ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Персональная страница сотрудника ГАУ ДПО СОИРО

solovieva.jpg
Соловьева Фаина Евгеньевна,
доктор педагогических наук,  начальник Центра воспитания и духовно-нравственного просвещения, профессор кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования  


E-mail: solovyovafe@rambler.ru

Образование:

  • В 1986 году окончила Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса по специальности «Русский язык и литература».
  • В 2001 – 2004 гг. обучалась в аспирантуре при Смоленском государственном педагогическом университете; защитила кандидатскую диссертацию на тему «Теория обучения словесности В.П. Скопина в системе литературного образования 60-80 гг. XIX века» по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература). Научный руководитель Г.С. Меркин.
  • В 2011 – 2018 гг. обучалась в докторантуре и проходила научную стажировку на кафедре методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
  • В 2020 защитила диссертационное исследование на соискание учёной степени доктора педагогических наук «Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5-8 классах». Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература). Научный консультант В. Ф. Чертов.
Основные этапы трудовой (научно-исследовательской) деятельности:

  • 1986-2001 – учитель  русского языка и литературы в МОУ СОШ №35, №14.
  • 2001-2004 старший методист Смоленского государственного института искусств.
  • 2003 – 2016 гг. -  ассистент, доцент кафедры литературы, теории и методики обучения литературе Смоленского государственного педагогического университета.
  • 2007 – 2018 гг. руководитель  экспериментальной филологической школы для одарённых учащихся.
  • 2017-2019 гг. – преподаватель Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского (17 кафедра русского языка).
  • 2009 – 2021 – разработчик УМК (Инновационная школа. ФГОС) по литературе для 5-8 классов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ (2009 – 2019).
  • В 2010 – 2018 гг. проводила авторские курсы в регионах РФ (Смоленск, Нижний Новгород, Ульяновск, Ростов-на-Дону, Кемерово, Борисовка Белгородской области, Севастополь, Волгоград, Липецк и др.); вебинары по проблемам преподавания литературы в школе (издательство «Русское слово», Москва); обучала учителей Смоленской области по программе повышения квалификации АПК ППРО «Применение методик оценивания практик организации и проведения этапов всероссийской олимпиады школьников»; членов предметной комиссии ЕГЭ по литературе по программе АПК ППРО «Совершенствование подходов к оцениванию развёрнутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации» и  др.
  • 2008 – 2021 гг. эксперт, председатель (с 2011 г.) областной экспертной комиссии ЕГЭ по литературе; член жюри международной олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», председатель региональной предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе в Смоленской области.
Награды:

1. Благодарности:
  • губернатора Смоленской области;
  • ректоров Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»; Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области за подготовку призёров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе;
  • ректората СмолГУ «За успешное участие в проекте «Инновационная школа России»», за плодотворную научную работу, за вклад в престиж Смоленского государственного университета.

2. Медаль Януша Корчака и диплом лауреата Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации 2011» Региональной общественной организации «Клуб учителей «Доживём до понедельника».

Повышение квалификации:

  • 2005 – курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» по программе «Современные педагогические технологии».
  • 2007 – курсы повышения квалификации в ФПК ЦНИТ Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики по направлению «Информационно-коммуникационные технологии».
  •  В 2015 – 2021 гг. курсы  повышения квалификации председателей предметных комиссий ЕГЭ в рамках работы семинара «Совершенствование подходов к оцениванию развёрнутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации» (Федеральный институт педагогических измерений. Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, Москва).
Область профессиональных интересов: проблемы методики преподавания литературы в школе и вузе.

Основные результаты педагогических исследований отражены в следующих публикациях:

