ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

105-лет со дня рождения советского педагога Василия Александровича Сухомлинского

28.09.2023

lll.png

28 сентября, в год педагога и наставника, исполняется 105-лет со дня рождения советского педагога, писателя, публициста, признанного классика гуманной педагогики XX века Василия Александровича Сухомлинского. 


Родился В.А. Сухомлинский 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района.  Здесь он проработал директором до конца жизни.


Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).


Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверие к ребенку;
  • получение знаний без принуждения;
  • воспитание без наказаний;
  • сотрудничество родителей, учителей и детей;
  • высокая нравственность;
  • труд как творчество;
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни;
  • ответственность за свой выбор.

Педагогические и исследовательские труды В.А. Сухомлинского были высоко оценены:

  • кандидат педагогических наук (1955),
  • заслуженный учитель школы УССР (1958),
  • член-корреспондент АПН РСФСР (1957),
  • член-корреспондент АПН СССР (1968),
  • Герой Социалистического Труда (1968),
  • лауреат Госпремии УССР (1974),
  • кавалер орденов Ленина и Красной Звезды,
  • кавалер медалей Ушинского и Макаренко.

Рекомендуем к прочтению (из фондов РИБЦ)

  • Сухомлинский, В. А. Трудовое воспитание в сельской школе: Из опыта работы педагогического коллектива Павлышской средней школы: Монография/ Знание. - М.: Знание, 1957. – 32 с. – Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Потребность человека в человеке: Монография/ Советская Россия. –  М.: Советская Россия, 1981. – 96с. – (Человек среди людей). - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Письма к сыну: Книга для учащихся: Монография/ Просвещение. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика: Монография/ Знание. – М.: Знание, 1978. – 96 с. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду: Опыт воспитательной работы в сельской школе: Монография/ Издательство АПН РСФСР – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – 438 с. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы: Монография/ Учпедгиз. – М.: Учпедгиз, 1959. – 138 с. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Нравственный идеал молодого поколения: Монография/ Издательство АПН РСФСР. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. – 152 с. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина: Монография/ Молодая гвардия. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 336 с., с ил. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Педагогический коллектив средней школы: Из опыта работы сельской школы: Монография/ Учпедгиз. – М.: Учпедгиз, 1958. – 206 с. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы: Монография/ Просвещение – М.: Просвещение, 1973. – 204 с, с ил. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива: Методика воспитания коллектива: Монография/ Молодая гвардия. - М.: Молодая гвардия, 1975. – 240 с., с ил. - Текст: непосредственный.
  • Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе: Монография/ Просвещение. – М.: Просвещение, 1979. – 393 с., 9 л. ил. - Текст: непосредственный.

Приглашаем всех желающих посетить виртуальную книжную выставку, подготовленную к этой дате на сайте РИБЦ ГАУ ДПО http://www.dpo-smolensk.ru/l-ribc/exhibition/

Рекомендуем к просмотру: Документальный фильм о В.А. Сухомлинском, советском педагоге-новаторе «Сердце отдаю детям»,  -  https://vk.com/wall-110479003_42675?z=video63430182_167004266%2F9becae10d33d9b8165%2Fpl_post_-110479003_42675 



НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

  1. Пожалуйста оцените услуги оказанные институтом ...>>
  2. Внесите предложения по расширению перечня электронных услуг ...>>
  3. Оставить отзыв о работе специалистов и структурных подразделений ГАУ ДПО СОИРО ...>>
  4. Оцените качество услуг библиотеки-медиатеки СОИРО ...>>



Возврат к списку

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры