Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Образование Вязьмы

Вторая половина XVIII века.

История вяземского образования начинается по существу с этого периода. Историки и краеведы не дают однозначного ответа по поводу возникновения первого учебного заведения в городе, но единодушно считают, что это было духовное училище. Есть несколько мнений о дате его возникновения: И.П. Виноградов - 1746 год, А.Я. Трофимов - 1743 год (закрыто в 1750, возобновило работу в 1761 году), Е.А. Попов - 1764 год, Д.Е. Комаров - 1739 год (открыта семинария, затем закрыта, возобновила работу в 1761 году). К концу века духовное училище насчитывало до 300 учащихся.

vjazma.jpg

25 апреля 1779 года - открыта первая городская народная школа «для обучения купеческого и мещанского юношества». В начале школа размещалась при Петропавловском приходе, первым учителем был Доментий Полчанинов, получивший образование в Смоленской семинарии. Учениками были, в основном, сиротские дети. Дети купцов и мещан получали образование дома.
1 января 1787 года - открытие малого (двухкласcного) народного училища (60 учеников, учитель И.М. Попов, окончивший духовную семинарию, смотритель - купец Стефан Строганов).

Первая половина XIX века.

В 1802 году впервые в России было образовано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук (так оно тогда именовалось). В это время создаётся стройная система народного образования.
Согласно установленным правилам, в уездах основными типами учебных заведений становились приходские училища с одногодичным сроком обучения (в городах содержались на средства горожан, в сельской местности - на добровольные пожертвования помещиков и других слоёв населения) и уездные училища с двухгодичным сроком обучения (содержались частично за государственный счёт и за счёт городских обществ и благотворителей).
В Вязьме было два приходских училища (открыты в 1816 и 1817 годах). К 1857 году в них обучались 73 мальчика и 25 девочек.
1809 год - на базе малого народного училища создано Вяземское уездное училище, подведомственное Смоленской гимназии. Казна выделяла на содержание лишь 1410 рублей в год, остальные средства уездные городские общества изыскивали сами. Изучались следующие предметы: Закон Божий, всеобщая и русская история, арифметика, начальные сведения по геометрии, физике и естествознанию, чистописание, рисование, грамматика.
В связи с разорением Вязьмы во время Отечественной войны 1812 года уездное училище смогло возобновить занятия только 4 ноября 1813 года. Здание починил за свой счёт купец С. Калашников, а в 1816 году городской Голова коммерции, советник Гайдуков отремонтировал и расширил здание училища за свои средства. Вяземское купечество помогало содержать училище и в «интересах торговли» хлопотало об изучении в училище французского и немецкого языков. В 1860 году для училища было построено новое здание (численность учащихся к этому времени достигла 329 человек). Училище по материальному оснащению и качеству образования считалось одним из лучших в губернии.
1817 год - начались занятия в восстановленном духовном училище. В 1857- 1861 гг. в Вяземском духовном училище при Иоано-Предтечевом монастыре учился выдающийся русский ученый, основоположник почвоведения В.В. Докучаев.
12 февраля 1849 года - при Аркадьевском женском монастыре создано трёхклассное духовное училище для девочек (в 1852 году переведено в Смоленск).
Кроме этих учебных заведений в середине XIX века в Вязьме действовали (по данным А.Я.Трофимова) две частные школы для девочек (26 человек), одна для мальчиков (334 ученика), девять частных школ в домах священников (95 мальчиков, 6 девочек). Многие вяземские помещики открывали школы грамоты в своих имениях, например И.Д. Якушкин.

Вторая половина XIX - начало XX века.

60-70-е годы XIX века - эпоха великих реформ, которые изменили все сферы жизни российского общества. Старая система образования не отвечала потребностям развивающегося государства, стране необходимо было много грамотных и образованных людей. В этот период существенно меняется система образования.
На территории Вязьмы и уезда в указанный период действовали школы, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения, духовного ведомства, земских учреждений, иных ведомств, частные школы.
1861 год - открыта Александровская женская гимназия. В 1911 году в ней было 346 учащихся и 23 учителя.
30 августа 1869 года - открыта классическая мужская гимназия (первая в России земская гимназия, единственная земская гимназия в Смоленской губернии). С 1881 года она стала официально именоваться «Вяземской императора Александра III гимназией Смоленского земства». Педагогический состав гимназии был представлен высокообразованными, талантливыми преподавателями.
Осень 1872 года - начала работать Алфёровская учительская семинария (село Алфёрово Сережанской волости в 6 км. от Вязьмы). Для семинарии председатель Вяземского уездного собрания Д.А. Путята предложил свою усадьбу с постройками ( за 7 тысяч рублей). Семинария выпускала учителей начальных училищ. В семинарии вводился трёхлетний курс обучения, а с 1909 года четырёхлетний. На учёбу принимались юноши не моложе 16 лет с знаниями не ниже двухклассного министерского училища. В семинарии преподавались следующие предметы: Закон Божий, педагогика, математика, русский и церковно-славянский языки, история, география, естествоведение, чистописание, рисование, черчение, пение, гимнастика, практические занятия в преподавании, садоводство, огородничество, семинаристов учили игре на музыкальных инструментах и столярному делу. Алфёровская учительская семинария по уровню преподавания и условиям проживания считалась образцовым учебным заведением.
1875 год - открыто городское пятиклассное училище (высшее начальное), в нём обучалось 158 учащихся. Есть документы, свидетельствующие о том, что было второе городское высшее начальное училище, согласно документам на 1 января 1917 года в нём обучалось 139 учащихся.
80-е годы XIX века - открылся двухклассный женский приют имени князя В.В. Долгорукова. В приюте обучалось 125 девочек, он имел собственное здание, содержался на средства попечительского совета.
1898 год - братья Строгановы основали училище для мальчиков, обучение и школьные принадлежности были бесплатными, в училище обучалось 154 ученика. Училище содержалось за счёт капитала Строгановых.
1907 год - начала работу Вторая женская гимназия. В ней обучалось 165 учениц. Гимназия была открыта стараниями Варвары Петровны Волковой, которая смогла убедить и правительство и вяземских купцов в необходимости строительства второй женской гимназии.
В начале XX века в городе и уезде насчитывалось 67 начальных школ, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения (земские одноклассные, министерские одноклассные, министерские двухклассные, железнодорожные, частные, городские одноклассные, городские приходские). В школах всех типов обучалось 5380 учащихся, из них 1809 девочек. К духовному ведомству относилось 50 церковноприходских школ и 2 школы грамоты. Существовали в городе и уезде также народные училища, частные школы.
Почти все учебные заведения имели библиотеки, наглядные пособия. Многие школы имели попечительские советы и попечителей. Среди членов попечительских советов и попечителей много дворян, священнослужителей, крестьян. Но выделяемых казной, земством и ведомствами средств не всегда хватало. Многие школы находились в частных домах. Особенно сложным было положение земских школ и учителей, работавших в них (тогда их называли учащие).
В лучших условиях находились начальные училища, учреждённые Александровской и Сызрано-Вяземской железными дорогами. Это двухклассное училище на ст.Вязьма, Издешковское одноклассное, Комягинское одноклассное училища Александровской железной дороги, одноклассное Сызрано-Вяземской железной дороги. В состав попечительских советов этих заведений входили начальники различных участков служб пути, значительную часть средств на содержание выделяли Управления дорог.
В начале XX века, несмотря на значительное улучшение народного образования по сравнению с серединой 19 века, процент грамотности по Вяземскому уезду составлял 22,3%, в Вязьме - 54,5%. Большинство грамотных составляли мужчины.
В 1917 году, после прихода большевиков к власти, коренным образом меняется не только структура, но и содержание образования. Но достойным памяти нашей должно быть то, что именно в эти непростые годы разрухи, гражданской войны новая власть поставила задачу ликвидации безграмотности и успешно её решила в удивительно короткие сроки!

Развитие образования в 1918 - 1941 годах.

С 1918 году вместо многочисленных типов и видов школ вводилась единая трудовая советская школа с разделением на две ступени: первая ступень - для детей от 8 до 13 лет (5лет обучения), вторая ступень - от 13 до 17 лет (4 года обучения). В 20-е годы, несмотря на экономические трудности, увеличивается число школ в Вяземском уезде.

