Процесс становления и развития женского гимназического образования в Смоленской губернии является одним из примеров осуществления Положения 1870 года «Об открытии гимназий и прогимназий», которое «запустило процесс» открытия частных женских учебных заведений. Несмотря на то, что эти учебные заведения открывались на протяжении длительного времени, на страницах периодической печати и в обществе шла полемика о целесообразности их организации. Становление и развитие женского гимназического образования в губернии коррелировалось с общегосударственными тенденциями и этапами, имея некоторую региональную специфику. Данный процесс на Смоленщине проходил с некоторым опозданием, что было связано с экономическими и социальными проблемами, являвшимися отражением сложных исторических событий начала XIX века. В связи с этим становление частного женского гимназического образования продлилось до 1906 года, а его активное развитие пришлось на 1907 год.
Позиция местной общественности в отношении женского образования показывает важность и необходимость изменения взглядов местной власти на становление и организацию женских учебных заведений. Смоленская губерния является в этом плане примером. В ней начинается стремительный рост частных женских заведений, соответствовавших государственным требованиям и дополнявших уже существующие государственные женские гимназии. Стоит отметить, что организация учебно-воспитательного процесса в частных женских учебных заведениях должна была соответствовать определенным требованиям и включать в себя изучение обязательных и необязательных предметов. В этих учебных заведениях преподавался Закон Божий, которому обучал священнослужитель, при этом приглашались служители церкви других вероисповеданий. Учебно-воспитательный процесс в женских гимназиях Смоленщины включал в себя комплекс предметов гуманитарного цикла. Воспитательный процесс в частных женских учебных заведениях представлял собой систему мер воспитательного воздействия с помощью надзирательниц и классных дам, призванных обучать девушек правилам и культуре поведения в обществе, а также воспитывать в ученицах такие качества, как целеустремленность, терпимость, сочувствие, честолюбие, сдержанность, прилежание и аккуратность. Однако женские частные учебные заведения были дорогостоящими, и поэтому не все желающие могли получить в них образование. В связи с этим при учебных заведениях были организованы попечительские советы, которые и возлагали на себя обязанности изыскания средств для обучения девушек из малообеспеченных семей, привлекая различные общества, а в некоторых случаях именно они являлись инициаторами помощи девушкам в получении образования с помощью благотворительности и добровольных пожертвований местного населения. Такая помощь была значительной и зачастую являлась единственным способом существования учебного заведения.
В Смоленской губернии становление женского образования в отдельных уездах (Юхновском, Поречском, Ельнинском, Краснинском) проходило с определенными трудностями, которые влекли за собой долгую полемику местной власти с населением о важности развития женского гимназического образования в уезде. В результате, несмотря на все трудности, население Смоленской губернии добилось открытия женских учебных заведений. Женское частное гимназическое образование начинает организовываться в Смоленской губернии с 1905 года. Первыми женские учебные заведения организуются в Вяземском и Гжатском уездах. В Краснинском уезде, в одном из последних, открывается женская гимназия в 1915 году. Благодаря самоотверженности таких известных меценатов, как В.П. Волкова, купцы Мухины, Е.И. Ровинская, Е.Г. Швиттау проекты Министерства народного просвещения об открытии женских гимназий и прогимназий в уездах воплотились в жизнь и позволили девушкам разных вероисповеданий и сословных принадлежностей получить образование и профессию. Многие из воспитанниц меценатов и благотворителей продолжили свою педагогическую практику в учебных заведениях, в которых ранее сами получили образование. Особо подчеркнем, что в становлении женского образования большую роль сыграли местное население и различные благотворительные организации, которые считали развитие женского гимназического образования одним из основных в трансформации российского общества. Благодаря солидарности местного населения, активной деятельности попечителей, благотворителей, а в некоторых уездах и местной власти при открытии женских гимназий, многие женщины смогли получить образование и профессию. Это способствовало открытию женщинам новых перспектив воплощения своих талантов и возможностей на профессиональном поприще.
Развитие частного образования, о чем свидетельствуют примеры гимназий Е.И. Ровинской и Е.Г. Швиттау, получило большую популярность и способствовало появлению на Смоленщине частных женских учебных заведений. А активная деятельность местных благотворителей и меценатов позволила преодолеть различные трудности, с которыми столкнулось провинциальное общество в решении вопроса, связанного с организацией женского образования на Смоленщине. Все это во многом предопределило дальнейшую организацию и развитие частных женских гимназий на Смоленщине. Становление женского частного гимназического образования способствовало открытию большого количества женских учебных заведений в Смоленской губернии, что дает представление о престижности и перспективности их организации. Активная позиция местной общественности и благотворителей показывает необходимость, важность и своевременность реформ, которые позволили самоопределиться женщине и занять свою профессиональную нишу в обществе.
Политика государства, как показывает пример Смоленской губернии, демонстрирует своевременность и необходимость реформ в отношении женского гимназического образования, что, в свою очередь, дает представление о готовности и желании местной общественности, меценатов и благотворителей в оказании помощи при решении вопроса организации женских учебных заведений. Можно предположить, что отсутствие финансирования для открытия женских учебных заведений является одной из стратегий государства с целью «подталкивания» местного населения к открытию частных женских гимназий. Стоит отметить, что подобная позиция государства способствовала проявлению активности местного населения и привлекла внимание благотворителей и общественных деятелей, которые, в свою очередь, способствовали организации женского частного гимназического образования, подчеркивая этим его особенность и важность.