Статьи в журналах из перечня ВАК РФ

  1. Диалогическое обучение как средство формирования гуманистического мировоззрения на первом этапе литературного образования // Известия Смоленского государственного университета. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Т. I. – С. 232-241.          
  2. Изучение летописного отрывка «Повести временных лет» «…И вспомнил Олег коня своего…» в VII классе (статья) // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. – М.: ООО «Школьная пресса», 2010. - № 3. – С. 17-23.       
  3. Предметная линия по литературе Г.С. Меркина (V-IX) класс. Итоги и перспективы (статья) // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. – М.: ООО «Школьная пресса», 2010. – № 2. С. 8-13.          
  4. Изучение повести Н.В. Гоголя «Шинель» в VII классе (статья) // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. - М.: ООО «Школьная пресса», 2010. – № 4. – С. 23-30.
  5. Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказ-ский пленник» в V классе (программа Г.С. Меркина) (статья) Печат. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал.- М.: ООО «Школьная пресса», 2010. – № 6. – С. 29-36. 0,5      
  6. Подвижник земли Смоленской. К юбилею Г.С. Меркина // Литература в школе. Научно-методический журнал. – М.:ЗАО «Алмаз», 2010. – № 6. – С. 23-25.   
  7. Профессору Геннадию Самуйловичу Меркину – 70 лет Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – № 1 (9). – С. 337-346.    
  8. Изучение повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» в 8 классе (статья) Печат. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. - М.: ООО «Школьная пресса», апрель 2011. – С. 26-32.        
  9. Итоги олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» // Известия Смоленского государственного университета.  -       Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – № 2 (14). – С. 458-469.                 
  10. Формирование представлений о ценностях гуманизма в процессе изучения  литературы в пятом классе  // Известия Смоленского гос-ударственного университета. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – № 3 (15) – С. 448-460.        
  11. Компьютерная презентация на уроке литературы как средство реализации гуманистической идеи диалога (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» в шестом классе) // Известия Смоленского государственного университета. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – № 4 (16) – С. 448-460.  
  12. Формирование представлений об участии как экзистенциальной ценности гуманизма в процессе изучения творчества Н.А. Заболоцкого. Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» в 8 классе (статья) // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. – М.: ООО «Школьная прес-са», 2012. – № 2. – С. 37-43.             
  13. Инновационные технологии как средство формирования гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения литературы в школе (анализ легенды о Дан-ко М. Горького) //
  14. Международный научный журнал «European social Science Journal»
  15. Европейский журнал социальных наук. – Рига – Москва, 2011. – № 13 (16). – С. 172 -181.          
  16. Эстетические ценности гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов // Преподаватель XXI век. Общероссийский научный журнал о мире образования. – М.: Прометей, 2012. – № 3. – Ч.1. – С. 117-130.
  17. Творчество как экзистенциальная ценность гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов // Наука и Школа. Общероссийский научный журнал по педагогике, психологии, истории. – М.: Прометей, 2012. - № 4. – С. 85-92.
  18. Формирование представлений о ценностях гуманизма в процессе изучения  литературы в пятом классе  // Известия Смоленского государственного университета.  - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – № 4 (16). – С. 447-458.    
  19. Формирование представлений о красоте как эстетической цен-ности гуманизма. Анализ сказки «Царевна-лягушка» в 5 классе // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. – М.: ООО «Школьная пресса», 2013. – № 1. – С. 43-52.        
  20. Изучение «Повести о Петре и Февронии Муромских» в 7 классе (программа Г.С. Меркина) // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. - М.: ООО «Школьная пресса», 2013. – № 2. – С. 23-32.                   
  21. Этика гуманизма в системе уроков литературы 5 класса (статья) // Преподаватель XXI век. Общероссийский научный журнал о мире образова-ния. – М.: Прометей, 2013. – С. 112-123.                 
  22. Этика гуманизма в системе уроков литературы 6 класса //Наука и Школа. Общероссийский научный журнал по педагогике, психологии, истории. – М.: Прометей, 2013. – С. 49-56.     
  23. Психологические принципы формирования гуманистических убеждений учащихся в процессе изучения литературы в 5-8 классах // Наука и Школа. Общероссийский научный журнал по педагогике, психологии, истории. – М.: Прометей, № 2, 2014. – С. 71-78. 
  24. Свобода как экзистенциальная ценность гуманизма в системе литературного образования (5-8 классы) // European social Science Journal. Европейский журнал социальных наук. – 2014. – № 3 (42). – С. 39-46.      
  25. II Васильевские чтения Международная научно-практическая конференция, посвящённая 90-летию со дня рождения Почётного гражданина города Смоленска // Известия Смоленского государственного университета. № 3 (27). – Смоленск, 2014. – С. 368-374.         
  26. Категория доминанты в психологии, литературоведении и методике преподавания литературы в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 8 (86).  – С. 423-426.
  27. Преемственность этапов реализации гуманистического потенциала литературной классики на уроках литературы в 5-8 классах (статья) // Наука и Школа. Общероссийский научно-педагогический журнал – М.: ФГБОУ ВО МПГУ, 2018. – № 2. – С. 100-107.   
  28. Изучение творчества А.А. Дельвига в контексте иносказаний А.С. Пушкина // Филологические науки. Вопросы теории и практи-ки. – 2019. – Т.12. Вып.7. – С.105-108.     
  29. Пути формирования знаний о гуманистических доминантах русской классики в процессе изучения повести Н.В. Гоголя «Старо-светские помещики» // Современное педагогическое образование. – 2019. - №7. – С.153-158.  
  30. Пути выявления гуманистических доминат русской классики на уроках литературы в 5-8 классах (статья) // Педагогический журнал. – 2018. – № 4 (А). – С. 53-60.
Статьи:

