1864 году — Дубовицкое народное училище. Оба имели свои помещения.
Спустя 9 лет, в 1871 году, было открыто Надейковичское народное училище, в котором обучалось 56 маль¬чиков и 30 девочек. Училище также имело свое здание.

В 1873 году было основано Шумячское одноклассное народное училище. Оно располагалось на земле Шумячского общества хлеборобов. Ему принадлежало две десятины земли. Двор, место для гуляний и игр учеников и здание училища вместе занимали 600 квадратных саженей, остальная земля использовалась учителем под посев. Здание училища являлось собственностью Шумячского крестьянского общества. Оно представляло собой жилой дом, оборудованный в 1871 году под училище. Дом был подарен обществу владелицей шумячского имения Шереметьевой.
До открытия училища обучением детей в Шумячах занимался местный псаломщик, взимая за обучение с каждого ученика плату. Обучались совместно мальчики и девочки. В отчете учителя за эти годы говорится: «С открытием в Шумячах народного училища число грамотных увеличилось, появились во время службы в церкви чтецы и певцы».
Реформа 1861 года дала значительный толчок в развитии образования населения.

В 1862 году были открыты народные училища в селах Загустино, Дубовица; в 1871 —в селе Надейковичи, а в 1872 — в местечке Шумячи. Более быстрыми темпами начало расти число школ в последней четверти XIX века.

В 1883 году была открыта церковно-приходская школа в местечке Петровичи, а еще через три года — школа грамоты в деревне Селюти. В 1886 году в селе Починичи и в деревне Городец были открыты церковно-при- ходские школы, а в деревне Пожога — школа грамоты. В 1887 году в селе Студенец начала работать церковно¬приходская школа, а в селе Снегиревка — школа грамоты.

В 1900 году Студенецкая церковно-приходская школа была преобразована в народное училище, в котором стали обучаться и 26 девочек. Школа имела свое здание. В период с 1889 по 1896 год, кроме выше перечис¬ленных, были открыты школы и в деревнях Косачевка, Балахоновка, Петуховка, Орловка, Хоронево, Ховратовка, Иванов Стан, Халиповка, Большая Буда, Котовка, Ожеги, Яново, Тишковка, Полицкое, Пожарь и в селе Глушково.
Расширяя сеть школ, царское правительство вместе с тем принимало меры к тому, чтобы ограничить грамотность беднейших слоев общества. В 1887 году оно издало циркуляр «О кухаркиных детях», по которому в гимназии запрещалось принимать детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и других аналогичных категорий людей.
Школа в том виде, в котором она существовала в 70—80 годы XIX века, не решала задачи, которые ставила перед нею жизнь на данном этапе развития об¬щества. Поэтому уже в начале 90-х годов министерству просвещения были даны указания о подготовке и проведении реформы школьного образования.

В 1893 году Санкт-Петербургский комитет грамотности, состоявший при императорском военно-экономическом обществе, начал подготовку к проведению реформы народного образования.
Работа началась со сбора данных о существовавших уже учебных заведениях. Эти данные поступали в Комитет грамотности в 1894 году. Изучение их помогает нам получить более подробные сведения об училищах и школах, действовавших в этот период на шумячских землях.

В 1894 году здесь существовало три вида учебных заведений: народные училища, церковно-приходские школы и училища, а также школы грамотности. В основном они создавались и содержались за счет сельских крестьянских обществ. Однако в начале 90-х годов часть расходов народных училищ взяло на себя государство, церковно-приходских школ — церковная епархия, которая и раньше на добровольных началах оказывала помощь этой категории школ. Школы грамотности по-прежнему остались на полном содержании сельских обществ.
Для раскрытия характера этих учебных заведений воспользуемся примером двух из них: Шумячского народного училища и Петровичского церковно-приходского училища.

В 1894 году Шумячское народное училище фигурировало уже как «штатное народное училище», что означало подчинение его министерству. До 1894 года оно было училищем совместного обучения (мальчиков и девочек) .

В 1893—1894 учебном году в училище в течение года было записано:

М.

Д.

1-е отделение (младшее)

21

26

2-е отделение

14

7

3 отделение

9

2

Всего

44

35

Из них не явились в 1894—1895 учебном году:

1-е отделение

2

4

2-е отделение

1

3

3-е отделение

1

1

Всего

4

8

Из числа окончивших курс (сдавших экзамен) в 1894 г. обучалось в школе в течение 3-х лет—-одна девочка, в течение 4-х лет — два мальчика и в течение 5 лет — один мальчик и одна девочка.
К концу 1894 года в местечке была открыта церковно-приходская школа для девочек, в которой занятия начались с 1 января 1895 года. В Шумячах стало два учебных заведения.
В народном училище остались одни мальчики, которых на 17 января 1895 года числилось 44. Однако посещали уроки только 38 учащихся, остальные за прошедшие с начала учебного года три месяца оставили учебу.

Срок обучения в училище был три года. В младшее отделение (группу) принимались дети с семилетнего возраста. На 17 января 1895 года учащиеся делились по возрасту:

  • 7-леток – 5
  • 8-леток – 9
  • 9-леток – 7
  • 10-леток –4
  • 11-леток – 5
  • 12-леток – 4
  • 13-леток – 3
  • 14-леток – 1

Занятия вели два учителя: законоучитель — местный священник, окончивший духовную семинарию, и учитель Никифор Платковский, окончивший городское техниче¬ское училище и имевший стаж работы в школе два года.
За свой труд в училище законоучитель получал в год 25 рублей, учитель—170 рублей. Учитель жил в квартире при училище. А там, где при училище не было квартиры, учитель получал «квартирные».
Занятия начинались 30 октября и кончались 28 апреля. Число учебных дней в году составляло 128.
Учащиеся получали учебники бесплатно. Однако те, которым бесплатных учебников не хватало, должны были приобретать их за свои средства.
«Для пользования учащихся» в училище имелось 119 названий учебников общим количеством 614 экземп¬ляров. Обучение русскому языку, истории и географии проводилось по учебнику Баранова, а арифметике — по задачнику Евтушевского. Использовались также книги Д. Н. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово».
Для учителя имелась методическая литература 13названий, общим числом 22 экземпляра. Училище получало журналы для учащихся — 44 экземпляра.
О начале учебного года в училище оповещал родителей священник во время церковной службы.
Учащиеся всех отделений (младшего, второго и третьего) занимались одновременно в одной классной комнате.
Учитель, кроме основных предметов, вел пение и гимнастику, за что дополнительно получал 50 рублей в год.
На содержание училища в 1894 году было ассигновано 385 рублей, в том числе на содержание и наградные учителям — 195 рублей, оплату помещения — 50 рублей, на мебель и классные принадлежности — 20 рублей. Деньги на содержание училища поступали: от государственного казначейства — 85 рублей, от сельских обществ— 281 рубль, невыявленных доходов—19 рублей (имеются в виду пожертвования).
Объясняя причины «неисправного посещения» учениками училища, учитель Платковский в своем отчете пишет: «Бедность в домах и помощь учеников родителям в их домашних занятиях».

В 1894 году в Шумячах на средства училища была открыта народная библиотека, которой население пользовалось бесплатно. В библиотеке насчитывалось 98 названий книг. На 1 января 1895 года в библиотеке числилось 50 читателей. Обслуживал библиотеку учитель бесплатно.
При библиотеке устраивались публичные чтения книг духовно-нравственного содержания, по земледелию, географии, истории. Обычно на такие чтения приходило от 15 до 40 слушателей. За организацию чтения отвечал учитель, которому за это никакая плата не была положена.
Некоторые местные жители выписывали журналы «Сын Отечества» и «Свет и Русь».
Приблизительно таким же образом проходила учеба и жизнь в других народных училищах Шумячского края.
Открытие школы в Петровичах относится к 1883 году. В 1882 году в Петровичский приход был прислан священник Петр Суходольский, человек прогрессивных взглядов, со средним духовным образованием, имев¬ший 35-летний стаж работы в школе. По его ходатайству в январе 1883 года в Петровичах и было открыто церковно-приходское училище для обоих полов. По его инициативе в 1886 году на церковной земле в 49 квадратных саженей (приблизительно 216 кв. м) было построено собственное здание школы, которое принадлежало церкви. Возле школы был двор и небольшое место для гуляний и игр детей. Строительство школы обошлось в 250 руб. В школьном здании была только одна тесная классная комната 10x11 аршин (7x8 м), в которой занимались от 60 до 65 учеников одновременно.
При школе была квартира учителя. Учебные занятия начинались 20 октября и заканчивались 30 апреля. Всего учебных дней было 134. Занятия проводились в школе днем, в одну смену, а вечером детей обучали пению.
В школу принимали детей с семи лет. Мальчиков обучалось в два раза больше, чем девочек. Занятия велись по предметам: нравственность, русский язык, чтение, арифметика, пение. Особое внимание обращалось на Закон Божий, церковное пение и нравственность. Гимнастика, ручной труд, ремесло, рукоделие, сельско¬хозяйственные предметы не преподавались. Пение велось по слуху. В приходе было три хора, руководили ими священник и учитель.
Учащиеся обучались по учебникам, принадлежавшим школе бесплатно. В училище было 267 экземпляров учебников 15-ти наименований.
Из наглядных пособий в училище было 40 картин, 2 географические карты, 1 географический атлас, 10 книг для внеклассного чтения, шведские и торговые счеты.
Деньги на содержание училища поступали:
  • От Епархиального училищного совета — 90 руб.
  • От сельских обществ — 58 руб.
  • Из сумм церковных и церковно-приходских попечительств — 26 руб.
  • От частных лиц — 20 руб.

