ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Персональная страница сотрудника ГАУ ДПО СОИРО

diduk-2020.jpg
Дидук Ирина Алексеевна,
проректор по науке и проектированию образовательной деятельности,
зав. кафедрой методики преподавания основного и среднего образования, кандидат педагогических наук    

тел.: (4812) 38-21-57 (доб 212)  
e-mail: dyda2007@inbox.ru

Образование:

  • в 1995 году окончила Смоленский государственный педагогический институт по специальности «Учитель истории и социально-политических дисциплин»;
  • с 2003 по 2004 год обучалась в аспирантуре СмолГУ. В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и образования» по теме «Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности» (научный руководитель Селиванов В.С., к.п.н., профессор)

Область научных интересов:

  • Педагогическая антропология (концепции воспитания, обучения и социализации личности средствами образования; педагогические системы /условия/ развития личности в процессе обучения, воспитания, образования).
  • Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность воспитания; закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления; ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания; этнопедагогические концепции воспитания; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества); детское движение и организации; дополнительное образование как средство воспитания личности).
  • Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе ее сущности, структуры, функций.
  • Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования (исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний; исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных процессов).

Опыт работы:

  • с 1988 г. работала старшей пионерской вожатой, учителем истории в школах № 7,4,8 г. Сафонова и № 39 г. Смоленска;
  • с 2009 года работает в ГАУ ДПОС «СОИРО». Сначала в качестве старшего преподавателя кафедры теории и практики управления, доцента и заведующего кафедрой физической культуры, спорта, безопасности жизнедеятельности и охраны труда. С 2014 года – в должности проректора по науке и проектированию образовательной  деятельности.

Награды:

  • 2024 - Почетная грамота Министерства просвещения РФ
  • 2019 – Благодарственное письмо Департамента Смоленской области по образованию и науке;
  • 2019 – Благодарственное письмо Смоленской областной думы.
  • 2018 – медаль в честь Смоленской иконы Одигитрии III степени;
  • 2015 – почётная грамота Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви за победу в номинации «Лучший исследовательский проект года» межрегионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»  по Центральному федеральному округу;
  • 2015 – архиерейская грамота во внимание к подготовке и проведению региональных образовательных Рождественских чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность»;
  • 2014 – почётная грамота Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви за организацию и проведение II (межрегионального) этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»  по Центральному федеральному округу;
  • 2014 – архиерейская грамота в благословение за усердие и ревностные  честь Смоленской иконы Божьей матери Одигитрии.

Повышение квалификации:

  • 25.02-29.02 2020 обучение на цифровой платформе Единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации: «Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации» (36 часов). Присвоение статуса «Федеральный эксперт программ дополнительного профессионального образования»;
  • 15.11-06.12.2019 обучение на базе Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации: «Разработка, продвижение и реализация дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов» (72 часа);
  • 05.09-09.09.2018 обучение на базе Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Смоленский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации: «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы» проводимый (32 часа);
  • 23.10-16.11.2017 обучение на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении для преподавателей региональных институтов развития образования» (72 часа);
  • 21.03-25.03.2016 обучение на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования центра повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Центрального района Санкт-Петербурга по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации: «Предметы социально-гуманитарного цикла: современные тенденции в их развитии и пути повышения качества школьного образования» (36 часов);
  • 08.09.2014 обучение на базе Высшей школы экономики. Национального исследовательского университета по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации: «Вопросы реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Научные и учебно-методические работы.

  1. «Православная культура Смоленской земли»: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций / митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т.М. Зыбина, Дидук И.А. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 144 с.
  2. Количественные и качественные основы типологии педагогических династий // Инновационные проекты и программы в образовании. – № 2. –  2019. –  с.50-56.
  3. Изучение педагогических династий как источника сохранения традиций служения профессии в условиях прагматизации сферы образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (17), 2017, DOI: 10.15393/j5.art.2017.3405 (Ссылка DOI активизируется через несколько дней). Адрес в сети: URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3405 
  4. Исследование педагогических династий: от концептуального замысла до механизма реализации // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В.А. Сластёнина: в 2 ч. – Рязань: Издательство «Концепция», 2017. – Ч.1. – 260 с. С.40-44.
  5. Государственное и общественное признание профессиональных достижений – интегральный признак педагогической династии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные Науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. – 2017 – № 21(270), вып. 35 – с. 133-139.
  6. Формирование ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности на уроках русского языка и во внеучебное время // Вестник Саратовского Областного Института Развития Образования. – 2016. – № 1 (5)/03/. – с.12-18.
  7. Актуальное состояние проблемы педагогических династий в теории и практике духовно-нравственного образования и воспитания // Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. – 2016. – № 4 (32). – с.436-444.
  8. Региональный опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в культурно-образовательной среде Смоленской области Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 3. – с.84-87.
  9. Формирование ответственности обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания (на примере реализации социального проекта «Любить – значит жить сердцем») / Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: Сборник научных статей. Вып. 5 / ГАУ ДПОС «СОИРО»; отв. ред. Е.А. Боброва. Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2016. – 182 с. С.145-153.
  10. Социальная практика в духовно-нравственном воспитании (субъектный аспект) European Social Science Journal. – 2016. – № 5. – с.181-188.
  11. Педагогическая династия как социокультурный феномен российского образования: региональный аспект / Вестник Брянского государственного университета. – 2016. – № 2 (28) с.236-240.
  12. Дидук И.А., Марчевская Т.Н. Педагогические династии Смоленщины в ретроспективе опыта духовно-нравственного воспитания. – Смоленск, 2015. – 196 с.
  13. Социальная практика – научно-педагогическая категория и общественно значимая деятельность обучающихся // Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. – 2015. – № 4 (32). – с.436-444.
  14. Теория и практика воспитания ответственности дошкольников и младших школьников // Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: Сборник научных статей. Вып. 3 / ГАУ ДПОС «СОИРО»; отв. ред. Е.А. Боброва. Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2015. – с.94-100.
  15. Системно-модульная технология формирования ответственности подростков в нравственном воспитании / Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. – 2014. – № 4 (28). – с. 349-357.
  16.  Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: Сборник научных статей. Вып. 3 / ГАУ ДПОС «СОИРО»; отв. ред. Е.А. Боброва. Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2014. – с.94-100.
  17. Сущностные характеристики инновационной модели повышения квалификации педагогических работников // Взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона: Сборник материалов международной научно-практической конференции: 14 – 16 октября 2014 года. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». 2014. – с.128-133.
  18. Проблемы формирования здоровьесберегающей среды современной школы / Взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона: Сборник материалов международной научно-практической конференции: 14 – 16 октября 2014 года. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». 2014. – с.38-46.
  19. Развитие профессиональной компетентности педагога в процессе проектной деятельности // Учитель и время: восьмые педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова / Смол.гос. ун.-т – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – с. 29-36.
  20. Дидук И.А.Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности. – Смоленск: Маджента, 2011. –168 с.
  21. Формирование ответственного отношения подростков к здоровью средствами педагогического тренинга Формирование здорового образа жизни и профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков: материалы научно-практической конференции. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». 2012. Ч.II. – с. 12-19.
  22. Методическая работа в современной школе как условие повышения профессиональной компетентности педагогов // Образование взрослых: история, современность, перспективы развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12-13 мая 2010 г. /под общ. ред. С.В. Ситниковой. – ГУО «Минс. обл. ин-т развития образования». – Минск: МОИРО, 2011. – с. 98-100.
  23. Проблема воспитания ответственности школьников в свете стандартов второго поколения Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – с. 65-71.
  24. Воспитание ответственности школьников в образовательном пространстве современного урока Современное образовательное пространство: пути модернизации: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 6 июня 2011 г. / Научный редактор М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. – с. 56-65.
