12 марта 2024 года: Актуальные вопросы социальной инклюзии обучающихся с ОВЗ
Уважаемые коллеги! В соответствии с планом работы ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» 12 марта 2024 года состоялась диалоговая площадка в формате ВКС: «Актуальные вопросы социальной инклюзии обучающихся с ОВЗ».
С каждым годом неуклонно увеличивается число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и детей-инвалидов. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В настоящее время одной из основных проблем перед социумом, государством, и перед системой образования является создание «безбарьерной» образовательной среды, формирование условий, обеспечивающих доступность и качество получаемого образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания и развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации.
Программа ...>>
Цель диалоговой площадки - обсуждение вопросов доступной среды, социальной реабилитации, социализации и инклюзии обучающихся с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов; обмен имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития. В рамках мероприятия были рассмотрены следующие вопросы:
- Инклюзивное образование, его развитие и перспективы в регионе;
- Эффективный опыт создания специальных образовательных условий в образовательных организациях Смоленской области для обучающихся с ОВЗ.;
- Региональные практики психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями развития в образовательных организациях региона;
- Развитие системы профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Смоленской области, внедрение лучших практик
Открыла диалоговую площадку Догаева Галина Николаевна, методист МБОУ «СШ № 32 С.А. Лавочкина» города Смоленска. В своем докладе Галина Николаевна рассказала создании инклюзивного образовательного пространства в образовательных организациях города Смоленска, обобщив опыт работы в рамках городской проблемной группы «Проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном пространстве». Цель проблемной группы - совершенствование уровня компетентности педагогов в образовании детей с ОВЗ и инвалидов, обмен опытом по организации инклюзивного пространства в образовательной организации.
Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создание модели психолого-педагогического сопровождения и индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках диалоговой площадки своим опытом работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами поделись специалисты службы сопровождения нескольких образовательных организаций.
Балашова Вероника Петровна, учитель-дефектолог СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования» раскрыла тему формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием современного программного обеспечения. Моисеенкова Наталья Алексеевна, учитель-логопед МБОУ «СШ № 2» города Смоленска, рассказала о формировании самостоятельной письменной речи у обучающихся с ТНР и ЗПР как важнейшем аспекте социализации.
Получение образования для детей-инвалидов, а также обучающихся с ОВЗ является важнейшим фактором их успешной социализации в общественной жизни. Получение профессии – это один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями работы является важнейшей задачей государственной политики.
Конечно же, профориентация имеет ряд своих особенностей. Проблема и специфика профориентационной работы состоит в том, что у обучающихся с ОВЗ присутствует непонимание своих профориентационных возможностей, узость представлений о мире профессий. В связи с этим профориентационная помощь должна быть выстроена в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.
Основные задачи профориентации детей с ОВЗ:
- Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
- Расширение граней самопознания.
- Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
- Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.
В ходе диалоговой площадки был затронут вопрос профориентации детей с ОВЗ на разных уровнях образования.
Щедровой Елена Анатольевна, учитель-логопед СОГБОУ «Прогимназия «Полянка», рассказала о ранней профориентации дошкольников с нарушением речи, как об одном из факторов дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
Орсини Мария-Аминта Викторовна, педагог-психолог школы № 16 города Смоленска, выступила с темой «Работа педагога-психолога по профориентации с обучающимся с ОВЗ».
Для того, чтобы инклюзивное обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов было успешным, образовательной организации необходимо решить ряд проблем:
- Необходимость создания разных вариантов адаптированных образовательных программ и учебных планов.
- Перестройка всей системы подготовки специалистов для инклюзивного образования. В целях обеспечения освоения учебных программ детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами кадровый штат образовательной организации должен быть укомплектован всеми необходимыми специалистами, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ: учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями -логопедами, тьюторами, социальными педагогами, медицинскими работниками, специалистами по адаптивной физкультуре, воспитателями, ассистентами.
- Для особых учеников нужны и специализированные пособия, и техническое оснащение кабинета, огромное количество наглядных материалов, должны быть оборудованы специальные места, где ребёнок мог бы отдохнуть в случае необходимости.
- Создание в образовательной организации надлежащих материально-технических условий (специально оборудованные учебные места, пандусы, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
- Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на протяжении всего периода их обучения.
Положительным примером по созданию специальных образовательных условий, безбарьерной и доступной образовательной среды для детей с ОВЗ в рамках инклюзивного пространства является МБОУ «СШ № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска. В рамках диалоговой площадки свой опыт работы по работы представили Макарова Вера Петровна, учитель-логопед и Макухина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска.
Педагоги рассказали об особенностях работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. С темой «Современном уроке русского языка и литературы в условиях инклюзивного образования» выступила их коллега Демидова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы. В подведении итогов диалоговой площадки участниками было отмечено, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
В работе диалоговой площадки приняли участие 55 педагогов из 12 районов Смоленской области.
Среди участников круглого стола были учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя и другие педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ.
- Материалы круглого стола https://disk.yandex.ru/d/yssY5PN7odFVuQ
- Программа круглого стола https://disk.yandex.ru/i/_4Dq9ijHocz2vA