Смоленский областной институт развития образования
mio-n.jpg
g-ed-sm.jpg


     


Вяземская женская гимназия

В начале XX века в Вяземском уезде Смоленской губернии благодаря деятельности Варвары Петровны Волковой была открыта женская гимназия в Вязьме и построены новые здания для нее. В «Смоленском вестнике» отмечалось: «Длительное время гимназия размещалась в доме Цветкова, а затем в доме Вяземского городского главы и финансиста И.В. Плетникова, который за эксплуатацию помещения брал солидную арендную плату» [274, с. 3]. Здание не соответствовало требованиям учебных заведений в том числе и из-за возросшего количества желающих обучаться в гимназии, а это по состоянию на 1901 год составляло более трехсот тридцати человек, в связи с чем пришлось многим родителям отказывать в приеме их дочерей. Требовалось строительство нового здания.

Местные общественные деятели не стремились улучшить положение женской гимназии, пока таким затруднительным положением женского учебного заведения, не занялась В.П. Волкова. В Государственном архиве Смоленской области было обнаружено дело «Переписка Министерства народного просвещения с попечительским советом Вяземской женской гимназии», в котором попечительница пыталась найти средства для строительства нового здания гимназии: «Варвара Петровна Волкова связывалась с руководством Министерства народного просвещения, доказывая важность постройки нового здания. По инициативе Варвары Петровны был составлен проект здания, а также смета на его строительство, которая составила шестьдесят тысяч рублей. Министерство народного просвещения удовлетворило просьбу помещицы, предоставив пятьдесят тысяч рублей на цели строительства. Средства выделили губернское и уездное земства и городское общество Вязьмы. В результате попечительский совет располагал суммой в шестьдесят девять тысяч рублей» [56, Л. 8], которая на тот момент была очень солидной суммой. Вяземский глава в переписке с губернатором Смоленской губернии отмечал: «Не вызвал затруднений вопрос с предоставлением земли для строительства. В связи с тем, что земля, на которой располагалась мужская гимназия, принадлежала Министерству народного просвещения, а сама гимназия во многом содержалась на земские средства, участок принадлежащей ей земли (напротив гимназии) был отдан в пользу будущей женской гимназии» [13, Л. 8].  Можно сделать вывод, что местная власть была заинтересована в благоустройстве женского учебного заведения. В это же время газета «Смоленский вестник. Вязьма» отмечала: «в 1903 году в торжественной обстановке прошла закладка здания гимназии, сам губернатор Смоленской губернии Николай Александрович Звегинцев присутствовал при этом.  В честь этого события был дан торжественный обед, на котором звучали хвалебные речи в адрес императора, губернатора, Варвары Петровны Волковой и начальницы Д.Е. Подберезкиной» [274, с. 3]. В журнале «Местная хроника» отмечалось: «к 1904 году постройка дома для гимназии была окончена.  Торжественное открытие состоялось 3 ноября 1904 года, на котором вновь присутствовал губернатор…» [191, c 234]. Подчеркнем, что постройка здания была окончена в кратчайшие сроки, что не может не удивлять. Императрица Александра Федоровна телеграммой на имя В.П. Волковой отправила поздравление: «Царское село. Сердечно благодарю вас, попечителей, служащих и воспитанниц Вяземской гимназии за пожелания и поздравления с днем рожденья, поздравляю с освящением нового здания. Александра» [277, с. 14]. Стоит подчеркнуть, что такие теплые высказывания в адрес В.П. Волковой со стороны Императрицы демонстрируют положительную оценку ее деятельности в отношении развития женского гимназического образования.  В отчете о состоянии женской гимназии отмечалось: «Двухэтажное каменное здание во всех отношениях соответствовало требованиям, предъявляемым министерством к устройству учебных заведений. В здании гимназии, что было редким явлением, разместились два калорифера, которые осуществляли вентиляцию, водопровод, обогрев осуществляется за счет кафельных печей. При прогимназии функционировала библиотека, в ней насчитывалось более двух тысяч томов. Гордостью учебного заведения были хорошо оборудованные физический кабинет и кабинет естественных наук. Для обеспечения обедами воспитанниц действовали просторная кухня и столовая. Чуть ниже первого этажа в полуподвальном помещении разместились комнаты для начальницы гимназии, а также прислуги. Первый этаж вмещал «раздевальню» для учениц, библиотеку, четыре классные комнаты, кабинет начальницы и учительскую комнату.  Здесь же разместилась комната для больных лиц. По причине распространения заразных заболеваний (среди учениц наиболее частыми были: ветрянка, оспа, корь, свинка, скарлатина) наличие профилактического помещения играло большую роль в предотвращении распространения эпидемии. В должности врача гимназии длительное время безвозмездно трудился городской врач Константин Иванович Солнцев, позже при гимназии работала дантистка Мария Исаевна Ривич. На этом же этаже разместились пять классных комнат и актовый зал» [215, с. 9]. Особо подчеркнем, что оказание медицинских услуг в женском заведении было важным и нужным для сохранения здоровья воспитанниц.

 
Здание Вяземской женской гимназии, построенной в 1904 году при активном участии В.П. Волковой

Важным компонентом обучения воспитанниц при подготовке их к преподавательской деятельности было осуществление практических навыков после получения документа об окончании гимназии. Так, например, воспитанницам необходимо было пройти шестимесячную подготовку учительницы для свободного выхода из учебного заведения в должности «домашней наставницы». Данная система обучения в женских гимназиях не была широко применена повсеместно в женских учебных заведениях. Учительницы закреплялись за педагогами начального звена обучения и совершенствовали свою педагогическую подготовку. В данной связи отметим, что подготовка педагогических кадров была поставлена на высокий уровень.

После окончания обучения и совершенствования своих педагогических практических навыков девушки получали аттестат об окончании обучения. В нем указывалась специализация, преимущественно по русскому языку и математике. Такая запись в аттестате позволяла воспитанницам быть учителями узкой направленности. В данной связи отметим, что это выделяло воспитанниц вяземской женской гимназии среди воспитанниц других женских учебных заведений.

Благодаря отчету о состоянии вяземской женской гимназии было выявлено, что «в сословном отношении в 1904–1905 учебному году ученицы распределялись следующим образом: из трехсот семидесяти пяти учениц – 53% городского сословия, 23% дворян, 14% крестьян, 10% духовного звания» [215, с. 21].  Высокие требования, предъявляемые к воспитанницам, влияли на процент отчислений, который доходил до 19% в год.  Кроме оценок за обучение ученицы получали оценки за поведение, которые не имели большого значения в итоговой успеваемости воспитанниц. Выпускницы Вяземской гимназии приобретали широкую известность в губернии, становясь очень хорошими учительницами гимназий и прогимназий в уездных городах Смоленска. Некоторые из них показывали высокий результат в педагогической деятельности, занимая должности начальниц гимназий.  К примеру, «выпускница VIII педагогического класса Вяземской женской гимназии М.Я. Батенина стала начальницей женской гимназии в Сычевке» [290, с. 2–3]. Подчеркнем, что такие успехи являются главным доказательством необходимости приобретения женщиной профессии.

Одной из примечательных страниц в деятельности Вяземской женской гимназии был хорошо подобранный преподавательский персонал. К 1905 году в гимназии насчитывалось шестнадцать учителей, половина из которых являлись представительницами женского пола, а также две надзирательницы. Многие из учительниц – бывшие выпускницы гимназии. Оплата труда педагогического персонала составляла от двухсот пятидесяти до шестисот пятидесяти рублей в год, в зависимости от их квалификации и количества уроков. Начальница получала столько, сколько квалифицированные педагоги – шестьсот рублей в год. Некоторые из учительниц Вяземской женской гимназии впоследствии стали известными учителями и педагогами. Мария Владимировна Безобразова, высокообразованная столичная дама, дочь экономиста, профессора Санкт-Петербургского института. М.В. Безобразова, окончив педагогические курсы в Санкт-Петербурге, в 1880 году поступила учительницей в Вяземскую женскую гимназию. Проработав несколько лет, она была назначена начальницей Жиздринской Маринской прогимназии в Калужской губернии. Оставив педагогическое поприще, М.В. Безобразова решила заниматься наукой. Для продолжения образования она направилась в Цюрихский университет, где изучала философию. В 1891 году она защитила докторскую диссертацию в Бернском университете.  Вернувшись в Россию, М.В. Безобразова продолжила заниматься философией, публикуя философские очерки и статьи. С Вяземской женской гимназией ее жизненный путь был связан несколькими годами, однако сама новость о том, что в стенах гимназии работала первая в России женщина-философ, не может не вызывать гордость у смолян. Еще одна учительница Вяземской женской гимназии, получившая общероссийскую известность и признание, - Мария Александровна Рыбникова. «Она родилась в 1885 году на станции Александровка Рязанско-Уральской железной дороги, в настоящее время Новодеревенского района Рязанской области. Со Смоленской губернией ее связывало имение Горбово Гжатского уезда, где она провела детские годы, а также родство с вяземскими купцами Щукиными. В 1904 году она поступила на историко-филологический факультет Московских высших женских курсов, после окончания которых в 1909 году была назначена учителем русского языка в Вяземскую женскую гимназию. В стенах гимназии раскрылся педагогический талант М.А. Рыбниковой. Здесь она определила основные направления учебно-воспитательной работы, которой впоследствии посвятила всю жизнь. Она явилась организатором внеклассных занятий с гимназистами, организовав с ними кружок по сбору и обработке фольклорно-этнографического материала. Под ее эгидой в гимназии стал издаваться журнал с творческими и научными работами гимназисток» [219, с. 11]. Опыт работы в Вяземской женской гимназии был обобщен и развит в книгах «Кружки учащихся», «История одного провинциального кружка», «На распутье» и других. О М.А. Рыбниковой упоминал Н.В. Волков-Муромцев в своих воспоминаниях: «Раз в неделю приходила из первой женской гимназии, которая находилась напротив нашей, Мария Александровна Рыбникова говорить о литературе, особенно о поэзии. Ее энтузиазм заразил весь класс, и мы состязались друг с другом, выучивая дома наизусть Пушкина, Тютчева, Алексея Толстого» [106, с. 96]. Особый подход к преподаванию предмета в педагогике всегда являлся показательным и давал хороший результат.


Мария Александровна Рыбникова 1940 год.


Очерки по изучению русского языка и стилистические упражнения. 1926 год.

Внеурочная деятельность в женской гимназии тоже была на высоком уровне. Воспитанницы отличившиеся, в обучении, участвовали в экскурсионных поездках. Особо подчеркнем, что все воспитанницы стремились себя проявить. Экскурсионные поездки чаще всего проводились целыми группами и состояли из педагогов и воспитанниц. Так, в 1910 году состоялась поездка в Крым. В таких поездках принимали участие и родители воспитанниц, а после летних каникул на общем собрании все участники южного отдыха делились впечатлениями. Стоит отметить, что, направляясь в длительное путешествие, воспитанницы, родители и педагогии осуществляли поездку в специальном вагоне поезда.


Экскурсия гимназисток Вязьмы в Крым. Июнь  1910 год.

Со временем увеличилась потребность местного населения в получении образования, что в результате привело, несмотря на наличие благоустроенного здания, к несопоставимости обучать всех желающих девушек и количества предоставленных мест в учебном заведение. В связи с этим почетная попечительница гимназии Варвара Петровна Волкова выступила с инициативой открытия второй женской гимназии. Ее сын Н.В. Волков-Муромцев в своих воспоминаниях писал об этом эпизоде жизни своей матери: «Она убедила вяземских купцов построить вторую женскую гимназию и уже проектировала вторую мужскую гимназию и задумала основать в Вязьме университет, говоря, что это поднимет важность Вязьмы как центра, привлечет интересных людей» [106, с. 79]. Можно констатировать, что В.П. Волкова была сторонницей развития не только женского гимназического образования, и не имело значения, на частном или на государственном уровне оно будет, она стремилась в уезде поднять уровень грамотности среди юношей и девушек. В.П. Волковой было нелегко добиться у начальства согласия на основание второй гимназии для девочек. Ради получения разрешения на открытие здания она лично встречалась с министром народного просвещения: «Моя мать была более уверенной в своей правоте. Если она считала, что Вязьме нужна была вторая женская гимназия, а правительство не соглашалось, она садилась в поезд и ехала прямо к министру и, как граф Игнатьев подчеркивал, находясь на должности министра просвещения: «Когда Варя приезжает, она мне даже обедать не разрешает, пока я с ней не соглашусь» [106, с. 79]. Подчеркнем, что подобное поведение благотворительницы показывает, что она всей душой переживала за «свое дело».

