Состоялись IV Международные образовательные чтения, памяти Н.Е. Щурковой
23–24 января 2025 года на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования» состоялись IV Международные образовательные чтения, посвященные памяти доктора педагогических наук, профессора Надежды Егоровны Щурковой (далее – Образовательные чтения).
Организаторами международных образовательных чтений " выступили Министерство образования и науки Смоленской области, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования».
Информационная поддержка Чтений: официальный сайт ГАУ ДПО СОИРО http://www.dpo-smolensk.ru/konf-schurkova/
В рамках Образовательных чтений был реализован комплекс мероприятий, посвященных осмыслению и обобщению научно-педагогического наследия Н. Е. Щурковой: галерея памяти, посвященная Н. Е. Щурковой «Педагог по призванию», предполагающая размещение на сайте мероприятия архивных фото и видеоматериалов, воспоминаний коллег и учеников; виртуальная выставка «Научно-педагогическое наследие Н. Е. Щурковой: ценностно-смысловое прочтение в современных реалиях», межрегиональная (с международным участием) научно-практическая конференция «Воспитание детей и молодежи в современных социокультурных условиях: проблемы, вызовы, решения», информационная панорама постерных докладов с размещением материалов на интернет-сайте мероприятия.
Программа Образовательных чтений предусматривала комплекс меро-приятий, посвященных обобщению научно-педагогического наследия Н.Е. Щурковой и практического опыта педагогов Смоленской области и других регионов; выработке методологических, научно-педагогических и технологических подходов к проектированию и реализации воспитательного процесса детей и молодежи в современных социокультурных условиях.
Работа в рамках научно-практической конференции «Воспитание детей и молодежи в современных социокультурных условиях: проблемы, вызовы, решения» осуществлялась по следующим направлениям:
- Воспитание в XXI веке: проблемы и перспективы
- Проблемы воспитания в историко-эволюционном контексте.
- Современная концепция воспитания: теоретический аспект.
- Функции воспитания как социального института.
- Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Формирование ценностных ориентаций личности в процессе обучения.
- Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи.
- Социальное проектирование в сфере добровольчества и волонтёрства: прорывные идеи и практические решения.
- Детско-взрослые общности: роль в воспитании обучающихся.
- Воспитание и психологическое здоровье детей и молодежи.
- Взаимодействие семьи и образовательной организации.
- Роль здорового образа жизни в развитии, воспитании и образовании детей и молодежи
- Региональные практики воспитания.
- Воспитание в эпоху цифровизации
- Воспитание в цифровом образовательном пространстве: проблемы и перспективы.
- Цифровые инструменты воспитания: психолого-педагогический и методический аспекты.
- Медиапространство как ресурс воспитательной работы в школе и вузе.
В работе Чтений приняли участие более 170 ученых и педагогов из 16 регионов Российской Федерации и Республики Беларусь: Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Гомельской, Московской, Белгородской, Брянской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Воронежской областей.
23 января 2025 года состоялся очный этап межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции «Воспитание детей и молодежи в современных социокультурных условиях: проблемы, вызовы, решения».
24 января 2025 года проходил заочный этап конференции, а также мероприятия, посвященные обобщению научно-педагогического наследия Н.Е. Щурковой в контексте современной социокультурной ситуации.С приветственным словом к участникам конференции обратилась Буренкова Оксана Викторовна, заместитель начальника Отдела воспитания и отдыха Министерства образования и науки Смоленской области, отметившая ведущую роль педагога в формировании отношения молодого поколения к таким непреходящим ценностям, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, гуманизм, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В рамках пленарного заседания прозвучали доклады: Арзуманян Софьи Владимировны, директора фонда поддержки образования «Ноосфера», кандидата филологических наук; Сенченкова Николая Петровича, проректора по воспитательной работе ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств», доктора педагогических наук; Степанова Евгения Николаевича, заведующего кафедрой теории и методики воспитания ПОИПКРО, профессора ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»; Кочергиной Галины Дмитриевны, доцента кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО СОИРО, кандидата педагогических наук; Гончаровой Светланы Анатольевны, регионального координатора проекта «Навигаторы детства».
