ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

В.М. Петруленков. Сельская школа Смоленщины. Становление и развитие

07.09.2021

Представляем вашему вниманию новую книгу кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя РФ, профессора кафедры педагогики и психологии Смоленского областного института развития образования "Сельская школа Смоленщины. Становление и развитие".

В предлагаемом издании представлена история становления, и развития образования в сельской местности на Смоленщине с начала XIX века и до наших дней. В нём отражены результаты многолетних исследований автора по рассматриваемой проблеме. Документы и фотографии дают представление о педагогах, учёных, государственных деятелях, меценатах, социальных институтах благодаря которым сохраняется и развивается сельская школа. Предназначено для педагогов, руководителей общеобразовательных организаций, органов управления образованием, студентам педагогических учебных учреждений, всем, кого волнует судьба села и сельских детей.

Рецензенты:

  • Лыкова В.Я., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ;
  • Козлов О.В. доктор исторических наук, профессор СмолГУ.

Наибольшую ценность в ходе работы над проблемой составили материалы Государственного архива Смоленской области и Смоленской областной универсальной научной библиотеки им. А. Т. Твардовского. Обилие отчетной документации, деловой переписки, делопроизводственных материалов, хранящихся в фондах данного архива и библиотеки, а также документы, предоставленные педагогическими коллективами школ и муниципальными органами управления образованием, лабораторией «Сельская школа» ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования». Они наглядно и убедительно показали достижения в сфере народного образования: значительное повышение уровня образования сельского населения.

В работах исследователей становления образования на Смоленщине в XIX веке, таких как князь Урусов В.М., Шперк Ф.Ф., Вахтеров В.П., Рачинский С.А., Алексеев Л.В., Писарев С.Н., Будаев Д.И., Гаврилова Г.В., Журавлёва Л.С., Ивочкин Д.И., Мозгунова Г.Н., в диссертациях Дудниковой О.Г., Леонтьевой Т.М., образование на селе рассматривается как одно из важнейших направлений культурной революции. Авторы дают подробный анализ государственной политики в сфере народного образования.

Наиболее ярким исследователем проблем сельской школы и подготовки учителей советского периода Смоленщины, внёсшим заметный вклад в развитие образования, стал Кондратенков А.Е., член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, доктор педагогических наук, профессор, чьи работы также нашли отражение в данном исследовании. Высоко оценивая его заслуги, СмолГУ ежегодно проводит научные конференции, посвященные  этому ученому.

Необходимо подчеркнуть, что документы различных архивных фондов в основной своей массе разрознены, в источниках встречаются разночтения, описки, грамматические и арифметические ошибки. Иногда можно наблюдать сознательное искажение некоторых фактов, хотя утверждать, что данное явление имело ярко выраженный систематический характер, неправомочно.

Таким образом, в исследовании были использованы различные виды исторических источников, содержащих необходимый фактический материал, позволяющих объективно рассмотреть изучаемую проблему.

В.М. Петруленков

Содержание:

Введение
Часть I. Распространение грамотности среди различных слоев населения Древней Руси
Становление системы образования в Русском государстве
Часть II. Становление системы образования в сельской местности Смоленской губернии
Возникновение образования на Смоленщине
Первые образовательные учреждения в сельской местности Смоленской губернии
Вклад Смоленской епархии в развитие народного образования
Вклад Смоленского земства в развитие народного образования  
Педагогические кадры  
Трудовое обучение  
Типы школ, их учебная и материальная база
Смоленские педагоги - гордость Российского образования
Состояние образования на накануне Октябрьской Революции  
Часть III. Развитие системы образования в сельской местности Смоленской области в Советский период
Реформирование системы образования в первые годы советской власти
Образование в годы ВОВ
Восстановление образования в послевоенные годы
Реализация закона «об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»  
Часть IV. Развитие системы образования в сельской местности Смоленской области в постсоветский период
Развитие образования в условиях его реформирования
Народные и заслуженные учителя России – гордость сельской школы Смоленщины
Перспективы развития образования в сельской местности
Заключение
Список литературы
Приложения

В ближайшее время на сайте ГАУ ДПО СОИРО и сайте музея истории образования будут опубликованы выдержки из книги В.М. Петруленкова "Сельская школа Смоленщины. Становление и развитие"



НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

  1. Пожалуйста оцените услуги оказанные институтом ...>>
  2. Внесите предложения по расширению перечня электронных услуг ...>>
  3. Оставить отзыв о работе специалистов и структурных подразделений ГАУ ДПО СОИРО ...>>
  4. Оцените качество услуг библиотеки-медиатеки СОИРО ...>>



Возврат к списку

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры