Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Работал в СОИРО

ivanov.jpg а

Иванов Владимир Матвеевич,
доцент кафедры методики преподавания предметов естественно-математического цикла,
 



Образование: высшее, в 1973 году окончил СГПИ по специальности «география и биология».

Награды: Почётный работник общего образования Российской Федерации

Научно-исследовательская работа связана с реализацией гуманистической парадигмы образования в системе деятельностных технологий развивающего обучения и воспитания школьников, направленная на реализацию в педагогическом процессе общеобразовательной школы главных дидактических принципов: личностно-ориентированного обучения; единства содержательной и процессуальной сторон обучения; использования в процессе обучения особой дидактической конструкции содержания и структуры предмета, создаваемой с учетом психофизических особенностей, индивидуальных интересов и склонностей обучающихся; конечного результата обучения как компетентности школьника. А также с проблемами воспитания и развития детей в системе школьного образования, в частности – с проблемой индивидуального опыта ребёнка, способами его педагогической диагностики и учёта в проектировании педагогического взаимодействия. В круге научных интересов находится также проблема формирования духовных основ развития личности ребёнка в процессе обучения.

Преподаваемые курсы:

По проблеме воспитания

  • Содержание культуры как содержание воспитания;
  • Духовная культура русского народа как средство формирования гражданской идентичности и национального самосознания русского человека;
  • Достижение личностных результатов обучения как процесс формирования духовных основ развития личности ребёнка;
  • Воспитание духовности: социально-педагогические предпосылки, сущность и особенности, основные подходы к педагогической деятельности;
  • Формирование коммуникативной культуры личности ребёнка в процессе педагогического взаимодействия;
  • Формирование культуры здоровья как системы самоотношения у школьников в процессе обучения;
  • Эстетические знания и представления школьников о мире – один из важнейших факторов их духовного развития и становления

По проблеме обучения

  • Учебный предмет «География», его роль и значение в реализации целей основного общего образования;
  • Современные образовательные технологии в контексте требований ФГОС к результатам воспитания и обучения;
  • Реализация системно-деятельностного подход в обучении предметам естественнонаучного цикла (на примере интеграции географии и биологии);
  • Диагностика учебных достижений обучающихся по географии

В соответствии с требованиями ФГОС ООО

  • Содержание и структура школьного курса географии, дидактические основы процесса обучения;
  • Система средств обучения географии, работа с учебником;
  • Географическая карта и методика работы учителя по формированию картографических знаний и умений у школьников.

Публикации: опубликовано около 15 научных работ по проблемам воспитания и обучения

Методические пособия:

  1. Физическая география в школе как система комплексных представлений о закономерностях формирования природы Земли. Смоленский городской отдел образования, г. Смоленск, 1995 г.
  2. Духовность, образование, педагог. Ст. Сб. СОИУУ «Современные подходы и технологии организации воспитательного процесса, Смоленск, 2003 г.
  3. Духовность в жизни личности и общества. Московский психолого-социальный институт (Рославльский филиал), СОИУУ, Сб. «Опыт, проблемы и перспективы подготовки специалистов в высших заведениях России», Смоленск-Рославль, 2007 г.
  4. Краткий словарь географической номенклатуры школьного курса географии. СОИРО, г. Смоленск, 2010 г.
  5. География Смоленской области. Региональный курс, программа для общеобразовательных учебных организаций Смоленской области. СОИРО, г. Смоленск, 2015 г.
  6. Географическая номенклатура в школьном курсе «География Смоленской области»: содержание и методика (учебно-методическое пособие для учителей географии). СОИРО. Г. Смоленск, 2015 г.

Дополнительная информация: Член Смоленского отделения Русского географического общества (РГО), инициатор и организатор Смоленского отделения Российской ассоциации учителей географии (РАУГ).