  1. Система письменных работ по литературе в методическом наследии В.П. Скопина (статья) // Штудии-3: Сборник статей молодых учёных. – Смоленск: СГПУ, 2002. – С. 96-100.        
  2. Содержание курса и метод преподавания русского языка и словесности В.П. Скопина: Образова-тельное и воспитательное значение // Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов научной конференции. – Смоленск: СГПУ, 2004. – Т. 3. – С. 238-242.          
  3. Первые опыты альтернативного изучения словес-ности: идеи В.П. Скопина // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: СГИИ, 2003. – С. 238-243.
  4. Концепция преподавания истории литературы в трудах методистов 60-х годов XIX века (взгляды В.П. Скопина) //Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности: Материалы научной конференции молодых учёных. – Смоленск: СГИИ, 2004. – С. 98-102.                
  5. Система анализа поэтических произведений В.П. Скопина как первый этап развития методики литературного чтения // Штудии-4: Сборник статей молодых учёных. – Смоленск: СГПУ, 2004. – С. 115-120. 
  6. Некоторые аспекты изучения драматических произведений в методическом наследии В.П. Скопина //  Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов научной конференции. – Смоленск: СГПУ, 2004. – Т. 4. – С. 230-234.      
  7. Значение методического наследия В.П. Скопина для современного преподавания литературы в школе // Сборник статей молодых учёных. – Смоленск: СГПУ, 2005. – С. 67-73.   
  8. Этапы изучения былинного цикла в методическом наследии В.П. Скопина // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: СГИИ, 2005. – С. 59-67.
  9. Лекция-презентация по методике преподавания литературы как средство формирования навыков построения профессио-нального диалога // Культура. Филология. Образование: сборник научных статей. – Смоленск: Изда-тельство СмолГУ, 2006. Выпуск 4. – С. 185-190.                 
  10. Единый государственный экзамен по литературе как форма государственной аттестации (статья) // Итоги ЕГЭ в Смоленской области (май-июнь 2006 го-да). – Смоленск, 2006. – С. 124-141.         
  11. Изучение авторской позиции как средство нравственного воспитания на семинарских занятиях по литературе // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: СГИИ, 2006. – С. 65-69.         
  12. Основные этапы формирования педагогического мировоззрения В.П. Скопина // Культура и письменность славянского мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции.  – Смоленск: СмолГУ, 2006. – Т. 6. – С. 189-196.
  13. Программа элективного курса. «Творчество А.Т. Твардовского» (11 класс) // Штудии-7: сборник статей молодых учёных. – Смо-ленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – С. 92-103.               
  14. Формирование гуманистического мировоззрения студентов в процессе преподавания русской литературы в вузе    // Культура. Искусство. Образование. Проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: СГИИ, 2007. – С. 62-67.                    
  15. Принципы создания системы вопросов для олимпиады по литературе // Культура и письменность славянского мира: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Т. 9. – С. 104-109.                      
  16. ЕГЭ по литературе: итоги и перспективы // Итоги ЕГЭ в Смоленской области (май-июнь 2007 года). – Смоленск, 2007.– С. 128-139.            
  17. Направления работы по подготовке учащихся к олимпиаде по литературе//Проблемы преподавания литературы в современной школе: наука и практика: материалы 1 межшкольной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: «Универсум», 2007. – С. 216-234.           
  18. Интерактивное обучение как средство формирования гуманистического мировоззрения учащихся на уроках литературы // Проблемы преподавания литературы. Материалы второй международной межшкольной научно-практической конференции. – Смоленск – Москва: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учите-лей», 2008. – С. 166-170.   
  19. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся на начальном этапе литературного образования: реальность и перспективы (статья) Печат. Культура. Филология. Образование: сборник научных трудов. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. Вып. 5. – С. 186-201.  
  20. Роль уроков литературы в формировании гуманистического мировоззрения старшеклассников //            Литература и личность: ме-тодический и литературоведческий аспекты: сб. науч.-метод. ст.: в 2 ч. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2008. Ч. I. – С. 152-162.      
  21. Олимпиада по литературе 2008 года: итоги областного тура // Штудии-8: сборник статей молодых учёных. – Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГу, 2008. – С. 71-81.    