Попечительницей училища была местная помещица Пелагея Волович, имевшая высшее образование, она вносила ежегодно на содержание училища по 20 руб.
В 1894 году на содержание училища было израсходовано 194 руб. (без отопления и прислуги), на содержание учителя 165 руб. (в том числе— 15 руб. наградных), на книги и учебные пособия — 26 руб., на страхование— 3 руб.
В училище было два учителя: законоучитель (священник), он же заведующий школой, и учитель из крестьянского сословия. Священник Петр Суходольский в обращении с детьми был строг, но телесных наказаний не применял.
При училище по почину священника два раза в месяц бесплатно проводились народные чтения и беседы. Кроме учеников, на этих чтениях присутствовало 10— 15 крестьян. Беседы проводились по Закону Божьему.
В школе проводилась ежегодная ревизия наблюдателем школ. Свои отзывы он записывал в классный журнал. Отзывы эти были всегда весьма хорошие. Кроме того, проводились испытания мальчиков и девочек по Закону Божьему священнослужителями Сергием и Иринием. Так, при испытаниях в 1890 году в самом храме по Закону Божьему и священной истории священнослужители Сергий и Ириний нашли знания учеников весьма удовлетворительными и несколько раз учителя при народе благодарили.
На вопросы Комитета Грамотности Имперского вольного экономического общества С.-Петербурга:
Не замечается ли в крестьянской жизни таких явлений, которые объясняются влиянием училища?
Какие книги в употреблении прихожан?
Что ищет население в книге и как относится к рас¬пространению среди них книг?
Не замечено ли в местном населении желания, чтобы все дети обучались грамоте?
Петр Суходольский отвечает: среди прихожан в употреблении книги: часословы, молитвенники, псалтыри, история Ветхого закона, история Нового закона. По мнению законоучителя, его беседы изменили нравственность крестьян к лучшему, многие не употребляют хмельного, а если и употребляют, то пристрастия к нему не имеют, ко храму ходят усердно, и в то же время у местного населения заметно усилилось желание обучать своих детей грамоте.

За три года — с 1891 по 1894 — окончили курс училища 38 детей, из них только шесть человек продолжили обучение в других низших учебных заведениях. Из окрестных деревень детей в этот период было мало — всего 5—б человек. Девочки были только из Петрович, но и они, как правило, осилив грамоту, школу оставляли.

В 1894 году в училище обучалось 59 учеников, из них 40 мальчиков и 19 девочек. В 1898 году училище было преобразовано в земскую школу с четырехгодич¬ным сроком обучения.
В следующем году умер священник Петр Суходольский, и на его место был прислан Федор Иванов, человек совсем других настроений и взглядов. Он решил отделаться от школы и добился перевоза школьного здания в деревню Стаховщина. После этого Петровичская школа осталась без здания, и дети вынуждены были заниматься в частном доме гражданки Софьи Фигловской, которая за это получала 85 рублей в год.
На примере этих двух типов учебных заведений можно сделать вывод об организации обучения крестьянских детей грамоте на Шумячской земле в конце XIX века.

Использованные источники: Максимчук А.Г. Порубежье (очерки по истории Шумячского района) – 
Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1995 г.