Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Перспективы развития образования в сельской местности

«Из 390 сельских школ области 362 – малокомплектные, в которых обучается 12 тыс. учащихся (15% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях области).

Недостаточная укомплектованность кадрами, большая текучесть молодых специалистов, всегда были самым уязвимым звеном сельской школы. Анализ уровня квалификации педагогических кадров свидетельствует также о том, что только 19% учителей имеют высшую квалификационную категорию в то время как в городских школах области он превышает 40%. Малокомплектность сельских школ привела к ухудшению качества знаний её учеников по сравнению с городскими школьниками, так как учителю приходится вести до пяти предметов.

Материалы мониторинга результатов оценочных процедур, в общеобразовательных организациях Смоленской области проведенных в сентябре-октябре 2016 года показали, что наибольшее количество общеобразовательных организаций продемонстрировавших низкие образовательные результаты расположены в сельской местности. На это существует большой ряд объективных причин.

Как показывают современные исследования, мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление «психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере интереса к обучению.

Так есть ли перспектива у сельских школ Смоленщины? На этот вопрос, можно с уверенностью ответить – Да. Восстанавливается сельское хозяйство. На обеспеченье образовательного процесса областной и муниципальные бюджеты стали выделять значительно больше средств, чем в предыдущие годы. Все школы подключены к сети Интернет. Педагоги получили возможность повышать свою квалификацию в дистанционной форме. Ремонтируются и строятся новые школы, причём по современным проектам. Примером этого служит:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат для одарённых детей «Феникс»


Лицей-интернат «Феникс» успешно реализует свою образовательную деятельность на территории Новодугинского района, в деревне с многовековой историей – Мольгино.

Школа-интернат была построена на месте старого общеобразовательного учреждения, давно прекратившего свою деятельность. Здание бывшей Мольгинской восьмилетней школы представляло собой деревянное строение, больше напоминающее многоквартирный жилой дом, говорящий, а точнее даже кричащий, своим внешним видом об умирании деревни. Новая школа-интернат напротив, стала своего рода олицетворением возрождения Мольгино, подобно мифической птице Феникс, имя которой стало названием учреждения. Школа-интернат – это благотворительный проект Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина. С момента основания школы Вячеслав Викторович является ее попечителем.

На сегодняшний день лицей-интернат «Феникс» - это уникальное образовательное учреждение, неповторимое по форме и многофункциональное по своему содержанию. Сейчас здесь обучается 175 человек из разных уголков не только Смоленской области, но и из других регионов России, в том числе и дальних. Максимальная наполняемость классов – 20 человек. Все ребята получают знания не только в рамках школьной программы, а также по программам дополнительного образования. После уроков лицеисты отправляются на секционные занятия, где под руководством опытных и компетентных педагогов развивают свои музыкальные, художественные или спортивные способности. Занятия проходят в оборудованных помещениях лицея. В учреждении ведётся работа множества секций по разным направлениям: музыка (вокал, фортепиано, гитара, духовые инструменты, фольклорный ансамбль, музыкальный театр); ИЗО (живопись, графика, скульптура, ДПИ); спорт: футбол, волейбол, плавание, хоккей, рукопашный бой, настольный теннис, лёгкая атлетика, русская лапта, туризм,. В этом учебном году также начал функционировать кружок робототехники.




В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и реализации национального проекта «Образование» разработаны региональные проекты:

  • «Современная школа»
  • «Успех каждого ребенка»
  • «Поддержка семей, имеющих детей»
  • «Цифровая образовательная среда»
  • «Учитель будущего»

Смоленский региональный проект «Успех каждого ребенка» планирует уже в ближайшее время в области создание в области детских технопарков «кванториум» + создание мобильных кванториумов.

Целью которых является обеспечение доступности качественного дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности путем создания в регионе инновационной образовательной площадки погружения обучающихся в профессиональную среду.

Создание и развитие на территории Смоленской области трех мобильных технопарков «Кванториум» позволит увеличить охват детей и доступность инновационных дополнительных образовательных программ научно-технической направленности в сельской местности, решыть задачу подготовки кадрового резерва для экономического сектора Смоленской области, способного принимать активное участие в формировании и развитии экономики нового технологического уклада, в том числе цифровой экономики.