  22. Итоги олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» // Вестник Всероссийской олимпиады школьников. Информационно-методический журнал. – М.: Издательский дом «Методист», 2009. – № 1. – С. 32-42.    
  23. Итоги ЕГЭ по литературе // Итоги ЕГЭ в Смоленской области (май-июнь 2009 го-да). – Смоленск, 2009. – С. 97-101.                
  24. Изучение творчества Б. Васильева в седьмом классе (программа Г.С. Меркина) // Духовно-нравственный потенциал уроков литературы: сборник материалов III межшкольной междунар. научн.-практ. конференции, посвящённой 85-летию со дня рождения Б.Л. Васильева. – Москва: АНО «Образование», 2010. – 198 с.
  25. Рабочая тетрадь по литературе как средство повышения эффективности процесса обучения // Культура. Филология. Обра-зование: сборник научных трудов к 70-летию профессора Г.С. Меркина. - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2009 – С. 176-189.
  26. Итоги регионального этапа олимпиады по литературе 2009  // Культура и письменность славянского мира: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2009. – Т. 11. – С. 139-147.    
  27. Рабочая тетрадь по литературе как средство повышения эффективности процесса обучения в 5-8 классах //        Культура. Филология. Образование: сборник трудов к 70-летию профессора Г.С. Меркина. – М: Русское слово, 2010.  – С. 176-189.     
  28. Итоги ЕГЭ по литературе 2010 // Итоги ЕГЭ в Смоленской области (май-июнь 2010 года). – Смоленск, 2010. – С. 158-169.
  29. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство оптимизации процесса многоуровневого анализа лирического произведения на первом этапе литературного образования (анализ стихотворения И.С. Тургенева «В дороге» в 6 классе) // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отече-ственной литературы: художественный текст как предмет изучения в школе и вузе. Материалы III всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 1000-летию Ярославля и Году учителя (29-30 марта 2010 года) / науч. ред. И.Ю. Лученецкая-Бурдина. – Яро-лавль, 2010. – С. 208-217.           
  30. Анализ литературных произведений в культурно-историческом аспекте (на примере сопоставительного анализа стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям» и 81 псалма) // Русский язык и духовно-нравственное состояние об-щества: сб. научн. статей по материалам докл. и сообщ. конф. (29 апреля 2010 г.) / Тарасова Е.Н. (общ. ред.) – Смоленск, 2010. – С. 109-117.       
  31. Мультимедийный проект как средство формирования гуманистического мировоззрения в процессе изучения литературы в школе // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: проблемы современного об-разования. Материалы 11 Международной научно-методической конференции памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (16-17 октября 2010 г., Улья-новск) / под общей ред. Л.И. Петриевой. Ульяновск: УлГПУ, 2010. – С.95-100.                    
  32. Изучение авторской позиции как средство формирования гуманистического мировоззрения (анализ рассказа А.П. Чехова «Шуточка» на уроках литературы в шестом классе)    // Компетентностный подход в преподавании русской словесности: сб. науч.-метод. статей VII Всероссийской научно-методической кон-ференции памяти В.П. Медведева. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. – С. 85-95.     
  33. Филологический анализ лирического произведения на уроках литературы как средство формирования гуманистического мировоззрения учащихся (на примере анализа стихотворения К.Н. Батюшкова «Мой гений») // Русский язык в современном обществе: проблемы препо-давания. Сб. научн. статей по материалам докл. и сообщ. конф. (28-29 апреля 2011 г.); под общ. ред. Е.Н. Тарасовой. – Смоленск: ВА ВПВО РФ, 2011. – С. 161-170. 
  34. Итоги ЕГЭ по литературе 2011 // Итоги ЕГЭ в Смоленской области (май-июнь 2011 го-да). – Смоленск, 2011.  – С. 148-153.      
  35. Роль уроков литературы в процессе формирования гуманистического миро-воззрения учащихся 5-8 классов // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образо-вании: сб. научн.ст. Вып. 11. В 2 т. – М.: МГПИ, 2012. – Т. 2. – С. 183-192.                   
  36. Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма в процессе изучения литературы в 5-8 классах // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века: проблемы современного образования. Материалы 12 Международной научно-методической конференции памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (16-17 октября 2010 г., Ульяновск) / под общей ред. Л.И. Петриевой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. – С. 223-231.                 
