Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что к началу XX века лишь в одном Краснинском уезде губернии отсутствовало среднее женское учебное заведение. Краснинский уезд одним из последних организовал женское учебное заведение, аргументирова это так: «Основная проблема заключалась в немногочисленности населения и довольстве провинциального общества существовавшими начальными женскими школами» [141, с. 23].
Такая позиция местной власти демонстрировала незаинтересованность открытия женских учебных заведений, а имеющиеся приходские школы считала достаточным уровнем образования крестьянского населения. Более обеспеченные родители обучали своих детей в губернских учебных заведениях. Открытие прогимназии и гимназии требовало значительных финансовых вливаний, но состоятельные представители высших слоев общества не проявляли инициативы, как в Рославле или Вязьме, в оказании помощи в сборе средств для организации таких учебных заведений. Поэтому преобразование училища затянулось на целые десятилетия.
Подчеркнем, что «длительное время Краснинское женское (приходское) училище существовало как двухклассное женское училище, в ряде источников оно именовалось приходским. Оно было основано в 1862 году и имело характер начального учебного заведения. Численность учениц была незначительной, в начале 1870 годов в Краснинском женском училище состояло от пятнадцати до тридцати учениц…» [140, с. 38].
В училище преподавательскую деятельность осуществляли такие учителя: П. Маторина, Ф. Яблонский (законоучитель), Е. Черков, В. Глотов. Из архивных источников известно, что учебное заведение функционировало благодаря частным пожертвованиям. Обратим внимание на то, что существующие женские учебные заведения были важны и нужны местной общественности, которая, в свою очередь, и организовывала сборы средств для открытия и поддержания учебного заведения. С 1871 года на нужды женского училища уездное земство выделяло сто рублей в год. Сумма была не высокой, но необходимой для учебного заведения. В прессе поднимался вопрос о бездействии местной власти: «Несколько лет тому назад в думе было вынесено предложение о преобразовании местного женского, с пятилетним курсом училища – в женскую прогимназию, но почему-то этот вопрос остался вопросом до сего дня» [164, с. 2].
По данным из архивных источников, в 1888 году местная власть осуществляла попытку преобразования училища в гимназию, но из-за недостаточного количества средств учебное заведение осталось прежним. Здание женского училища было в аварийном состоянии, но благодаря городскому главе Тарасу Петровичу Боброву было приобретено новое здание. Прежнее здание Т.П. Бобров отдал под богадельни. Таким образом, можем сделать вывод о санитарных условиях, в которых приходилось обучать воспитанниц и отношении местной власти к организации учебного заведения и его благополучию.
Начальницей женского училища с 1870 по 1910 года была Татьяна Александровна Басова (1870-1890), а после Лидия Ивановна Гурьянова (1890-1906) и Мария Тарасьевна Боброва (1906-1910). В «Смоленском вестнике» отмечали: «Почетным блюстителем длительное время был Т.П. Бобров, купец третий гильдии, осознававший важность развития женского образовательного учреждения. Он был отцом трех дочерей, которых за неимением гимназии в Красном пришлось отправить для получения среднего образования в женскую гимназию Смоленска» [275, с. 43]. Из архивных материалов известно, что «Т.П.
Бобров ежегодно выделял средства в пользу Краснинского училища» [143, с. 145]. Он был сторонником развития женского образования и стремился к преобразованию женского училища в прогимназию и гимназию. Подчеркнем. что его дочери были образованными и осуществляли свою учительскую деятельность в Краснинском женском училище. Педагогический состав женского учебного заведения был следующим: З.Т. Боброва, М.И. Глебова, Л.И. Гурьянова, А.Д. Ивашкевич, М.И. Ивашкевич, М.И. Лебедева, П. Оглоблин, К.П. Ширяева.
Таким образом, становление частного женского гимназического образования во второй половине XIX века в Смоленской губернии являлось ключевым периодом женского профессионального самоопределения. Женское образование получило свое развитие преимущественно за счет местных меценатов и благотворителей. Несмотря на возникающие препятствия в организации женских учебных заведений в отдельных уездах Смоленской губернии, они были открыты и получили свое развитие, а некоторые имели большую популярность в обществе.
Взгляды местных благотворителей в отношении улучшения положения женщины нашли отражение в благотворительной деятельности двух крупнейших представителей общественной инициативы: рославльских купцов Мухиных и вяземской просветительницы В.П. Волковой, способствовавших эволюции женского образования во всей губернии. Благодаря их прогрессивным взглядам была развита образовательная инфраструктура уездов и социокультурная составляющая Смоленщины.
Особо стоит подчеркнуть активную позицию в отношении становления женского образования различных благотворительных обществ, которые осуществляли материальную поддержку обучения и проживания воспитанниц частных женских гимназий через организацию благотворительных вечеров.
Открытые женские учебные заведения, находящиеся на попечении меценатов и благотворителей, были престижными и способствовали эмансипации женщины и становлению их профессиональной деятельности. Все это во многом способствовало формированию воспитательного компонента нового поколения женщин, способных с помощью своей образованности и целеустремленности поднять культуру страны на более высокий уровень.