Ответы на вопросы по разработке и реализации рабочих программ воспитания
- Вопрос: В какие сроки должна быть внедрена Примерная программа воспитания?
Ответ: До 1 сентября 2021 года во всех образовательных организациях должны быть разработаны и внедрены рабочие программы воспитания. (т.е. разработка рабочих программ должна завершиться до 1 сентября 2021года).Основание: Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. - Вопрос: В каких образовательных организациях будут внедряться Примерные программа воспитания?
Ответ: Во всех образовательных организациях (дошкольных, основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования) Основание: Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г. (Однако, в н.в. разработаны примерные программы воспитания только для основного общего и высшего образования.) - Вопрос: Можно ли образовательной организации, занимающейся ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ образованием детей и взрослых (только дети старшего подросткового возраста), использовать в работе вашу примерную программу воспитания? Или этот конструктор можно применить только для школ?
Ответ: Примерная программа воспитания создавалась для школ. Однако, мы считаем, что она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования в разработке собственной программы. У организаций дополнительного образования, безусловно, есть своя специфика. Используя лишь определенные разделы и модули программы, актуальные для дополнительного образования, можно разработать собственную рабочую программу воспитания. - Вопрос: Как регламентируется разработка и реализация рабочих программ воспитания?
Ответ: Разработка рабочих программ воспитания осуществляется вместе с разработкой основных образовательных программах НОО, ООО, СОО Основание: 1) 304-ФЗ от 31 июля 2020 г (не позднее 1 сентября 2021 года все образовательные программы подлежат, приведению в соответствие с положениями Федерального закона) 2)Приказ Минпрсвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» - Вопрос: Программа воспитания должна быть единая и в ней прописывается организуемый в ОО воспитательный процесс на 3-х уровнях образования? Каким образом «положить» Рабочую программу воспитания в три ООП (НОО, ООП ООО и ООП СОО)?
Ответ: Да. Конкретизация воспитательной работы по уровням образования (как того требует ФГОС) осуществляется лишь в календарных планах воспитательной работы. Разработчики примерной программы воспитания рекомендуют разрабатывать единую общешкольную рабочую программу воспитания и дополнить ее тремя календарными планами воспитательной работы (для НОО, ООО и СОО). Получившиеся три модификации одной и той же программы, дополненные конкретными (по каждому уровню образования ) календарными планами «положить» в ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО. - Вопрос: Как на практике следует использовать примерную программу воспитания при разработке рабочей программы воспитания конкретной школы?
Ответ: Примерная программа воспитания обучающихся, по сути, является конструктором, при помощи которого школы смогут создать и реализовать на практике собственные программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания. - Вопрос: Обязательно ли включать все модули примерной программы в свою рабочую программу?
Ответ: Инвариантными (обязательными) модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. модули по выбору образовательной организации. Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.Каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой. - Вопрос: Исходя из рабочей программы воспитания, какова будет структура воспитательных планов классных руководителей?
Ответ: Структуру плана воспитательной работы классного руководителя разрабатывает школа в зависимости от своих традиций, особенностей, контингента учащихся и т.д. В нем конкретизируется деятельность классного руководителя и его класса. Примерная программа воспитания, как и разработанные на ее основе рабочие программы, не должны вносить принципиальных изменений в структуру планов воспитательной работы классных руководителей. Одну из возможных вариантов форм плана воспитательной работы школы, форму которого может использовать классный руководитель, мы предлагаем. (Подробнее о рекомендациях к составлению плана воспитательной работы см. на сайте примерной программы (http://form.instrao.ru) в разделе Методические рекомендации по разработке программ воспитания) Классному руководителю можно ориентироваться на Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях") - Вопрос: Каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы? Планируется ли разработка мониторинга результативности воспитательной деятельности образовательной организации? Что рекомендуете использовать?
Ответ: Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы» предполагает не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления. Сейчас разрабатываются критерии и инструментарий проведения внутреннего мониторинга реализации программы воспитания – самоанализа школой осуществляемой в ней воспитательной работы. Общие рекомендации и пример анкеты представлены в методических рекомендациях, размещенных на сайте Института развития стратегии образования РАО (http://form.instrao.ru) - Вопрос: На какие сроки разрабатывается рабочая программа воспитания и перечень конкретных воспитательных мероприятий?
Ответ: Рабочие программы разрабатываются на период, соответствующий уроню образованию (начальное; основное: среднее) К рабочей программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться. - Вопрос: Где в программе фиксировать работу с детьми группы риска? Как в программе отражать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений? Для детей с ОВЗ должны быть отдельные планы?
Ответ: Разработчики примерной программы воспитания отвечают на этот вопрос таким образом: «В идеале программа воспитания нацелена на минимизацию числа таких детей, но мы понимаем всю сложность такой задачи. Работа с такими детьми, как и работа по профилактике безнадзорности и правонарушений может быть представлена в различных модулях, там, где это уместно». Добавим, что особенности работы с различными категориями детей обязательно должно найти отражение в содержании, проводимых воспитательных дел. Например, в общешкольных или классных коллективных делах вы обязательно предложите вариативный перечень проектов, конкурсов, игр, соревнований составляющих содержание этих дел. Важно, чтобы ребенок мог сделать выбор с учетом своих интересов, потребностей и возможностей, чтобы была возможность определиться со своей ролью в этих делах. А задача классного руководителя (социального педагога, психолога) помочь таким детям включиться в коллективные дела, как на уровне школы, так и на уровне класса. Планирование работы ОО – компетенция самой организации. Поэтому виды и формы планов определяет сама организация. Но при этом учитываются рекомендации по организации работы с различными категориями детей. - Вопрос: Где можно найти текст Примерной программы воспитания? Где размещены методические рекомендации в помощь разработчикам рабочих программ?
Ответ: Познакомиться с Примерной программой и методическими материалами можно:
1) на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru / или по ссылкам :
- Примерная программа воспитания ...>>
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания ...>>
- Примеры модульного наполнения раздела «Виды, формы и содержание деятельности» ...>>
- Методическое пособие Воспитание в современной школе: от программы к действиям ...>>
2) Также методические материалы представлены на сайте ГАУ ДПО СОИРО. Ссылка: http://www.dpo-smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/arhiv/resurs_kaf-vospitaniya/12-prim-progr.php - Вопрос: Где можно посмотреть варианты сетки-плана для классов. Таблица для школы есть, а вот дальше по классам нет. Есть ли варианты такого планирования?
Ответ: Примерная программа воспитания задает структуру и содержание рабочей программы воспитания школы, включая структуру календарного плана (плана-сетки). Далее предполагается, что школа сама определится с требованиями к структуре и содержанию планов классных руководителей (классов). Тем более, что в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно разрабатывает требования к таким документам, закрепляя это в локальных актах ОО. - Вопрос: Как отразить в рабочей программе возрастные особенности детей? Названия мероприятий должны ли отражать особенности возраста?
Ответ: В примерной программе воспитания четко прописаны целевые ориентиры для каждого уровня образования (для каждой возрастной группы детей). Именно целевые ориентиры задают содержание рабочей программы воспитания в соответствии с возрастом детей. Рабочие программы, как и образовательный процесс в целом, строятся с учетом возрастного подхода. А то, что касается названия мероприятий, здесь нет однозначного ответа и тем более жестких требований. Вместе с тем, напомню, что рабочие программы и тем более ежегодные календарные планы рекомендуется обсуждать с детьми, они могут представляться в школьных медиа ресурсах и пр.... Поэтому совершенно логично, что детям должны быть понятны, привлекательны и содержание и названия предлагаемых мероприятий. - Вопрос: А если в школе всего 13 человек, Как быть с возрастным подходом?
Ответ: В маленьких школах тоже реализуется возрастной подход. Но в тоже время активно используются технологии работы с разновозрастными коллективами, в рамках которых реализуются такие методы, приемы и формы совместной деятельность, применение которых дает возможность проявлять и развивать индивидуальность.