  37. Проблема смысла жизни как экзистенциальной ценности современного гуманизма в процессе изучения курса литературы 5-8 классах // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приёмы. Сб. материалов V Международной научно-практической конференции, 25-27 апреля 2012 г.: в 3 т. Том 1 / научн. ред. Н.Ю. Русова; сост. и техн. ред. Д.М. Шевцова. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. – С. 129-136.
  38. Итоги ЕГЭ по литературе 2012  // Итоги ЕГЭ в Смоленской области (май-июнь 2012 года). – Смоленск, 2012.– С. 142-148. 
  39. Познание как гуманистическая ценность в системе литературного образования 5-8 классов // Славянcкий мир: письменность и культура. Материалы XX международной научной конференции 24-25 мая 2011 г. Смоленск: СмолГу, 2012. – Т. 13. – С. 264-273.     
  40. Участие как экзистенциальная ценность гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов // Человек культуры в русской словесности: литературоведческий, лингвокуль-турологический и методический аспекты. Сб. науч.-метод. ст. - Иван. гос. ун-т, 2012. – С. 184-198.  
  41. Этика гуманизма в системе уроков литературы 7 класса (статья)       Печат. Materialy IX mezinarodni ve-decko-prakticka konference «Veda a vznik - 2012/2013». - Dil 24. Pedagogika. Filosofie: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 112 stran. – С. 5-15.                     
  42. Контекстный анализ на уроках литературы в 5-8 классах как средство формирования гуманистического мировоззрения учащихся (статья)    Печат. Литературный проект «ЛеВиС»: структура и итоги / Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского; сост. Но-викова И.В. – Смоленск, 2013. – С. 16-27.           
  43. Итоги ЕГЭ по литературе 2013. Итоги ЕГЭ в Смоленской области. – Смоленск, 2013.  – С. 151-162.           
  44. Патриотизм как гуманистическая ценность в системе литературного образования 7-8 классов //            Воспитание личности в образовательном пространстве университетского округа: Материалы Седьмой Международной научно-практической конференции университетских округов России, Воронеж, 28-29 марта 2013 г. / [отв. ред.: А.Л. Генкин]. – Санкт-Петербург - Воронеж: Университетские Образовательные Округа, 2013. – С. 94-107.      
  45. Гуманистические традиции в прозе Б. Васильева // Самое точное время: Васильевские чтения. Исследования и материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Б.Л. Васильева (СмолГУ, 22-23 мая 2014 года). - Смоленск: Издательство СмолГУ, 2014. – С. 22-32.            
  46. Участие как экзистенциальная ценность гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов. Изучение творчества Б. Васильева в седьмом классе // Самое точное время: Васильевские чтения. Исследования и материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Б.Л. Васильева (СмолГУ, 22-23 мая 2014 года). Смоленск: Издательство СмолГУ, 2014. – С. 203-214.        
  47. Проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы // Вестник факультета русского языка и литературы Университета китайской культуры. Выпуск 15 / под ред. Ли Си-мэй, Московского О.В. – Тайбэй, 2014.– С. 452-469. 
  48. Аксиологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы в 5-8 классах // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: материалы международной научно-практической конференции, 21-22 марта 2014 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015.  – С. 51-58.       
  49. Гуманистические идеи в методике преподавания литературы в школе (история вопроса и современное состояние)  // Международный научный институт «EDUCATIO» Ежемесячный научный журнал. – Новосибирск, 2015 – № 1 (8) – С. 67-71.                   
  50. Гуманистические ценности на уроках литературы в 5-8 классах. Типология обучающих заданий  // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (14 января 2015 г.). – Санкт-Петербург, 2015. – № 2.– С. 35-39.     
  51. Всё моё со мною рядом, тут, мне молчать года не позволяют.  Сын Смоленщины // Учительская газета. – 2015. – 10 марта.              
  52. Пути реализации гуманистического потенциала уроков литературы. Типология контрольных заданий //Славянский мир: письменность, культура, история. Материалы Международной научной конференции «Письменность и культура славянского мира» (22 мая 2016 г.). – Смоленск: СГИИ, 2016. – С. 77-86. 
  53. Формирование ценностно-познавательных ориентиров как путь реализации гуманистического потенциала уроков литературы в 5-8 классах // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции». – Челябинск, 2016. – № 3. – С. 45-53.                     
