Ельнинская женская гимназия. Начало ХХ века.
В городе Ельне в 1901 году, благодаря многочисленным ходатайствам, на протяжении шести лет предъявляемым администрацией заведения (первый вопрос о преобразовании был поставлен на собрании Ельнинского земства 9 октября 1895 года), женское училище было преобразовано в Ельнинскую женскую прогимназию. Начальницей прогимназии была назначена Л.А. Ефимович, возглавлявшая ранее женское приходское училище. Л.А. Ефимович пользовалась большой популярностью в образовательной среде уезда, так как долгое время занималась частной преподавательской практикой. В 1907 году эту должность заняла Ольга Петровна Полуектова, дочь коллежского регистратора. И. Алешенцев отмечал, что «среди педагогов также преобладали представительницы женского пола, дамы из известнейших семейств уезда (Е.П. Евневич, дочь надворного советника; А.Н. Трофимова, дочь коллежского советника; Е.К. Терентьева, жена потомственного дворянина; Т.Н. Маргис, жена почетного гражданина; А.В. Оберучева, вдова штабс-капитана; А.М. Медведкова, дочь титулярного советника; А.И. Солнцева, дочь чиновника; С.К. Орловская, дочь потомственного дворянина)» [108, с. 207]. Подчеркнем, что педагогический состав учебного заведения был преимущественно женским и знатность женщин-педагогов показывает значимость развития женского образования. В исследовании представлены фотографии выпускниц вместе с педагогами, относящиеся к 1912 году и 1916-1917 годам. Открытие гимназии в Ельне было историческим событием, которое состоялось в 1910 году. Председателем попечительского совета гимназии «состоял камергер двора его императорского величества Александр Александрович Энгельгардт» [108, с. 208]. Подчеркнем, что особый статус попечителя учебного заведения выделял его среди женских гимназий губернии.
Выпуск Ельнинской женской гимназии 1912 года.
Подчеркнем, что основание прогимназии прошло позднее, чем в других уездах – 1 июля 1911 года. Главная причина состояла в недостаточности городских средств. В местной прессе отмечалось: «Со вторника, 4 октября, в женской прогимназии наконец-то начались долгожданные приемные экзамены, продолжавшиеся почти всю прошлую неделю» [164, с. 3]. В год открытия прогимназии в нее поступило всего пятьдесят две воспитанницы. Большую активность в преобразовании заведения проявили родители учениц. В этом же году ими был поднят вопрос о возможности основания «общества родителей» или «общества вспомоществования недостаточным ученицам…» [164, с. 4]. Такое стремление родителей оказать помощь и содействие учебному заведению и воспитанницам показывает, насколько важно было получение их детьми образования. Благодаря местной общественности «в следующем году при заведении был открыт V класс, с 1914 года – VI класс. Для учебного заведения власти города избрали новое здание – бывший дом городского управления, в котором также размещалось начальное училище» [205, с. 23]. В данной связи такая благотворительность носила положительный характер со стороны власти. Начальницей прогимназии была дворянка Ольга Иосифовна Грачева. К 1913 году в прогимназии обучались сто двадцать пять учениц. В сборнике о Краснинском уезде отмечалось: «сословный состав распределился следующим образом: шестнадцать дворянок, шесть учениц духовного звания, одна почетная гражданка, одна из купеческого сословия, тридцать одна крестьянка и шестьдесят мещанок» [205, с. 68]. Подчеркнем, что большинство учениц не имели высоких званий. Больше половины детей были приезжими, в основном из сельской местности уезда.
Обучение уездных дворянок в губернском городе зачастую вносило существенные коррективы в традиционный уклад семейной жизни помещиков. Поступление девочек в губернскую гимназию могло стать причиной переездов семей в город. Об этом в своей книге «Воспоминания» упоминал краснинский помещик М.Н. Краевский: «Их семья, проживающая в имении, на время учебы сестер гимназисток переезжала в Смоленск на съемную квартиру. Во время гимназических каникул семья возвращалась в имение» [164, с. 156]. Таким образом, многие семьи для обучения своих детей вынуждены были выделять дополнительные средства не только на получение профессии дочери, но и на ее проживание в период учебы.