ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Ответы на вопросы по ФГОС и ФООП

  1. Дата: 13.03.2024 / Автор: Татьяна
    Вопрос: Здравствуйте. Уважаемые коллеги прошу вас дать разъяснения о дальнейшем переходе общеобразовательных школ на новые ФГОС в 2024-2025 учебном году, а также указать ссылки на соответствующие документы и рекомендации министерства по образованию и науке Смоленской области.
    Ответ из СОИРО: Рекомендуем обратиться в Департамент общего образования Министерства образования и науки Смоленской области, тел. (4812)29-27-54. Нормативные документы, регламентирующие реализацию ФГОС, размещены на портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/
  2. Дата: 28.02.2024 / Автор: Марина
    Вопрос: В основной школе все классы (5-9) с 2023 года перешли на обновленный ФГОС. Надо ли защищать индивидуальный проект в 9 классе? Раньше защита индивидуального проекта в 9 классе являлась обязательной и считалась допуском к ОГЭ. Мы каждый год проводили защиту. В школе разработано положение о проектной деятельности в 9 кл. Про защиту в 10 кл все понятно, обязательна.
    Ответ из СОИРО: ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, не содержит информации об обязательности защиты индивидуального проекта  в 9 классе. Допуск к ОГЭ регламентируется приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  от 04.04.2023 № 232/551 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (далее – Порядок). В пункте 7  Порядка  указано, что «К ГИА допускаются лица, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку».  Таким образом, для допуска к ОГЭ защита индивидуального проекта не требуется.
  3. Дата: 19.09.2023 / Автор: Татьяна Алексеевна М.
    Вопрос: Добрый день! Просьба помочь разобраться в следующем вопросе: необходимо ли проведение входного контроля по всем предметам во 2-11 классах (школа полностью перешла на обновленные ФГОС). Стартовые диагностики должны быть по всем предметам в 1, 5, 10 классах или нужно проводить одну метапредметную работу?
    Ответ из СОИРО: В соответствии с п.19.37.  ФОП НОО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования.  Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом.  Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. В соответствии с п.18.27.  ФОП ООО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями. Таким образом,  стартовая диагностика не проводится по всем предметам, т.к. ее целью является определение готовности к обучению на соответствующем уровне образования.Термин «входной контроль»  не используется в ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО. Система оценки в соответствии с ФОП складывается из: стартовой диагностики, текущей и тематической оценки, психолого-педагогического наблюдения, внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, независимой оценки качества образования, мониторинговых исследований муниципального, регионального,федерального уровней.  Следовательно, обязательность проведения «входного контроля» не предусмотрена
  4. Дата: 19.09.2023 / Автор: Парчевская Н.С.
    Вопрос: Все ли произведения, вошедшие в ФОП СОО, должны быть внесены в программу по литературе 11 класса? Как рациональнее внести эти изменения в планирование? Спасибо!
    Ответ из СОИРО: ФООП утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992, от 16 ноября 2022 г. № 993, от 23 ноября 2022 г. № 1014. Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. При этом в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС СОО до вступления в силу изменений 2022 года. При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план
  5. Дата: 18.09.2023 / Автор: Ольга Владимировна
    Вопрос: Добрый вечер. При составлении рабочей программы по технологии , столкнулась с тем, какой модуль выбрать?  ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ? или ИНВАРИАНТНЫЕ + ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ «РАСТЕНИЕВОДСТВО», «ЖИВОТНОВОДСТВО» в 7 и 8 классах. На что должна ссылаться?? Если ли методические рекомендации по тому поводу?
    Ответ из СОИРО: Программа по технологии построена по модульному принципу. Модульная программа включает инвариантные (обязательные) модули и вариативные.Изучение инвариантных модулей обязательно в каждой образовательной организации. Вариативные модули изучаются при наличии в образовательной организации соответствующих условий.Федеральная рабочая программа по технологии содержит несколько вариантов распределения  учебных часов: только с изучением  инвариантных модулей, с изучением инвариантных и вариативных модулей. Варианты 1- 4  — распределение часов только по инвариантным модулям (без вариативных модулей). Варианты 5, 6 — распределение часов  по инвариантным и вариативным модулям. Рекомендуем еще раз детально ознакомиться с федеральной рабочей программой по технологии  https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/29_ФРП-_Технология_5-9-классы.pdf
  6. Дата: 18.09.2023 / Автор: Зоя Николаевна
    Вопрос: Существуют ли или планируются универсальные(вне зависимости от УМК) контрольно-измерительные материалы (пособия) по английскому языку в соответствии с требованиями ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС И ФОП ?
