ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Распределенная модель организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций

На основании приказа Минпросвещения России от 28 декабря 2023 г. № 1056 «О федеральных инновационных площадках» государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования» (далее – СОИРО) включено в утвержденный перечень федеральных инновационных площадок (далее – ФИП), входящих в инновационную инфраструктуру в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых в 2024 году.

ГАУ ДПО СОИРО представляет проект федеральной инновационной площадки по теме «Распределенная модель организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций». Данный проект планируется реализовать с января 2024 года по декабрь 2025 года. 

Проблематика проекта:

В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на период до 2025 года, распоряжения Правительства РФ от 7 октября 2020 г. №2580-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» одной из ключевых задач становится качественное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. На реализацию данной задачи направлен федеральный проект «Современная школа» в рамках которого обеспечивается поддержка непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в том числе за счет создания Единой федеральной системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. №Р-174) и открытия в регионах центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

В то же время наблюдается серьезное противоречие между декларацией необходимости обеспечения непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника и смещением акцентов деятельности на педагогических работников общеобразовательных организаций. В настоящее время механизмы взаимодействия (федерального и регионального уровней) в рамках реализации всех этапов непрерывного профессионального развития педагогов (от диагностики профессиональных дефицитов до построения индивидуальных маршрутов профессионального развития) проработаны для педагогических работников общеобразовательных организаций и не учитывают в полной мере контексты деятельности и механизмы организации работы с дошкольными образовательными организациями.

Таким образом, возникает необходимость в разработке модели организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций, учитывающей ключевые тренды в обеспечении непрерывного профессионального развития педагогов. 

Цель проекта – проектирование, апробация и внедрение распределенной модели организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций за счет организации сетевого взаимодействия института развития образования как базовой ресурсной площадки и муниципальных (территориальных) опорных площадок, созданных на базе ДОО. 

Задачи проекта:

  1. разработка и описание распределенной модели организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
  2. апробация модели организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций посредством создания муниципальных (территориальных) опорных организации их сетевого взаимодействия с институтом развития образования;
  3. описание технологии и механизмов сетевого взаимодействия института развития образования как базовой ресурсной площадки и муниципальных (территориальных) опорных площадок, созданных на базе ДОО;
  4. разработка и описание базовых процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
  5. разработка информационной (электронной) платформы, аккумулирующей содержание процессов организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций. 

Планируемые результаты реализации проекта:

  • будет разработана структурно-функциональная модель организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций, включающая базовую ресурсную площадку и муниципальных (территориальных) опорные площадки;
  • в апробации модели примут участие не менее 8 муниципальных образований, на базе не менее чем 10 ДОО будут созданы опорные площадки, будет проведено обучение не менее чем 20 специалистов ДОО по проблеме организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников;
  • будет описана технология и механизм сетевого взаимодействия института развития образования как базовой ресурсной площадки и муниципальных (территориальных) опорных площадок и представлена в виде научно-методического пособия; данные разработки будут представлены на 2 мероприятиях межрегионального и федерального уровней;
  • будут разработан алгоритм сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций включающий в себя диагностический этап, этап формирования запроса на содержание адресного сопровождения педагогических работников, этап разработки и реализации содержания, этап мониторинга и оценки эффективности процессов сопровождения; каждый базовый процесс будет поддерживаться проектным продуктом (пакет диагностических материалов, типовые нормативные акты, методические рекомендации, программы мероприятий и т.п.); будут создан банк эффективных муниципальных практик;
  • будет разработана и апробирована информационная (электронная) платформа для осуществления организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников ДОО, разработано технологическое описание компонентов и функционала информационной платформы.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры