Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Восстановление образования в послевоенные годы

На 1.01.1945 года в составе Смоленской области было 38 районов.

Сразу же, после окончания войны, был разработан и принят первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 годы. План предусматривал восстановление и строительство школьных зданий, значительное расширение сети школ и увеличение числа обучающихся в них.

Главными задачами в области народного образования он ставил обеспечение обязательного семилетнего обучения детей, начиная с 7-летнего возраста, как в городе, так и на селе.

Для решения этих задач требовалось полностью восстановить всю довоенную школьную сеть и значительно увеличить ее. 

Приказ № 1
По Смоленскому областному отделу народного образования
От 31 января 1946 года.

В ряде районов области под угрозой срыва выполнение закона о всеобуче. Со стороны зав. РОНО не приняты надлежащие меры к возвращению школьников, выбывших из школы в течение первого полугодия по неуважительным причинам. Поэтому отсев учащихся из школы продолжает возрастать. Из-за отсутствия одежды и обуви имеет место непрерывный и возрастающий отсев в школах Вяземского, Дорогобужского, Екимовичского, Кардымовского, Краснинского, Монастырщинского, Рославльского, Руднянского, Семлёвского, Сычёвского районов. По причине отдалённости школы от населённых пунктов имеется значительный отсев в школах Андреевского, Батуринского, Вяземского, Глинковского, Демидовского, Духовщинского, Екимовичского, Ельнинского, Кардымовского, Монастырщинского, Рославльского, Тёмкинского районов. В большинстве районов возрастает отсев по причинам работы в колхозах и домашней работе. По причине, длительной болезни имеет место большой отсев в школах ряда районов.

Исходя из вышеизложенного – Приказываю:

Заведующим РОНО:

3. Заведующим Андреевским, Батуринским, Гжатским, Глинковским, Демидовским, Дорогобужским, Духовщинским, Екимовичским, Ельнинским, Издешковским, Кардымовским, Касплянским, Краснинским, Монастырщинским, Рославльским, Руднянским, Сафоновским, Смоленским, Стодолищинским, Сычёвским, Тёмкинским, Тумановским, Хиславичским немедленно сообщить в ОБЛОНО о причинах длительной болезни учеников и о мерах улучшения условий для учебных занятий в школах.

Настоящий приказ обсудить на внеочередном совещании директоров и заведующих школ и наметить конкретные мероприятия по выполнению всеобуча.

Зам. Зав. ОБЛОНО А.Горшков.

ГАСО Ф. Р-2355. Оп.7.Кор.1.Д.3

«Школы сельской молодёжи»

В 1948-49 учебном году план набора в школы сельской молодёжи вновь был сорван. Вместо 67 школ сельской молодёжи в области открыты только 36 школ. Вместо 40 отдельных классов открыто лишь 10. По плану в школах сельской молодёжи должно было обучаться 3000 человек, пришли лишь в школу 1126 или 37% к плану. В результате чего, за 4 месяца, в области закрылось 15 школ, распались 5 отдельных классов, отсеялось около 400 человек.

В большинстве школ очень низкая посещаемость. Нередко в школах срываются занятия из-за неявки учителей.

Вследствие крупных недостатков в учебном процессе в школах сельской молодёжи очень низкая успеваемость. В Навищанской школе из 19 учащихся не успевают 10, в Сычёвской успеваемость составляет 50%. В Мазальцевской школе из 24 учащихся не успевают 9.

Привести данные успеваемости и посещаемости по всей области не предоставляется возможным, так как отделы народного образования на местах и ОБЛОНО такими материалами не располагают.

Во многих районах области многие юноши и девушки не имеют начального и семилетнего образования. В Смоленском районе 310 человек не имеют начального и более 1000 семилетнего образования. А в районе всего 2 школы, с охватом 48 человек. В Духовщинском районе более 700 человек молодёжи не имеют начального и около 1300 семилетнего образования. Школы в этом районе распались. Во Всходском районе 50% членов комсомола не имеют начального образования. Школы не открывались. Такое положение в Батуринском, Вяземском, Кардымовском и других районах.

Председатели сельских советов, председатели колхозов и совхозов не создают молодёжи необходимых условий для занятий. Директор совхоза имени Коминтерна, председатели колхозов имени 16 партсъезда, «Завет Ильича» и другие заявляют, что основная задача сельской молодёжи – хорошо работать, а те, кто учится, колхозу не помощники.

Секретарь Монастырщинского РК ВКП(б) тов. Киселёв запретил директору Бохотской школы тов. Петрову принимать заявления о приёме в школу, мотивируя тем, что в случае открытия школы некого будет посылать на лесозаготовки.

Такое положение и в Стодолищенском, Починковском, Сычёвском, Всходском, Ершичском и других районах. Молодёжь, совмещающую учёбу с работой в сельском хозяйстве, никак не поощряют».

Инструктор отдела школьной молодёжи ЦК ВЛКСМ Иванцова.

Учитывая то, что в постановке образования на селе, всё ещё, имеются серьёзные недостатки как в учебно-воспитательной так в учебной работе, и во многих случаях выпускники сельских школ по своим знаниям уступают выпускникам городских школ, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1973 г. «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы».

Это постановление охватило все аспекты жизни и развития сельских школ, учащихся и педагогов. (Приложение № 7)

Это, пожалуй, единственный уникальный программный документ, принятый в советское время, охватывающий все аспекты развития сельской школы. Нам, Смолянам, приятно то, что подготовлен он был Министерством Просвещения СССР, которое на тот момент возглавлял наш земляк Михаил Алексеевич Прокофьев (1966 – 1984гг.), член-корреспондент Академии наук СССР, академик Академии педагогических наук СССР.

Михаил Алексеевич родился 18 ноября 1910 года в селе Воскресенское, ныне Тёмкинского района. С 1918 по 1923г. учился в начальной четырёхлетней школе села Воскресенского.

Стал видным государственным и общественным деятелем СССР. Это были самые плодотворные годы отечественного образования.

За время работы на посту министра не раз приезжал на свою «малую родину», регулярно интересовался состоянием образования на Смоленщине.

Прокофьев М.А. (на фото слева), зав. Смоленским ОБЛОНО Клочкова Н.К. и министр просвещения РСФСР Веселов Г.П. на берегу реки Угра в 1985 г.

Колхозу «10 лет Октября», Демидовского района, на протяжении многих лет, вплоть до 90-х годов, учащиеся Заборьевской СШ ежегодно помогали в осенние месяцы на уборке. Кроме того, школа имела производственную бригаду, которая выращивала корнеплоды на закреплённой площади для колхоза. В 1983 год школьная производственная бригада была участником Выставки Достижений Народного Хозяйства, где получила Диплом 3 степени.

В 1982 году выпускники 10 класса выступили с инициативой «11- й год – трудовой», поддержав призыв выпускников многих школ Смоленщины. Классным руководителем выпускников 1982 года была талантливая учительница географии Данькова Валентина Алексеевна.

Позднее Валентина Алексеевна вместе с директором школы Заплавной Валентиной Ивановной были награждены медалями «За преобразование Нечерноземья».

В течение 7 лет выпускники десятых классов почти в полном составе оставались работать в местном колхозе на один год: девушки – на ферме, а юноши – механизаторами. Этими специальностями они овладели на уроках труда в 9 – 11 классах.