ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Инклюзивное и интегрированное образование

Нормативно -правовая база:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 24.09.2022 n 371- ФЗ "о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального Закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
  3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  4. Приказ Министерства просвещения от 8.11.22г. N 955 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся ФГОС общего образования и образования обучающихся с ОВЗ и УО (ИН).
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья».
  8. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11. 2022 г. № 1025 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ООО).
  9. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
    https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/download/2377/.
  10. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
    https://docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/download/12 57/ .
  11. Приказ Министерства образования и науки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  12. Распоряжение Министерства просвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
    https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/.
  13. Письмо Министерства просвещения России от 20.02.2019 № ТС–551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
    https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-20.02.2019-N-TS-551_07/.
  14. Письмо Министерства образования и науки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
    https://docs.cntd.ru/document/499050217 .
  15. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки России от 20.02.2017 № 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ».
    https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-20.02.2017-N-07-818/.
  16. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Утверждено распоряжением Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. № Р-75.
  17. Об организации работы по СИПР. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.03.2018 № ТС-72/07.
  18. Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 г. № 136н).
  19. Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  20. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Методические рекомендации:   

  • Методические рекомендации по подготовке учебно-методического контента для размещения в системе дистанционного обучения при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ ...>>
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в рамках профориентационной работы в образовательной организации ...>>
  • Методические рекомендации "Выявление и распространение передовых практик разработки и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ" ...>>
  • Мастер-класс как интерактивная форма диссеминации педагогического опыта и совершенствования профессионального мастерства ...>>
  • Основные принципы инклюзии. Читать...
  • Особенности инклюзивного образования. Читать...
  • Нормативные документы по организации обучения лиц с ОВЗ. Читать...
  • Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема. Читать...
  • Диагностика готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Читать...
  • Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Читать...
  • Мероприятия по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство. Читать...
  • О проектировании адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ. Читать...
  • Обоснование необходимости инклюзии. Читать...
  • Основные подходы к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Читать...
  • Методические рекомендации «Обучение детей с ОВЗ» ...>>
  • Основные подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ ...>>
  • Положение о региональном заочном конкурсе инновационных программ, проектов, методических разработок педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ ...>>
  • Информационно-аналитическая справка по итогам I регионального заочного Конкурса инновационных программ, проектов, методических разработок педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ ...>>
  • Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей ...>>
  • Социологическое исследование доступности дополнительного образования среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с целью определения необходимости разработки требований к адаптации программ дополнительного образования и условий их реализации (2017 год) ...>>

Материалы консультаций по теме «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

  • «Актуальные вопросы по реализации ФГОС НОО обучающихся c ОВЗ» ...>> 
    Кутепова Елена Николаевна, канд. пед. наук, доцент, зам. директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета
  • «Вопросы внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ...>> 
    Кутепова Елена Николаевна, канд. пед. наук, доцент, зам. директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета
  • Пример индивидуальной образовательной программы ...>>
  • Специальные условия получения образования обучающимися с ТМНР ...>>
  • Методологические основы создания и реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ ...>>
  • Проектирование адаптированной общеобразовательной программы для детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ (вариант 5.1, 5.2) ...>>
  • Работа с родителями ...>>
  • Формы речевой патологии ...>> 
2018.20.06. Круглый стол «Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ»

  • Программа …>>
  • Методические рекомендации по работе с детьми с РАС: https://yadi.sk/d/yYZi5o293YNkpu
  • Содержание:
    - Создание специальных образовательных условий для обучающихся с РАС
    - Варианты моделей включения детей с ОВЗ в образовательное пространство
    - Деятельность тьютора в системе образования обучающихся с ОВЗ
    - Особенности развития детей с РАС. Основные трудности в обучении  
    - Должностные обязанности тьютора (ЕКСД)
    - Практические приемы повышения эффективности образования детей с РАС.  
    - Средовый подход в организации образовательного процесса для детей с РАС  
    - Задачи логопеда в реализации АОП и специальной индивидуальной программы реализации (СИПР) для детей с РАС
    - Ссылки на интернет-ресурсы по теме «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС»

Межрегиональная научно-практическая конференция ""Инклюзивное и интегрированное образование: методология, технология, практика"

  • информация о мероприятии ...>>
  • отчет о проведении ...>>
Полезные ссылки:

  • Инклюзивное и интегрированное образование. Читать...
  • Литература по инклюзивному образованию. Читать...

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры