ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Персональная страница сотрудника ГАУ ДПО СОИРО

bolotova.jpg
Болотова Светлана Алексеевна,
кандидат педагогических наук, Почётный работник общего образования РФ
Заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования 


E-mail: svetlana.bolotowa67@yandex.ru

 Основные этапы трудовой (научно-исследовательской) деятельности:

  • 1984 – 1988 гг. – студентка Смоленского государственного педагогического института имени К. Маркса (специальность: педагогика и методика начального образования).
  • 1988 – 1990 гг. – учитель начальных классов Соколовской средней школы Саратовского района Саратовской области.
  • 1990 – 1998 гг. – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 35 г. Смоленска.
  • С 5 июня 1996 года – сотрудник ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»:
  • 1996 – 2005 гг. – методист кабинета начального образования,
  • 2005 – 2011 гг. – заведующая кабинетом начального образования,
  • 2002 – 2011 гг. – секретарь Учёного совета института,
  • с ноября 2011 г. – начальник центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования.

Кроме того:

  • с 1998 года – автор (в соавторстве с Т.П. Довгий и О.В. Сибиченковым) учебно-методического комплекта для младших школьников «Азбука Смоленского края», который с 2000 года вошёл в массовую практику работы школ Смоленской области.
  • 2002 – 2006 гг. – аспирант кафедры теории и методики обучения литературе Смоленского государственного университета по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».
  • 18 апреля 2007 года в диссертационном совете К 212.254.02 при Смоленском государственном университете защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук 13.00.01 – «Общая педагогика» по теме: «Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании». Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Г.С. Меркин.
  • 2005 год – участник Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации – 2005» с авторской программой и учебником регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края», удостоена диплома «Лауреата первой степени».
  • с 2008 года – автор (в соавторстве с Г.С. Меркиным и Б.Г. Меркиным) учебно-методического комплекта для младших школьников «Литературное чтение», прошедшего федеральную экспертизу и включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях России.
  • с 2012 года – член областного Экспертного совета.
  • с 2013 года – член программно-методического совета ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования».
  • с сентября 2011 года – заведующая всероссийской лабораторией «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» (г. Москва). Сайт лаборатории: umk_nish.ru 
  • 2013 – 2014 гг. – председатель государственной экзаменационной комиссии по специальности «Педагогика и методика начального образования» при ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет».

Общий педагогический стаж работы – 27 лет
Стаж работы в институте – 19 лет

Награды:

  • Январь 2001 года – награждена отраслевой наградой – Почётной грамотой Министерства образования РФ.
  • Июнь 2005 года – награждена отраслевой наградой Министерства образования и науки Российской Федерации – нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (удостоверение № 92630).
  • Декабрь 2008 года – награждена Памятной медалью «За особые заслуги в развивающем обучении» (удостоверение № 1876).

Область профессиональных интересов:

Андрагогика:

  • Особенности непрерывного образования педагогических работников.
  • Система повышения квалификации работников образования: проблемы и перспективы.
  • Содержание и методы обучения взрослых.
  • Инновации в образовании взрослых.
  • Дидактика взрослых как самостоятельная область научного знания.
  • Организационно-деятельностная модель процесса обучения взрослых.
  • Повышение качества обучения взрослых.

Педагогика:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как система требований.
  • Примерная основная образовательная программа как ведущий механизм реализации ФГОС.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.
  • Деятельностный подход в обучении школьников.
  • Современный урок в контексте требований ФГОС.
  • Дидактический анализ урока в свете требований ФГОС.
  • Стратегия развития современного начального общего образования.
  • Концепция современного начального образования.
  • Преемственность и перспективность в работе ДОУ и начальной школы.
  • Преемственность и перспективность в работе начальной и основной школы.
  • Вариативные системы начального образования (традиционная система обучения, дидактическая система Л.В. Занкова, развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
  • Нормативно-правовое обеспечение современной начальной школы.
  • Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете требований ФГОС.
  • Система оценки учебных достижений младших школьников в свете требований ФГОС.
  • Внутришкольный контроль в начальной школе.

Методика:

  • Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках гуманитарного цикла.
  • Период обучения грамоте: содержание, структура, методика работы с детьми.
  • Особенности организации УВП в четырехлетней начальной школе.
  • Языковое образование и речевое развитие младших школьников.
  • Литературное образование младших школьников.
  • Новые подходы в методике обучения младших школьников чтению.
  • Содержание и методика работы по региональному курсу для младших школьников «Азбука Смоленского края».

Основные результаты педагогических исследований отражены в следующих публикациях:

  1. Болотова С.А. Опыт кабинета начального обучения по разработке содержания образования повышения квалификации учителей начальных классов Смоленской области / С.А. Болотова // Образовательная политика учреждения дополнительного образования: проблемы, перспективы: Материалы научно - практической конференции 12-13 мая 1998 г. – Смоленск: СОИУУ, 1998. – С. 48. – 52.
  2. Болотова С.А. Почему проблема преемственности пока неразрешима? / С.А. Болотова // Методический вестник. – 1998. – №№ 7 – 8. – Смоленск: СОИУУ. – С. 21– 22.
  3. Инновации начального образования Смоленщины / Составитель: С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 1999. – 21 с.
  4. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч. 1. / С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 2000. – 182 с.
  5. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.2. / С.А. Болотова, О.В. Сибиченков. – Смоленск: СОИУУ, 2000. – 168 с.
  6. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.З. / С.А. Болотова, Т.П. Довгий, О.В. Сибиченков. – Смоленск: СОИУУ, 2000. – 175 с.
  7. Болотова С.А. Программа курса по краеведению «Азбука Смоленского края» для выпускного класса начальной школы / С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 2001. – 26 с.
  8. Болотова С. А. Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании младших школьников / С.А. Болотова // Образование и духовное развитие ребенка в XXI веке: Сборник научно-методических материалов. – Москва: АПК и ПРО, 2001. – С. 130 – 131.
  9. Болотова С.А. Рекомендации родителям младших школьников / С.А. Болотова.– Смоленск: СОИУУ, 2001. – 18 с.
  10. Болотова С. А. Писатели – детям: Методическое пособие-справочник к урокам литературного чтения в начальной школе. – Ч. 1. / С.А. Болотова, Е.Э. Мелькина, Е.В. Зуева. – Смоленск: СОИУУ, 2002. – 74 с.
  11. Болотова С.А. Формирование у школьников целостной картины окружающего мира (Интеграционные процессы) / С.А. Болотова // Штудии – 3: Сборник статей молодых ученых. – Смоленск: СГПУ, 2002. – 132 с. – С.119 –122.
  12. Болотова С.А. Система повышения квалификации учителей начальных классов в современных условиях / С.А. Болотова // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы IV Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции 18-20 февраля 2003г. – Ч.1. Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. – С.70 – 72.
  13. Болотова С.А. Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова, А.Б. Ковалева. – Смоленск: СОИУУ, 2003. – 68 с.
  14. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.1. / С.А. Болотова. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Смоленск: Русич, 2004. – 213 с.
  15. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.2. / С.А. Болотова, О.В. Сибиченков. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Смоленск: Русич, 2004. – 206 с.
  16. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы.– Ч.3. / С.А. Болотова, Т.П. Довгий, О.В. Сибиченков. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Смоленск: Русич, 2004. – 183 с.
  17. Болотова С.А. Место регионального компонента в современном образовании / С.А. Болотова // Штудии – 4: Сборник статей молодых ученых. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 172 с. – С. 141– 144.
  18. Болотова С.А. Мониторинг апробации учебного пособия «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова // Мониторинг развития общеобразовательных систем в регионе как условие оперативного управления качеством образования: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции: в 2 ч.-Ч. 1. – Смоленск: СОИУУ, 2005. – С. 236 – 239.
  19. Болотова С.А. Анализ практического опыта по разработке и внедрению регионального компонента в начальное образование России / С.А. Болотова //Штудии–5. Сборник статей молодых учёных. – Смоленск: CГПУ, 2005. – С. 82 – 89.
  20. Болотова С.А. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях освоения нового регионального курса для младших школьников / С.А. Болотова // Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования: Сборник материалов IX-ой Международной научно-практической конференции. – Москва – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – С. 344 – 345.
  21. Басаримова С.А. Уроки русского языка во втором классе по программе А.В. Поляковой: Из опыта работы по системе Л.В. Занкова – Часть 1. /С.А. Басаримова, Г.И. Михайлова, С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 2005. – 92 с.
  22. Болотова С.А. Региональный компонент в образовании Смоленщины / С.А. Болотова //Освоение развивающих технологий – путь повышения дошкольного образования: Материалы научно – методической конференции. – Смоленск: СОИУУ, 2006. – С. 19 – 22.
  23. Болотова С.А. Вариативность начального образования на Смоленщине / С.А. Болотова // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 96 – 99.
  24. Болотова С.А. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова.– Изд. 2-е, исправ. и доп. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006. – 38 с.
  25. Болотова С.А. Региональный компонент в содержании начального образования Смоленщины / С.А. Болотова // Штудии – 6: Сборник статей молодых ученых. – Смоленск: СмолГУ, 2006. – С. 87 – 91.
  26. Болотова С.А. Региональный компонент начального образования в системе Л.В.Занкова на Смоленщине / С.А. Болотова // Слагаемые успеха: творчество и инициатива. Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Л.В.Занкова 20 – 21 марта 2006 г. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2006. – С. 37 – 39.
  27. Болотова С.А. Модель повышения квалификации учителей начальных классов, реализующих региональный компонент содержания образования / С.А. Болотова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 46 с.
  28. Болотова С.А. Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края»: методические рекомендации / С.А. Болотова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 70 с.
  29. Болотова С.А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании: дис. …канд. пед. наук / С.А. Болотова. – Смоленск, 2007 – 207 с.
  30. Болотова С.А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании: автореф. дис. …канд. пед. наук / С.А. Болотова; Смоленский государственный университет – Смоленск, 2007 – 20 с.
  31. Болотова С.А. Психолого-педагогический понятийный словарь / С.А. Болотова. – Смоленск, 2007 – 42 с. (на правах рукописи)
  32. Болотова С.А. Развитие системы Л.В. Занкова в Смоленской области / С.А. Болотова //Система Л.В. Занкова на Смоленщине: опыт, проблемы и перспективы. Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию системы Л.В. Занкова: 14 – 15 июня 2007 г. – Смоленск, 2007. – С. 14 – 20.
  33. Болотова С.А. Регионализация начального образования / С.А. Болотова //Реализация УМК «Гармония» на Смоленщине: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов региональной научно-практической конференции: 14 февраля 2008 года. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008. – С. 5 – 10.
  34. Литературное чтение: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 96 с.
  35. Болотова С.А. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в современном российском образовании / С.А. Болотова // Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на Смоленщине: опыт, проблемы и перспективы. Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: 23 октября 2008 года. – Смоленск, 2008. – С.6 – 15.
  36. Болотова С.А. Проблемы современных уроков литературного чтения в начальной школе / С.А. Болотова //Проблемы преподавания литературы. Литературное чтение в начальной школе: проблемы, перспективы, решения. Материалы второй международной межшкольной научно-практической конференции: 24 марта 2008 года. – Смоленск – Москва, 2008. – С. 7 – 13.
  37. Болотова С.А. Модель регионального учебника «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова // Культура и письменность славянского мира. Сборник материалов Международной научной конференции: 24 мая 2008 года. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2008 – С. 306 – 316.
  38. Здесь учат тех, кто учит сам: 80-лет Смоленскому областному институту усовершенствования учителей /Сост.: С.А. Болотова. Т.М. Жарова, Г.И. Подчеко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009. – 100 с.
  39. Литературное чтение: программа курса для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 – 40 с.
  40. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.
  41. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 120 с.
  42. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 168 с.
  43. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 152 с.
  44. Литературное чтение: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
  45. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 112 с.
  46. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.
  47. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.
  48. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 160 с.
  49. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.
  50. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 192 с.
  51. Болотова С.А. Проза Бориса Васильева в литературном образовании младших школьников / С.А. Болотова //Духовно-нравственный потенциал уроков литературы: наука и практика: Сборник материалов третьей межшкольной международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Б.Л. Васильева. Ч.2: 27 марта 2009 года/Под ред. В.А. Карнюшина, С.А. Болотовой. – Москва: АНО «Образование», 2010. – С. 10 – 12.
  52. Болотова С.А. Модель современного учебника для младших школьников «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова //Современный литературный процесс глазами учителя: философский, лингвистический, эстетический, культурный аспекты: наука и практика: Сборник материалов четвертой межшкольной международной научно-практической конференции. Вып.IV.: 26 марта 2010 года/Под ред. В.А. Карнюшина, С.А. Болотовой. – Москва: АНО «Образование», 2011. – С. 101 – 110.
  53. Болотова С.А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в свете стандартов нового поколения /С.А. Болотова//Учитель и ребенок в образовательном пространстве начальной школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград 19 – 21 октября 2010 г./ сост. М.В. Николаева, И.Г.Сердинова. – М.: Издательство «Планета», 2011. – С. 223 – 232.
  54. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» /авт.-сост. С.А. Болотова. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 88 с.
  55. Болотова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 класс: в 2 ч.Ч.1 /С.А. Болотова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 80 с.
  56. Болотова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 класс: в 2 ч.Ч.2 /С.А. Болотова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 112 с.
  57. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» /авт.-сост. С.А. Болотова, Н.Е. Скрипова. – 2-е изд. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 280 с.
  58. Болотова С.А. Методические рекомендации к учебнику Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 класс /С.А. Болотова. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 280 с.
  59. Литературное чтение: программа курса для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 48 с.
  60. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 – 4 классы /С.А. Болотова. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 376 с.
  61. Болотова С.А. Борис Васильев в нашей памяти/С.А. Болотова//Воспитание школьника. – 2014. – № 9. – С. 36 – 38.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры