Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Типы школ, их учебная и материальная база.

Многие крестьянские дети выбывали из школы через один – два года, едва овладев азами грамоты. До старшего отделения добирались лишь немногие из них, но здесь камнем преткновения были экзамены: не сдавшие их ученики свидетельства не получали, в статистику «окончивших школу» не попадали. Ученики сдавали письменные и устные экзамены (изложение или сочинение, решение арифметических задач, закон Божий, чтение). Так в земских школах Рославльского уезда в 1914/1915 учебном году обучалось 9739 учащихся, в том числе 2759 девочек. Окончили курс 607 учащихся, выбыло до окончании курса 974 учащихся. В среднем на одну школу получали свидетельства об окончании полного курса 6-7 человек.

Как правило, школы Рославльского уезда располагались в собственных зданиях, которые не соответствовали элементарным санитарным требованиям: находились в низких заболоченных местах, были тесны, холодны, а некоторые не имели даже отхожих мест. Строились они без особых планов, чаще всего из дерева, а потому быстро приходили в ветхое состояние. 

Член Рославльского уездного училищного совета от земства отставной подполковник В. А. Шершевицкий, проверяя ряд земских школ Рославльского уезда, в докладе от 2 октября 1894 года написал: «Неоднократно посещенные мною в течение истекшего года Полуевское, Ворошиловское, Ермолинское, Трояновское, Екимовичское и Костырёвское училища находятся в следующем состоянии… Екимовичское училище, благодаря щедрости волостного схода и заботам попечительницы Госпожи Сорневой Л.Н., в текущем году обращено из полуразвалившейся 10 аршин (аршин равнялся 71,12 см) хаты в просторное, светлое и удобное, с общежитием при нем, здание; заботы Госпожи Сорневой об обстановке училища и о наблюдении за ходом обучения в нем вселяют уверенность в том, что для училища этого настали лучшие дни. 

Костыревское училище помещается в старом, недостаточно просторном и для половины теперешних, свыше 100 учеников, здании. В текущем году это здание волостным сходом ремонтировано лишь настолько, чтобы поддержать его от разрушения. В наступающем учебном году имеет быть к перестройке всего здания, на что имеется пока в распоряжении схода лишь около 200 руб., которых далеко недостаточно для возведения нужного здания; почему решаюсь утруждать Собрание ходатайством об отпуске на этот предмет хотя 100 руб. и о возбуждении от себя такого же ходатайства перед Губернским Земством. 

К удовлетворению этого ходатайства едва ли встретятся препятствия, т. к. я вполне рассчитываю, что наш сотоварищ по собранию, и в тоже время попечитель школы Г-н Шупинский Н.С. не откажет укрепить за Костыревским училищем десятину земли, на которой в настоящее время стоит ветхое училище….»

Таким образом сеть образовательных учреждений Смоленской губернии на селе в конце 19 века была представлена:

  • министерскими училищами, содержание которых осуществлялось за счёт Государственного казначейства при значительном участии местных властей;
  • земскими училищами, в содержании которых, кроме земства, в большей или меньшей степени участвовали местные крестьянские общества - волости или приходы;
  • училищами волостными и приходскими (учреждённые по уставу 1828 года они были подчинены Министерству народного просвещения), пользовавшиеся более или менее щедрой поддержкой от земства. В этих школах работало не мало подлинных энтузиастов народного просвещения, придерживавшихся передовых  педагогических взглядов и использовавших в преподавании прогрессивную, для того времени, методику Кофра Н.А., Ушинского Д.К., а также нашего смоленского педагога Вахтерова В.П.;
  • церковно - приходскими школами;
  • и наконец училищами, исключительно или преимущественно содержавшиеся на средства частных лиц.

Денежная помощь, которую оказывало Государственное казначейство сельским школам, не являющимися министерскими, была совершенно ничтожна.

Это разнообразие учебных заведений свидетельствовало о сильной потребности крестьян в элементарном образовании, которую не могли, в  полном объёме удовлетворить министерские школы. Однако, именно министерские школы именовались образцовыми и призваны были служить примером для всех прочих сельских училищ.

Таким высоким назначением этих учебных заведений объясняется их чрезвычайная дороговизна. Учреждались они не иначе, как при пожертвовании под училище десятины  земли и при ежегодном взносе из местных средств не менее 400 руб.

Согласно сведениям смоленского историка И. Орловского, на начало ХХ века одна  школа приходилась на 32.5 кв. версты и на 1222 человека населения.  Учащихся всего 102 689 человек или 5.51%. Грамотных среди детей от 7 до 16 лет в губернии на 100 душ населения 4.4 мальчика и 0.4 девочки.