Смоленское земство начало свой путь с анализа, доставшегося ему наследства. На очередном собрании 7 декабря 1867 года Ф. Т. Дерюжинский обнародовал данные о состоянии начального образования. В губернии на 1 июня 1867 года насчитывалось 403 народных училища, в которых обучалось 9 307 мальчиков и 647 девочек, а всего - 9 954 учащихся. Из этих училищ 54 располагались в городах и содержались: обществами - 17, частными лицами - 37. Сельские училища финансировались: ведомством государственных имуществ - 42, обществами крестьян - 173, духовенством - 113, приходскими попечительствами - 11, частными лицами - 10 Смоленское земство и народное образование.
1865-1918 гг.: Сборник материалов. Смоленск, 2004. С. 28
Земства не имели права вмешиваться в учебно-воспитательный процесс и деятельность школ. Земские школы относились к числу министерских школ и официально именовались «начальными народными училищами в губерниях, на которые распространяется действие Положения о земских учреждениях». Среди населения они пользовались большей популярностью, чем другие начальные школы. Именно земские школы сыграли большую роль в распространении образования среди крестьян.
Порядок открытия и содержания земских школ в Смоленской губернии.
Духовщинский уезд.
В 1878 году, в Холме, для школы было построено новое здание. Однако достаточных средств на строительство школы собрано не было. Квартиры учителя и ночлежной комнаты снова не было. В 1879 году по причине тесноты школьного помещения 40 детям в приёме в школу было отказано. 26 сентября 1880 года попечитель школы граф Уваров предложил волостному сходу крестьян расширить школьное здание, пристроив к нему несколько комнат.
Для этой цели он обещал бесплатно отпустить лес. Приобретение же другого строительного материала, вывозку леса и само строительство крестьяне должны были принять на себя. Но у крестьян такой возможности тогда не оказалось. За помощью они обратились к уездному земству: прося отпустить им 581 руб. 80 коп. земство в отпуске средств отказало. Школа осталась в своих прежних размерах.
Многие дети снова не могли попасть в школу. Этим положением решил воспользоваться священник Холмовской церкви Оглоблин. 17 декабря 1885 года он доносил своему епархиальному начальству: в селе Холме имеется земское училище, но оно не будучи в состоянии по тесноте школьного помещения принять в школу всех детей, желающих учиться, прошу вашего разрешения на открытие в Холме церковной школы. Такое разрешение было дано. В селе Холм была открыта церковная школа грамоты. Так, в Холме стало две школы: земская и церковная. Школа грамоты разместилась в церковной сторожке. Преподавателями её стали члены церковного приюта. Но соперничать церковной школе с земской было трудно.
Церковная школа не имела ни своего здания, ни подготовленных учителей. Не была она обеспечена необходимыми средствами для существования. Родители весьма неохотно отдавали своих детей в церковные школы. По уровню программы и по постановке учебно-воспитательного процесса, церковные школы стояли гораздо ниже земских (народных) школ. 27 декабря 1886 года крестьяне в своём постановлении записали: «школьное помещение очень тесно, дети по-прежнему остаются вне школы, ночлежной комнаты нет. «Построить новое здание для школы, у нас нет средств, — писали они, — но и оставаться в старом здании невозможно».
И здесь же решили: надстроить над существующим зданием школы второй этаж. Это потребует сравнительно небольших расходов и на время разрядит обстановку. На возведение второго этажа потребовалось 250 рублей. 50 рублей крестьяне собирали, а 200 рублей снова просили у земства и попечителя школы Уварова.
Успеваемость в школе была исключительно низкая. Так в 1897 году из 49 учащихся второй группы было переведено в третью только 19 человек, или 38%.в течение учебного года 25 детей (23%) из школы выбыли. Всё это объясняется тем, что для нормальных занятий в деревне тогда отсутствовали условия. В плохую погоду из-за отсутствия одежды и обуви дети часто пропускали занятия. Неграмотные родители оказать детям помощь в подготовке уроков были не в состоянии. Дети часто снимались с занятий в школе на целые недели. Они нужны были в семье на хозяйственных работах: гоняли лошадей во время возки дров и леса, нянчили младших братьев
Одним из наиболее активных земских деятелей Смоленской губернии, радеющих за народное образование, был князь Владимир Михайлович Урусов (1857 – 1922) – русский общественный и государственный деятель, член Государственного Совета по выборам (1909 – 1917). Князь происходил из знатнейшего и влиятельнейшего рода. Его отец, генерал-лейтенант и сенатор, в 50-х гг. XIX в. был смоленским генерал-губернатором. Его мать, Екатерина Петровна, урожденная Энгельгардт, была представительницей также известного дворянского рода. В 1878 г. окончил Александровский (бывший Царскосельский) Лицей.
Занимался общественной деятельностью в Смоленской губернии: избирался почётным мировым судьёй Дорогобужского уезда (1883 – 1917), Дорогобужским уездным (1890 – 1902) и Смоленским губернским (1902 -1917) предводителем дворянства. В 1890-1902гг. являлся председателем Дорогобужского уездного земского собрания, а с 1902 по 1917 г. – председателем Смоленского губернского земского собрания. Более 25 лет (до 1917 г.) он оставался бессменным председателем попечительского совета Дорогобужской женской прогимназии, а затем гимназии. Кроме того, состоял членом Общества возрождения художественной Руси по разряду словесности.
В 1891 году, по предложению князя, в Дорогобужском уезде была устроена сеть передвижных, а в 1902 – стационарных народных библиотек. В 1897 году опубликовал и вынес на обсуждение уездного земства «Исследование настоящего положения школьного дела в Дорогобужском уезде и проект плана дальнейшего его развития».
«Неотложная необходимость упорядочить дело народного образования в Дорогобужском уезде и выработать систему и план дальнейшего развития его с целью дать возможность всему населению уезда, желающему обучать своих детей, пользоваться школами, побудили меня предпринять разработку проекта сети училищ».
Свою работу Владимир Михайлович делит на три части:
План предполагал создание 4-х вёрстной школьной сети, обеспечивающей общедоступность начального образования для населения. Сеть предполагала, что удаленность школы от учеников не должна превышать 4 верст. В дальнейшем, школьное дело развивалось на основании этого доклада.