    Ответ из СОИРО: При проведении внешней оценки качества образования (ВПР, ГИА) используются контрольно-измерительные материалы, разработанные на основе требований к результатам освоения программы по предмету (вне зависимости от УМК). Демоверсии КИМ ВПР по всем предметам, в том числе английскому языку размещены на сайте ФИОКО https://fioco.ru/образцы-и-описания-ВПР , демоверсии КИМ ГИА размещены на сайте ФИПИ https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory ;  https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  7. Дата: 18.09.2023 / Автор: Зоя Николаевна
    Вопрос: Существуют ли или планируются универсальные(вне зависимости от УМК) контрольно-измерительные материалы (пособия) по английскому языку в соответствии с требованиями ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС И ФОП ?
    Ответ из СОИРО: При проведении внешней оценки качества образования (ВПР, ГИА) используются контрольно-измерительные материалы, разработанные на основе требований к результатам освоения программы по предмету (вне зависимости от УМК). Демоверсии КИМ ВПР по всем предметам, в том числе английскому языку размещены на сайте ФИОКО https://fioco.ru/образцы-и-описания-ВПР , демоверсии КИМ ГИА размещены на сайте ФИПИ https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory ;  https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  8. Дата: 15.09.2023 / Автор: Алла Ивановна А.
    Вопрос: Здравствуйте!Рабочие программы, созданные в конструкторе, не содержат уроков промежуточной аттестации. в связи с этим можно ли вносить изменения в поурочное планирование и каким образом, так как в отдельные программы внести изменения нельзя?
    Ответ из СОИРО: В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО обязательными элементами рабочей программы по предмету (курсу) являются планируемые результаты, содержание, тематическое планирование. Календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной частью рабочей программы предмета (курса), поэтому внесение изменений в КТП для фиксации проведения промежуточной аттестации возможно. Для этого необходимо сохранить рабочую программу, созданную с использованием конструктора, в формате .doc или .docx  и провести корректировку КТП.
  9. Дата: 15.09.2023 / Автор: Ирина
    Вопрос: Здравствуйте, пожалуйста, подскажите как правильно писать название предмета иностранный язык в школьный журнал: иностранный (английский) язык или иностранный язык (английский)
    Ответ из СОИРО: ОФГОС И ФООП не детализируют информацию о написании наименования предмета Иностранный язык в классном журнале. Вместе с тем  в п. 5.3. Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденном приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546 указано «Названия учебных предметов "Родной язык", "Родная литература", "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" уточняются записью (в скобках), указывающей, какой родной или иностранный язык изучался выпускником.»  Таким образом, следует использовать запись в журнале «Иностранный язык (английский)»готовится
  10. Дата: 15.09.2023 / Автор: Светлана Викторовна Щ.
    Вопрос: Здравствуйте! В конструкторе даётся 102 часа на предмет физическая культура, а администрация школы выделила по 68 часов. Подскажите, пожалуйста, как изменить количество часов в Кострукторе? И как заменить раздел "Плавание"?
    Ответ из СОИРО: Вам необходимо создать рабочую программу без использования конструктора рабочих программ. В соответствии с п.2.7. Федеральной рабочей программы по физической культуре «Модуль "Плавание" вводится в учебный процесс при наличии соответствующих условий и материальной базы по решению муниципальных органов управления образованием. Модули "Плавание", "Лыжные гонки" могут быть заменены углубленным изучением материалов других инвариантных модулей («Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры»)»
  11. Дата: 15.09.2023 / Автор: Татьяна
    Вопрос: Добрый день! У нас в школе нет бассейна и лыж. Как составлять программу?Можно ли убирать полностью из программы лыжи и плавание? Если оставить несколько уроков теории по лыжам и плаванию, что тогда делать с предметными результатами? Там написано: обучающийся научится передвигаться на лыжах....Если будет теория он не научиться ни плавать ни передвигаться на лыжах. Спасибо!
    Ответ из СОИРО: В соответствии с п.2.7. Федеральной рабочей программы по физической культуре «Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии должных условий допускается заменять инвариантный модуль "Лыжные гонки" углубленным освоением содержания других инвариантных модулей ("Легкая атлетика", "Гимнастика", "Плавание" и "Спортивные игры"). Модуль "Плавание" вводится в учебный процесс при наличии соответствующих условий и материальной базы по решению муниципальных органов управления образованием. Модули "Плавание", "Лыжные гонки" могут быть заменены углубленным изучением материалов других инвариантных модулей». Таким образом,  в вашей рабочей программе не будет модулей «Лыжные гонки», «Плавание», высвободившееся учебное время необходимо использовать на освоение других инвариантных модулей.
  12. Дата: 14.09.2023 / Автор: Ирина
    Вопрос: Добрый вечер.Программа ОБЖ 9 класса полностью по ФОП разнится с нашей прошлогодний.Учителю просто взять содержание по ФОП или он должен объединить свою и ФОП. Но часов никто не добавил.А если взять содержание ФОП, то темы дублируются из прошлых лет? Как быть?Спасибо
    Ответ из СОИРО: На основании п. 6.3 ФГОС предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является предметом, предусматривающим непосредственное применение, поэтому содержание рабочей программы по этому предмету должно полностью соответствовать ФОП.
  13. Дата: 14.09.2023 / Автор: Ирина
    Вопрос: Добрый вечер.Подскажите, пожалуйста, в нашей школе алгебра в 8 и 9 классе 3 часа в неделю. Классы реализуют еще ФГОС 2010. Мне по ФОП надо добавить в алгебру теорию вероятности. Час к алгебре не добавили.Как мне это сделать?Темы должны по теории вероятности быть даны в полном объеме?Без сокращений?
    Ответ из СОИРО: В приложении к письму МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 22.05.2023 года № 03- 870 даны ответы на типичные вопросы, возникающие при введении ФООП. Ответ на вопрос по курсу «Вероятность и статистика» содержится в п.11: «При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период). Так, программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». ФОП ООО определено введение данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС ООО учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса «Вероятность и статистика» целесообразно организовать в рамках учебного курса «Алгебра», для чего следует добавить в него вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план. Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса «Вероятность и статистика». Таким образом, если не добавить 1 час на изучение учебного курса «Вероятность и статистика» в 8 и 9 классах, не будет выполнена программа. Темы по данному курсу должны быть даны в полном объеме с учетом ранее изученного материала в 7 и 8 классах.
  14. Дата: 14.09.2023 / Автор: Татьяна
    Вопрос: Здравствуйте. Прошу разъяснить как составить рабочую программу, как заполнять классный журнал по предмету "Индивидуальный проект". Информация об индивидуальном проекте представлена ФОП СОО  в разделе "Программа формирования универсальных учебных действий" пункт 129. Но что учителю писать в журнал???? Как формулировать темы ????
    Ответ из СОИРО: Рабочая программа по любому предмету, в том числе  предмету «Индивидуальный проект» разрабатывается в соответствии с локальным актом образовательной организации «Положение о рабочей программе предмета (курса), программе внеурочной деятельности. В регионе накоплен положительный опыт разработки и реализации программ предмета «Индивидуальный проект». Рекомендуем ознакомиться с программой, реализуемой в МБОУ «Гимназия № 4» г. Смоленска https://gepsmol.ru/attachments/article/874/РП_индивидуальный%20проект%20.pdf , проконсультироваться у учителя МБОУ СШ № 33 г. Смоленска Митьковой Юлии Игоревны  +7 (4812) 22-94-17
  15. Дата: 14.09.2023 / Автор: Ольга
    Вопрос: Здравствуйте, вопрос как на сайте образовательной организации располагать ФООП и ктп учителя. Раньше каждый учитель делал свою программу, а сейчас программа на уровень одна. А учителей предметников может быть несколько
    Ответ из СОИРО: На сайте образовательной организации размещаются не ФООП, а ООП по уровням образования, разработанные образовательной организацией. Частью содержательного раздела ООП являются рабочие программы по предметам. Обязательными элементами рабочей программы являются: планируемые результаты, содержание, тематическое планирование (см. п. 31.1  ФГОС НОО, п.32.1. ФГОС ООО). КТП не входит в перечень обязательных элементов рабочей программы  и не должно размещаться на сайте образовательной организации.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры