4 секция. Управление сельской школой в условиях реализации ФГОС
11 декабря 2015 года в ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» в рамках I Межрегиональной научно-практической конференции «Сельская школа: состояние, проблемы, пути решения» состоялось заседание секции № 4 «Управление сельской школой в условиях реализации ФГОС».
В работе секционного онлайн - заседания приняли участие 97 организаций и индивидуальных участников: руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководители и педагогические работники сельских общеобразовательных организаций из Псковской, Ярославской и Смоленской областей; профессорско-преподавательский состав Смоленского института развития образования.
Предметом обсуждения на секции стали следующие вопросы:
Эффективные модели управления качеством образования на основе взаимодействия социальных партнеров.
- Инновационные подходы к управлению общеобразовательной организацией в условиях концептуальных изменений в российском образовании.
- Проектирование сетевого взаимодействия сельской школы с социальными партнерами.
- Проектирование образовательной среды сельской школы (развивающей, безопасной, здоровьесберегающей и др.).
- Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной и малочисленной школе.
На секции с докладами и сообщениями выступили:
- Муниципальный подход в управлении общеобразовательными организациями в сельском социуме
Семенков Игорь Михайлович. Председатель комитета образования Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области -
Управление введением и реализацией ФГОС ООО: риски, решения, перспективыОфицерова Нина Викторовна. Зам. директора МБОУ Печерская СШ Смоленского района Смоленской области
-
Социокультурная среда сельской школы как фактор развития личностиНиколаев Эдуард Владимирович. Директор МБОУ «Хорошовская средняя школа имени героя Советского Союза К.Ф.Фомченкова» Рославльского района, Почетный работник общего образования Российской Федерации
-
Здоровьесберегающая среда как условие реализации ФГОСГалецкая Лариса Валерьевна. Директор МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, Почетный работник общего образования Российской Федерации
-
Проектный подход в управлении изменениями в сельской малочисленной школеОсмоловская Нина Федоровна. Директор МБОУ «Усвятская СОШ» Дорогобужского района Смоленской области
-
Управление инновациями в сельской основной школеСкрубунов Валерий Яковлевич. Директор МБОУ Даньковская ООШ Починковского района Смоленской области
-
Сетевое взаимодействие на основе дистанционных образовательных технологий как ресурс развития сельских общеобразовательных организацийТимофеенкова Галина Алексеевна. Зам. директора МБОУ "Школа-гимназия" г. Ярцева Смоленской области, Почетный работник общего образования РФ.
-
Индивидуализация образовательного процесса в условиях сельской школы (видеовыступление)Мошкин Евгений Борисович, зам. директора по УВР; Новикова Елена Васильевна, зам. директора по ВР Сидорович Светлана Николаевна, педагог-психолог.МОУ Великосельская СОШ Ярославской области
-
Особенности реализации проектных технологий в сельской школеСавченкова Ирина Владимировна. Зам. директора МБОУ Мурыгинская СОШ Починковского района Смоленской области,Отличник народного просвещения
В своих выступлениях участники секции акцентировали внимание на особенностях объекта управления, которым является сельская общеобразовательная организация: полнокомплектная базовая школа с сетью филиалами; малокомплектная сельская школа, малочисленная отдаленная сельская школа. Была выработана консолидированная позиция участников секции, что независимо от количества учащихся в сельской школе, управление строится на тех же основополагающих требованиях образовательного менеджмента, как и любое общеобразовательное учреждение. Участниками секции были одобрены технологии внутришкольного менеджмента, которые необходимо внедрять в управленческую практику сельских школ: проектно-целевое управление, программно-целевое, опережающее управление, системный и ресурсный подходы при поэтапном переходе на ФГОС основного общего образования нового поколения.
По итогам работы секции участники выработали предложения в адрес руководителей сельских общеобразовательных организаций в проект Резолюции конференции:
- осваивать и внедрять новые, адекватные требованиям ФГОС технологии внутришкольного управления на основе деятельностного подхода: проектное, программно-целевое, опережающее управление;
- совершенствовать ресурсное обеспечение ФГОС, используя дорожные карты в условиях поэтапного перехода на ФГОС общего образования;
- актуализировать осмысление и реализацию технологии системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС, нацелен на развитие личности ученика и позволяет выделить основные результаты обучения в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий;
- активизировать освоение и использование в образовательном процессе продуктивных деятельностных личностно ориентированных технологий с учетом особенностей малокомплектности и малочисленности классов;
- развивать социальное партнерство, сетевое и межведомственное взаимодействие в реализации вариативных моделей внеурочной деятельности и дополнительного образования.