На диалоговых площадках выступили педагоги и ученые России и Республики Беларусь: Полякова Ирина Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»; Варнаева Анна Евгеньевна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой теории и методики начального образования, доцент ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»; Брунчукова Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»; Колеошкина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»; Казилина Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»; Артеменко Софья Алексеевна, ассистент кафедры английского языка и переводоведения ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»; Кучменок Мария Михайловна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель начальных классов МБОУ Печерская СШ. с. Печерск Смоленского района Смоленской области; Ивенкова Наталья Алексеевна, заведующий отделом сопровождения конкурсного движения и диссеминации инновационных образовательных проектов, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического проектирования; Терехина Ольга Викторовна, руководитель отдела по учебно-методической работе. Религиозная организация-духовная образовательная организация высшего образования «Смоленская Православная Духовная Семинария Смоленской Епархии Русской Православной Церкви»; Ланге Нина Витальевна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой лингвистики ФГБОУ «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Паневина Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики ФГБОУ «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Кочкина Юлия Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, декан филологического факультета СмолГУ; Бурченкова Александра Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики ФГБОУ «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Болотова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ГАУ ДПО СОИРО; Марчевская Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой развития новых технологий дополнительного профессионального педагогического образования ГАУ ДПО СОИРО; Мамонтова Анна Александровна, руководитель учебно-производственной практики ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»; Лакеенкова Наталья Николаевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель истории МКОУ Юшинская ОШ. д. Юшино Сычёвского района Смоленской области; Холодкова Галина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Ленинская ОШ» Хиславичского района Смоленской области; Хохлова Мери Стефановна, преподаватель дисциплины «Духовные основы христианского милосердия»; авторского курса «История святости и главные святыни земли Смоленской (православное краеведение) областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленский базовый медицинский колледж имени К.С. Константиновой»; Боедова Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» г. Смоленск; Батурина Дарья Сергеевна, учитель химии и биологии МБОУ СШ №7. г. Ярцево Смоленской области; Кальсина Виктория Сергеевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями МБОУ «Средняя школа №2». г. Гагарин Смоленской области; Шпинь Мария Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Ярцевская средняя школа №1». г. Ярцево Смоленской области; Васильева Наталья Валерьевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ «Агибаловская средняя школа» Холм-Жирковского района Смоленской области; Антонова Людмила Викторовна, учитель биологии и географии МБОУ Переснянская СШ. г. Починок Смоленской области; Тарасевич Ксения Андреевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель физической культуры МБОУ «СШ № 2». Смоленск; Кабанова Марина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Хорошовская средняя школа». г. Рославль Смоленской области; Гин Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования. Гомель.
Участники Чтений обсудили проблемы воспитания в историко-эволюционном контексте; теоретические и практические аспекты современной концепции воспитания; функции воспитания как социального института, роль воспитания в целостном педагогическом процессе в эпоху цифровизации.
В ходе конференции была реализована её цель – обобщить и представить методологические, научно-педагогические и технологические подходы к проектированию и реализации воспитательного процесса детей и молодежи в современных социокультурных условиях.
Участники Чтений отметили:
- актуальность обращения к научно-педагогическому наследию профессора Н.Е.Щурковой и его роли в развитии профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам проектирования и организации воспитательной деятельности;
- положительные тенденции развития инновационных технологий воспитания в образовании Смоленской области;
- своевременность и актуальность привлечения внимания профессионального сообщества к проблеме возрождения, развития и продвижения традиционных ценностей в процессе воспитания.
Участники Чтений познакомились с практическим опытом организации воспитания на примере деятельности образовательных организаций Смоленской области
Участники Чтений согласовали общую позицию в понимании ключевых направлений воспитательных мероприятий в Смоленской области и выработали следующие рекомендации:
1. Министерству образования и науки Смоленской области:
1.1. Отметить положительную работу Чтений, актуальность заявленной темы и ее научно-практическую направленность.
1.2. Активизировать на различных уровнях проведение научных исследований по вопросам воспитания в образовании.
1.3. Обеспечить выявление, изучение и распространение имеющегося положительного опыта применения технологий воспитания в образовании Смоленской области через публикации, проведение семинаров, мастер-классов.
1.4. Обеспечить повышение квалификации педагогов по вопросам воспитания.
1.5. Предусмотреть поощрение работников образования Смоленской области за выдающиеся достижения по организации и развитию системы воспитания.
2. Образовательным организациям:
2.1. Сохранять и укреплять традиции воспитания в регионах Российской Федерации
2.2. Продолжить применять в практике воспитательной работы лучшие региональные педагогические практики, новые формы и технологии инновационного педагогического опыта в сфере воспитания.
3. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Смоленскому областному институту развития образования»:
3.1. Разместить информацию по итогам конференции на официальном сайте ГАУ ДПО СОИРО.
3.2. Обсудить итоги IV Международных образовательных чтений, посвященных памяти доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой на Ученом совете.
3.3. Продолжать обобщение и распространение лучших региональных педагогических практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания.
3.4. Издать сборник статей по материалам IV Международных образовательных чтений, посвященных памяти доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой, индексируемый в РИНЦ.
3.5. Разместить материалы конференции на официальном сайте ГАУ ДПО СОИРО.
Начальник центра воспитания и духовно-нравственного просвещения
Ф. Е. Соловьёва