  25. Формирование компетентности педагогов в области воспитания ответственности школьников Инновационное образование, гуманизм и социальное благополучие современного российского общества: всерос. научн.- практ. конф. (2011; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, 2011 г.: [материалы]. – Волгоград – М.: ООО «Планета», 2011. – с. 46-57.
  26. Методическая работа в культурно-образовательном пространстве современной школы Региональные ресурсы развития культурно-образовательной среды – ведущее условие самореализации личности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции: 11-13 октября 2011 года. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». 2011. – с. 172-177.
  27. Обзор опыта воспитания ответственного отношения школьников к здоровью //Здоровье детей и подростков: актуальные проблемы и пути их решения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции: 27-28 октября 2010 года. – Смоленск: ГОУ ДПОС «СОИУУ»,2010.–292 с. С. 133-138.
  28. Студенческое самоуправление как средство формирования ответственности молодежи IX Васильевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». – М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. – с. 321-329.
  29. Метод проектов на уроках истории как условие повышения качества обучения и развития школьников // Инновации как приоритетный ресурс развития регионального образования: Сборник материалов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Смоленского областного института усовершенствования учителей: 2 декабря 2009 года. – Смоленск: ГОУ ДПОС «СОИУУ», 2009. – 404 с.
  30. Макаренко о проблеме воспитания ответственности // Известия Смоленского государственного университета. – 2008. – № 4. – 258 с.
  31. Формирование ответственности личности – основа духовно-нравственного воспитания // Педагогика. – 2009. – № 9. – с.115-117.
  32. Основные направления гуманизации образования //Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве: материалы VIII научно-практической конференции, МГУТУ. – Вязьма, 2008. – 357 с.
  33. Воспитание ответственного отношения к здоровью // Физическая культура в школе. – 2007. – № 6. – 79 с.
  34. Нравственность – основа здоровья // Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы (методологические и медико-психологические аспекты): тез.докл. IV рос. научно-практич. конфер. (21-22 сент. 2006 г.) / под ред. Т.В. Косенковой, Ю.Л. Мизерницкого. – Смоленск, 2006. – 634 с.
  35. Применение оценочных шкал в образовательной деятельности // Современные методы в современном преподавании: тез.докл. научно-практич. конфер. (28-29 март. 2006 г.) / Гос. публ. ист. б-ка России; Межрегион. обществ. орг. «Объединение преподавателей истории»; журн. «Преподавание истории в школе». – М., 2006. – 194 с.
  36. Ценностное отношение к здоровью у подростков в условиях модернизации российского общества // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: тез.докл. международ. научно-практич. конфер. (2 февр. 2005г.). – Смоленск, 2005. – Ч. 2. – 220 с.
  37. Ответственное отношение к здоровью как проявление формирования личности подростков // Индивидуальность в современном мире: тез.докл. IVмеждународ. научно-практич. конфер. / под ред. Н.Е. Мажара, В.В. Селиванова. – Смоленск, 2005. – 182 с.
  38. Представления младших подростков о здоровье // Методологические и медико-психологические аспекты здоровья и здорового образа жизни: тез.докл. IIIВсерос. научно-практич. конфер. / под ред. Т.В. Косенковой, В.В. Селиванова. – Смоленск, 2005. – 304 с.
  39. Игра как один из способов сохранения здоровья учащихся в процессе обучения // тез. докл. 4 рос. конфер. по экологической психологии ( 10 лет Лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО) (28-29 март. 2005 г.) / Психологический институт РАО, Международный независимый эколого-политологический университет и др. – М., 2005. – 334 с.
  40. Ценностные ориентации младших подростков // Молодёжь XXI века: ценностные ориентиры и инновационные технологии воспитательной работы: тез.докл. I регион. научно-практич. конфер. (13-14 октяб. 2005 г.). – Смоленск, 2005. – Ч. 1. – 206 с.
  41. Применение оценочных шкал в образовательной деятельности // Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса: тез.докл. междунар. коллокв. – Смоленск, 2004. – Вып. 6. – 280 с..
  42. Воздействие спорта на формирование менталитета современной школьной молодёжи // Социально – психологические проблемы ментальности: тез.докл. 6 международ. научно-практич. конфер. – Смоленск, 2004. – Ч 1. – 252 с.
  43. Использование новых педагогических технологий в системе школьного образования // Проблемы развития российского и зарубежного образования: тез.докл. Всерос. научно-практич. конфер. посвящ. 85-лет. СГПУ. (1-3 дек. 2003 г.). – Смоленск, 2003. – Ч. 1. – 150 с.

Монографии:

  1. Дидук И.А.Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности. – Смоленск: Маджента, 2011. –168 с.
  2. Дидук И.А., Марчевская Т.Н. Педагогические династии Смоленщины в ретроспективе опыта духовно-нравственного воспитания. – Смоленск, 2015. – 196 с.

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ:

  1. Воспитание ответственного отношения к здоровью // Физическая культура в школе. – 2007. – № 6. – 79 с.
  2. Формирование ответственности личности – основа духовно-нравственного воспитания // Педагогика. – 2009. – № 9. – с.115-117.
  3. Системно-модульная технология формирования ответственности подростков в нравственном воспитании // Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. – 2014. – № 4 (28). – с.349-357.




Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры