Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Педагогические кадры

«В четырех типах начальных школ, (министерских, земских, церковно-приходских и школах грамоты), в 1903 году было 1428 законоучителей и 1903 преподавателей общеобразовательных предметов.

Об образовательном цензе преподавателей начальных школ мы располагаем следующими данными: В министерских училищах большинство преподавателей, а именно 62% принадлежит к лицам, получившим специальную педагогическую подготовку в учительских институтах и семинаpияx. Зaтем, І9,3% преподавателей окончили курс в средних учебных заведенияx,— среди них почти ¾ составляют учительницы. Из остального персонала 14,7% имеют свидетельство на званиe народного учителя и лишь 4% принадлежат к лицам, не имеющим права на преподавание. В земских школах лиц первой категopии, т. e. вполне подготовленных к педагогической деятельности, всего 8.9%, ко второй категории принадлежат 38,9% преподавателей, среди них громадное большинство—учительницы.

Преподавателей третьей категopии, т. e. имеющих званиe учителя народной школы, в земских школах почти половина всего числа, а именно 46,6% и, наконец, лиц, не имеющих права на пpeпoдаваниe—5,6%. В земских школах во вcеx гpyпax, кpoме первой, состоящей почти исключительно из учителей, преобладают учительницы.

Из сравнения этих данных c вышеприведенными видно, что в то время, как в земских школах преподаватели c cпециальным педаrогическим и со средним образованием составляют вмeсте 47,8% всего числа преподавателей, в церковно-приходских школах таких лиц, если причислить к ним и священников, всего 42.9% , а в школах грамоты—3,2%. Лиц имеющих званиe учителя начальной школы, в земских училищах—46,6%. в церковно-приходских школах—10,1% , а в школах грамоты— 2,9%. Наконец, преподавателей четвертой категopии, т.e. не имеющих права преподавания в начальных школах, в земских школах 5 ,6% . в церковно-приходских 10.4%, а в школах грамоты 64,2%. Нераспределенными по группам остаются, таким образом, дьяконы, псаломщики, а также имеющиe званиe учителя церковно-приходской школы и имеющиe званиe учителя школы грамоты.»

Paмeнский А.П. K вопросу об o6ьединении духовного и учебногo ведомств в деле начального народного образования. Известия пo народному образованию. М. H. П. 1904. С. 147.

«В городе Сычевке в 1888 г., была открыта княгиней Урусовой М.А. - практическая школа прядения и тканья, в которой в 1891году окончило курс занятий 30 учениц. Эта школа передана в ведение Сычёвского уездного земства, а правила для него были утверждены 7 мая 1896 г. Министерством Земледелия и Имущества, которое назначило на содержание этой школы с 1898 г. по 2000 рублей в год. В 1897г. школа была переведена, за неимением в г. Сычёвке подходящего помещения, в село Субботники. Школа была открыта на 20 учениц, но в 1896\7 учебном году их было только 13, в течении же учебного года в школе обучалось, в разные месяцы , до 32-х девушек, но только 3 прошли полный восьмимесячный курс, экзамену же подверглись 10 учениц. Кроме прядения и ткачества, в школе велись ежедневно и уроки грамоты. За проданные изделия учениц было выручено 118 рублей. Расходы по содержанию школы доходили до 2392 рублей».

По материалам: Каплинский В.Б. Старая Сычевка. 2004.Смоленск. С. 30.

«В Волчковском 2–х классном училище (Министерском), Сычевского уезда, открытом в 1877 г., были открыты в 1882 г. ремесленные классы - сапожного и столярного ремесла. В 1891 г. уездным земством было открыто, при училище, гончарное отделение, но как оно долго при нем находилось и сколько учеников училища его закончили неизвестно. В девяностых годах в Волчке имелась учебная гончарная мастерская, содержавшаяся местной землевладелицей Нахимовой О.В., получавшей субсидию от Министерства Земледелия и Государственного имущества по 500 рублей ежегодно».

Смоленские епархиальные ведомости за 1892-95 гг.

«При некоторых начальных училищах, в виде дополнительных занятий, введено было обучение некоторым отраслям сельского хозяйства, на отведенных училищам участках земли - в 1/3 или одну и более десятины, в заведенных садах и огородах учителя практически знакомили учеников с элементарными познаниями сельского хозяйства, для усовершенствования в которых сами преподаватели посылались земством в каникулярное время, в Горки и Студенец, так в 1893 г. подобную командировку получили 39 учителей. Из всех имевшихся в девяностые годы училищ обучалось детей: садоводству - в 61, огородничеству - в 69 и пчеловодству - в 12; а в 2-х и травосеянию.

Преподаватели некоторых училищ вели даже метеорологические наблюдения, отсылая их в Главную Физическую Обсерваторию или в Московский сельскохозяйственный Институт. Такие работы велись в: Талашкинском, Шопотовском, Юреневском, Вырублевском, Пологском, Знаменском, Зверовическом и других училищах».