Многие крестьянские дети выбывали из школы через один – два года, едва овладев азами грамоты. До старшего отделения добирались лишь немногие из них, но здесь камнем преткновения были экзамены: не сдавшие их ученики свидетельства не получали, в статистику «окончивших школу» не попадали. Ученики сдавали письменные и устные экзамены (изложение или сочинение, решение арифметических задач, закон Божий, чтение). Так в земских школах Рославльского уезда в 1914/1915 учебном году обучалось 9739 учащихся, в том числе 2759 девочек. Окончили курс 607 учащихся, выбыло до окончании курса 974 учащихся. В среднем на одну школу получали свидетельства об окончании полного курса 6-7 человек.
Как правило, школы Рославльского уезда располагались в собственных зданиях, которые не соответствовали элементарным санитарным требованиям: находились в низких заболоченных местах, были тесны, холодны, а некоторые не имели даже отхожих мест. Строились они без особых планов, чаще всего из дерева, а потому быстро приходили в ветхое состояние.
Член Рославльского уездного училищного совета от земства отставной подполковник В. А. Шершевицкий, проверяя ряд земских школ Рославльского уезда, в докладе от 2 октября 1894 года написал: «Неоднократно посещенные мною в течение истекшего года Полуевское, Ворошиловское, Ермолинское, Трояновское, Екимовичское и Костырёвское училища находятся в следующем состоянии… Екимовичское училище, благодаря щедрости волостного схода и заботам попечительницы Госпожи Сорневой Л.Н., в текущем году обращено из полуразвалившейся 10 аршин (аршин равнялся 71,12 см) хаты в просторное, светлое и удобное, с общежитием при нем, здание; заботы Госпожи Сорневой об обстановке училища и о наблюдении за ходом обучения в нем вселяют уверенность в том, что для училища этого настали лучшие дни.
Костыревское училище помещается в старом, недостаточно просторном и для половины теперешних, свыше 100 учеников, здании. В текущем году это здание волостным сходом ремонтировано лишь настолько, чтобы поддержать его от разрушения. В наступающем учебном году имеет быть к перестройке всего здания, на что имеется пока в распоряжении схода лишь около 200 руб., которых далеко недостаточно для возведения нужного здания; почему решаюсь утруждать Собрание ходатайством об отпуске на этот предмет хотя 100 руб. и о возбуждении от себя такого же ходатайства перед Губернским Земством.
К удовлетворению этого ходатайства едва ли встретятся препятствия, т. к. я вполне рассчитываю, что наш сотоварищ по собранию, и в тоже время попечитель школы Г-н Шупинский Н.С. не откажет укрепить за Костыревским училищем десятину земли, на которой в настоящее время стоит ветхое училище….»
Таким образом сеть образовательных учреждений Смоленской губернии на селе в конце 19 века была представлена:
Денежная помощь, которую оказывало Государственное казначейство сельским школам, не являющимися министерскими, была совершенно ничтожна.
Это разнообразие учебных заведений свидетельствовало о сильной потребности крестьян в элементарном образовании, которую не могли, в полном объёме удовлетворить министерские школы. Однако, именно министерские школы именовались образцовыми и призваны были служить примером для всех прочих сельских училищ.
Таким высоким назначением этих учебных заведений объясняется их чрезвычайная дороговизна. Учреждались они не иначе, как при пожертвовании под училище десятины земли и при ежегодном взносе из местных средств не менее 400 руб.
Согласно сведениям смоленского историка И. Орловского, на начало ХХ века одна школа приходилась на 32.5 кв. версты и на 1222 человека населения. Учащихся всего 102 689 человек или 5.51%. Грамотных среди детей от 7 до 16 лет в губернии на 100 душ населения 4.4 мальчика и 0.4 девочки.