Учебный год - Число школ
1917/1918 - 128
1919 - 157
1920/1921 - 189

Главная задача школьных работников в этот период – борьба с неграмотностью. Были открыты специальные учебные пункты, где по вечерам и выходным взрослые садились за буквари. Только в декабре 1929 года по Вяземскому округу обучалось 15144 неграмотных и 1572 малограмотных.
В 20-е годы сложилась система подготовки педагогических кадров в Вязьме. В здании Первой женской гимназии открылся педагогический техникум, готовивший учителей для начальных классов.
1921 год – в Вязьме открыт Дом просвещения для объединения работников образования с целью обмена опытом и оказания методической помощи.
Опыт работы вяземских школ был известен далеко за пределами области. Наиболее яркий пример - деятельность Ермолинской школы, которая смогла органично сочетать учебную и воспитательную работу, объединив педагогов, родителей и учеников. Директором Ермолинской школы с 1918 по 1937 годы был талантливый педагог-новатор Пётр Павлович Мазуров. Его стараниями в школе был создан настоящий ботанический сад, велась экспериментальная работа, проводились научные наблюдения. Воспитательной основой работы школы стала коммунарская методика. В 1927 году Ермолинская школа приняла участие во Всесоюзном конкурсе Наркомата просвещения, получив премию второй категории. В 1929 году экспонаты школы демонстрировались в Берлине на выставке «Достижения советской школы».
1931 год - в Вяземском районе введено обязательное семилетнее обучение
детей.
1939 год – на базе педагогического техникума открыт Вяземский учительский институт с двумя факультетами – физико-математическим и русского языка и литературы. В институте обучалось более 300 студентов, было общежитие. Лекции читали не только местные преподаватели, но и преподаватели из Москвы.
К началу 1941 года в городе было 13 школ (4 средние, 3 неполные средние. 6 начальных) - это более 7 тысяч учеников. В районе работало 59 школ - около 8 тысяч учащихся. Школы № 1 и № 4 носили почётное звание образцовых. Особо следует отметить систему образования, сложившуюся на Вяземском железнодорожном узле. Успешно работали хорошо оснащённые средние школы № 19, № 20 Западной железной дороги, три неполных средних школы (№№17,18,21 Западной железной дороги.) В этих учебных заведениях к 1941 году обучалось более 2,5 тысяч учеников.
Во всех школах велась большая общественная работа, действовали пионерские и комсомольские организации, многие школы имели свои оркестры, театральные коллективы, был большой библиотечный фонд.

Развитие образования в 1943 - 1945 годах.

После 17 месяцев оккупации Вязьма была освобождена 12 марта 1943 года от фашистского плена. Восстановление образовательной системы города и района стало одной из важных задач. Практически с нуля, не имея зданий, пособий, учебников, письменных принадлежностей, ощущая нехватку педагогических кадров, учителя налаживали работу школ. Большую работу по организации обучения детей в эти неимоверно трудные годы проделали Мария Александровна Соколова, заведующая районным отделом народного образования и Антонина Иосифовна Деркач, благодаря которой восстанавливалась система обучения на Вяземском железнодорожном узле.
Середина апреля 1943 года - открыты 4 школы (начальные в Гармоново, Бозне, Алексеевском, по ул. Луговая). Школы начали работать 3 мая. Август 1943 года - начала работу школа № 19 на Вяземском железнодорожном узле.
1 сентября 1943 года начался учебный год в школах города.
Стараниями и самоотверженным трудом учителей в трудные годы после освобождения тысячи детей смогли сесть за школьные парты и получать знания. На 1 сентября 1945 года в городе функционировали 6 школ и 1 железнодорожная школа. В сложнейших экономических условиях власть и государство смогли найти средства не только для поддержки школьного образования, но и для строительства новых школьных зданий. В 1945 году вновь построено здание школы №19, в 1948 году - школы № 20 Западной железной дороги.

Использованные источники:

1. Аскерко Л.П. Вяземское образование:21 век.- Вязьма: Универсум, 2007.
2. КомаровД.Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны.- Смоленск: Смядынь, 2004.
3. Трофимов А.Я. Просвещение и культура на Смоленщине (19 - начало 20 веков). - Смоленск, 1999.