  54. Пути реализации гуманистического потенциала уроков литературы в 5-8 классах. Типология систематизирующих заданий и видов практических работ // Слово. Словесность. Словесник: материалы межрегион. науч.-практ. конф. препода-вателей и студентов, 18 марта 2016 года / отв. ред. А.А. Решетова, Т.В. Федосе-ева; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2016. – Вып. 4. – С. 292-296.                     
  55. Пути аксиологизации литературного образования (виды трансформационных заданий на уроках литературы в 5-8 классах) // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Омск, 2016. – № 3. – С. 48-50.            
  56. Пути реализации гуманистического потенциала уроков литературы в 5-8 классах (система обучающих исследовательских заданий) // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2016. – № 3. –С.45-47.              
  57. Психолого-педагогические и методические принципы формирования знаний о ценностях гуманизма и гуманистических убеждений учащихся // Педагогика, психология и образование: от теории к практике / Сборник научных трудов по итогам междуна-родной научно-практической конференции. – Ростов-на- Дону, 2016. – Вып. 3.  – С. 68-74. 
  58. Итоги ЕГЭ по литературе 2016 // Итоги ЕГЭ в Смоленской области (май-июнь 2016 года). – Смоленск. – С. 129-136.
  59. Проблемы межпредметного взаимодействия русского языка и литературы. Типология обучающих заданий и видов практи-ческих работ // Проблемы и подходы в разработке учебных пособий для иностранных обучающихся для основных и подготовительных курсов: сбор-ник научно-методических статей. – Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2016. – С. 59-64.         
  60. Единая концепция преподавания русского языка и литературы: за и против  // Русская литература XIX века в современном поликультурном пространстве: теория и практика, проблемы и решения, сборник материалов X Международной науч-но-практической конференции (г. Смоленск, 18 марта 2016 года) / [под общ ред В.Д. Балыкиной] – Смоленск: Маджента, 2016. – Вып. 10. – С. 137-144.   
  61. Результаты прикладного мониторингового исследования обеспеченности словарями и справочниками школьных библио-течных фондов // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 июля 2017 г.) Челябинск, 2017. – Вып. IV. – С. 22-25.  
  62. Итоги ЕГЭ по литературе 2017 // Итоги государственной ито-говой атестации в Смоленской области (май-июнь). – Смоленск, 2017. – С. 110-119.      
  63. Проект «Пристальное PROчтение»: итоги и перспективы  // Перспективы развития библиотек и музеев в условиях меняющихся социально-культурных потребностей населения: материалы меж-дународной научно-практической конференции (12 мая 2017 г.). — Смоленск: Маджента, 2017. – С. 47-55.                       
  64. Итоговое сочинение по литературе: проблемы и пути их решения (статья) // Современное образование. Формирование нового педагогического мышления: сборник материалов Между-народной межшкольной научно-практической конференции, 23 марта 2018 года / МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска; [науч. ред.: В.Д. Балыкина, Н.А. Демидова]. – Смоленск: Маджента, 2018.  – С. 178-183.
  65. Анализ результатов ЕГЭ по литературе в Смоленской области (статья)        Печат. Итоги государственной итоговой аттестации в Смоленской области в 2018 году (май-июнь). – Смоленск, 2018. – С. 129-141.    
  66. Итоговое сочинение по литературе: проблемы и пути их решения (статья) // Современное образование. Формирование нового педагогического мышления: сборник материалов Между-народной межшкольной научно-практической конференции, 23 марта 2018 / МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска. – Смоленск: Маджента, 2018.  – С. 178-183.         
  67. Установление ценностно-познавательных ориентиров как путь выявления и конкретизации сущности понятий аксиологии гуманизма на уроках литературы в 5-8 классах  // Современное литературное образование: от школьных уроков к жизни в культуре / XXV Голубковские чтения: материалы международной научно-практической конференции, 23-24 марта 2017 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – С. 61-66.            
  68. Методическая модель подготовки к сочинению – лингвистическому комментарию на уроках литературы в 5-8 классах  // Русский язык в современном мире: сборник статей по итогам научно-практической конференции (17–18 мая 2018 года) / под ред. В.Н. Селедцовой, Н.В. Бубновой. – Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2018. – С. 191 -197.   
  69. Итоги ЕГЭ по литературе 2019 // Итоги государственной ито-говой атестации в Смоленской области (май-июнь). – Смоленск, 2019. – С. 231-245.
Учебные издания:

  1. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов специальности  «Русский язык и литература» (брошюра). - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – 12 с.              
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2009. – 80 с.                     
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2009. – 104 с.       
  4. Рабочая тетрадь к учеб-нику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). -  М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2009. – 108 с.                  
  5. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2009. – 104 с.       
  6. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). -  М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 80 с.                    
  7. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 104 с.
  8. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). -  М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 104 с.
  9. Рабочая тетрадь к учеб-нику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 80 с.         
  10. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 320 с.       
  11. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 320 с.       
  12. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2011. – 320 с.       
  13. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2011. – 320 с.       
  14. Тематическое планирование к учебнику «Литера-тура. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). -  М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 56 с.                   
  15. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). -    М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. – 48 с.                 
  16. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). -    М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2011. – 56 с.     
  17. Тематическое планирование к учебнику «Литера-тура. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). -  М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2011. – 48 с.                   
  18. Рабочая тетрадь к учеб-нику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.1. (учебное издание). -     М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2013. – (ФГОС. Инно-вационная школа).              
  19. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). -  М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).                  
  20. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 1 (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).                   
  21. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2 (учебное издание). -  М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).       
  22. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 344 с. – (ФГОС. Инновационная школа).        
  23. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). -    М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2012. – 72 с. – (ФГОС. Инновационная школа).           
  24. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). -    М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 64 с. – (ФГОС. Инновационная школа).                     
  25. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина «Литература 5 класс», «Литература 6 класс» (учебно-методическое издание). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 152 с. – (ФГОС. Инновационная школа).                     
  26. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 360 с. – (ФГОС. Инновационная школа).                    
  27. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 7 класс» (учебно-методическое издание). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 376 с. – (ФГОС. Инновационная школа).        
  28. Рабочая тетрадь к учеб-нику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2014. – 160 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  29. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2014. – 120 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  30. Рабочая тетрадь к учеб-нику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2014. – 104 с. – (ФГОС. Инновационная школа).      
  31. Рабочая тетрадь к учеб-нику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2014. – 128 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  32. Тематическое планирова-ние к учебнику «Литера-тура. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2014. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  33. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 8 класс» (учебно-методическое издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2015. – 320 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  34. Тематическое планирование к учебнику «Литера-тура. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) (учебно-методическое издание). - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2015. – 56 с. – (ФГОС. Инновационная школа).           
  35. Текущий и итоговый контроль по курсу «Литература» для 6 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы. в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). -       М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 104 с. – (ФГОС. Инновационная школа).   
  36. Текущий и итоговый контроль по курсу «Литература» для 6 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материа-лы. в 2 ч. Ч. 2.  (учебное издание). - М.: ООО «Русское слово  учебник», 2016. - 136 с. – (ФГОС. Инновационная школа).    
  37. Текущий и итоговый контроль по курсу «Литера-тура» для 7 класса обще-образовательных органи-заций: контрольно-измерительные материалы: в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. – 144 с. – (ФГОС. Инновационная школа).    
  38. Текущий и итоговый контроль по курсу «Литература» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы: в 2 ч. Ч. 2. (учебное издание). -       М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 144 с. – (ФГОС. Инновационная школа).   
  39. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина «Литература. 7 класс», «Литература. 8 класс» (учебно-методическое издание). - М.: ООО «Русское слово — учебник» , 2016. – 136 с. – (ФГОС. Инновационная школа).                     
  40. Текущий и итоговый контроль по курсу «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материа-лы: в 2 ч. Ч. 1. (учебное издание). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 120 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  41. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 5 класс. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. —344 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  42. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 6 класс.  - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021. — 360 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  43. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 7 класс. -М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 416 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  44. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 8 класс. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021. — 360 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  45. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч.     - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. —208 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  46. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. —184 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  47. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 224 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  48. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. -М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. —с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  49. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литературное чтение». - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 232 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Монографии:

  1. Гуманизм в системе уроков литературы. 5-8 классы ( монография). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 400 с.
  2. Гуманистические доминанты русской классики на уроках литературы в 5-8 классах  (монография). - М.: ООО «Русское слово – учебник », 2018. – 248 с.

 


Наши партнеры