В «Журнале XLVI очередного Смоленского губернского земского собрания» отмечалось: «Торжественное открытие заведения состоялось 2 августа 1907 года в здании на улице Садовой. Первоначально учебное заведение именовалось Вяземской женской прогимназией. В 1910 году по ходатайству попечительского совета прогимназия была преобразована в полноценную восьмиклассную гимназию…» [138, с. 15]. В результате в городе Вязьме осуществляли свою педагогическую деятельность Первая Вяземская женская гимназия, она же Александровская (в честь Александры Федоровны) и Вторая Вяземская женская гимназия. Организация обучения во Второй Вяземской гимназии была типичной. Помимо основных классов действовал VIII (педагогический). В.П. Волкова возглавила попечительские советы в двух учебных заведениях. Начальницей гимназии была назначена опытнейшая учительница первой женской гимназии Мария Алексеевна Конокотина. Н.В. Волков–Муромцев вспоминал: «Она была замечательный человек, ее энтузиазму во всем не было границ» [106, с. 59]. Многие из учительниц совмещали преподавание в двух гимназиях. Во Второй женской гимназии сформировался исключительно женский учительский коллектив. Не считая законоучителя Н.П. Руженцева, из шестнадцати педагогов все представители были женщинами – М.П. Медведкова, М.А. Капустина, К.П.Спасская, Б.Р. Витман, А.И. Львова, А.И. Мезюлина, А.М. Сухарикова, А.И. Филатова, А.И. Сухова, В.А. Плеская-Щепилло, Е.В. Цвиленева, Т.А. Липка, Л.А. Кафтаннова, А.Г. Синявина-Унгер. 

Во время Первой мировой войны в гимназии был открыт военный лазарет земского союза на сто пятьдесят пять копеек. В помещении Первой Вяземской женской гимназии также развернулся лазарет на двести пятьдесят коек» [169, с. 3]. Учебные заведения продолжили свою деятельность в нескольких сравнительно малых домах. Во многих смоленских уездах складывалась подобная ситуация в период Первой мировой войны, военные лазареты в зданиях женских гимназий были открыты в Сычевском, Рославльском и Дорогобужском уездах.

В.П. Волкова добилась высоких успехов и уже в 1907 году открыла 2-ю Вяземскую женскую гимназию. Ее стараниями Вяземский уезд получил два женских учебных заведения, по масштабам это было сопоставимо с Рославльским уездом.


Здание 2-й Вяземской женской гимназии на Садовой улице.
Фрагмент открытки начала XX века.

Особо подчеркнем, что большую помощь оказывал родительский комитет. В 1908 году, например, «наплыв бедноты в гимназии был так велик, что вероятность отказа в наборе была высокой» [255, с. 3]. В газете «Смоленские ведомости» отмечалось: «Однако родительский комитет инициировал устройство благотворительного спектакля, в котором приняли участие известные особы уезда, члены драматического кружка – К. Небельская, Е. Е. Билярская, Е. Белавенцева и другие. Спектакль состоялся в зале благородного собрания, присутствующие отмечали отличную игру и оживленность зрителей. Спустя неделю вновь был дан благотворительный спектакль.  Собранные средства позволили принять всех семнадцать желающих бедных учениц. Кроме этого на пожертвованные средства была открыта бесплатная чайная для учениц» [256, с. 3]. Отметим, что подобный благотворительный акт со стороны родительского комитета и воспитанниц гимназии демонстрировал важность женского образования для общества.

 

2021, ГАУ ДПО СОИРО. Образование Смоленщины