В архивном деле «Училищное ведомство. Сведения о частных учебных заведениях» отмечалось: «В городе Смоленске было открыто женское училище, основателем которого являлась Е.И. Ровинская» [65, Л. 34]. Под ее руководством в 1900 году было открыто женское училище. Е.И. Ровинская продолжила свою деятельность и в 1906 году при своем учебном заведении открыла прогимназические классы, а уже 1907 году педагогический класс. Таким образом, в 1907 году в Смоленском уезде появляется одно из первых частных женских учебных заведений гимназического типа. В данной связи отметим: гимназия Е.И. Ровинской получила популярность, и ее попечительнице пришлось из-за увеличения количества желающих обучаться арендовать дом Рубцова на Большой Благовещенской улице. Ранее учебно-воспитательный процесс был организован в доме самой Е.И. Ровинской на Козловой горе.
В архивном деле «Смоленская частная женская гимназия Е.И. Ровинской. Переписка с попечителем Московского учебного округа» особо подчеркивается, что «в гимназии Евгении Ипполитовны Ровинской действовал приготовительный класс, куда принимались девочки с семи лет без экзаменов, а с 1912 года приготовительные классы могли закончить и мальчики для поступления в мужские учебные заведения. Так, 17 декабря 1912 года Инспектору Народных училищ первого участка Смоленской губернии сообщалось, что в приготовительных классах обучается двадцать детей, из них семь представителей мужского пола и тринадцать женского пола…» [47, Л. 2]. Для поступления в частное женское учебное заведение необходимо было родителям составить прошение о принятии ребенка в гимназию. В нем указывались данные о поступающем: фамилия, имя, отчество, год рождения, место обучения, звание и вероисповедание, а также «(метрическое свидетельство, свидетельство врача)…» [47, Л. 13]
Свидетельство об окончании частной женской гимназии Е.И. Ровинской. 1908 год.
Плата за обучение была высокой и составляла в год сто три рубля. Такая сумма была значительно выше, чем в государственных учебных заведениях. К 1907 году учащихся в частной женской гимназии Е.И. Ровинской насчитывалось двести пятьдесят человек.
Благодаря данным дела «Смоленская частная женская гимназия Е.И. Ровинской. Протоколы педагогических советов», было выявлено, что «в гимназии был создан попечительский совет, его членами были представители знатной интеллигенции и мелкой буржуазии: Д. Худманов, С. Преображенская, Л. Кононова, А. Хейгес» [48, Л. 12]. Также «в гимназии был создан педагогический совет, председателем которого был назначен Д.П. Эльманович, директор смоленской губернской Императора Александра I мужской гимназии» [64, Л. 37]. Стоит отметить, что Д.П. Эльманович был почетным гражданином губернии, поэтому отдать учебное заведение под его опеку было значимо и выделяло женскую гимназию среди других женских учебных заведений.
Наиболее важное значение в любом образовательном учреждении имел учебно-воспитательный процесс. В гимназии Е.И. Ровинской он состоял из усвоения базовых теоретических знаний и формирования практических навыков и умений. Особая роль отводилась воспитанию девушек, развитие их духовно-нравственной сферы. В данной связи отметим, что такие требования учебного заведения позволяли воспитать «благонадежную» девушку с педагогическими навыками. Все это в дальнейшем позволило воспитанницам после окончания обучения получить профессиональные знания и звание домашней наставницы.
Учебно-воспитательный процесс в частной женской гимназии Е.И. Ровинской был организован исходя из следующих предметов: «Закона Божия, русского языка, церковно-славянского и словесности, математики, географии общей и русской, естественной истории, истории всеобщей и русской, физики, математической географии, чистописания, рукоделия, а также необязательных предметов (факультативов): немецкого и французского языков, педагогики, рисования…» [69, Л. 2]. Подчеркнем, что подобный перечень предметов приближал женскую гимназию к мужским подобным учебным заведениям.
При поступлении в первый гимназический класс частной женской гимназии Е.И. Ровинской дети сдавали экзамены по математике и русскому языку. В конце каждого года обучающиеся подвергались испытаниям по всем предметам. На основании ведомостей успеваемости, хранящихся в деле «Смоленская частная женская гимназия Е.И. Ровинской»: «В первом классе, сдавали экзамены по Закону Божию, математике, русскому языку; во втором классе – по русскому языку, математике, географии. В третьем классе – по русскому языку, математике, географии, чистописанию, физике и по необязательным предметам по выбору; в четвертом классе сдавали все предметы и два необязательных предмета, те же предметы сдавались с пятого по седьмой классы; в восьмом классе изучали Закон Божий, русский язык, математику, физику, латинский язык, логику и необязательные предметы по выбору (французский, немецкий языки и рисование). По окончании восьмого класса ученицам присваивалось звание домашней наставницы (учительницы)» [45, Л. 12]. Можно сделать вывод, что только особо старательные воспитанницы заканчивали педагогический класс и получали профессию.
Исходя из таблицы 9, можем сделать вывод, что в частных женских гимназиях курс преподаваемых предметов незначительно отличался от государственных. Поэтому по окончании частной женской гимназии девушки получали аттестаты и свидетельства государственного образца.
Благодаря делу «Исходящая документация частной женской гимназии Е.И. Ровинской» было выявлено, что «в гимназии обучались ученицы разных вероисповеданий: православные, католики, иудеи. Задача гимназии состояла в том, чтобы образование получили все обучающиеся вне зависимости от веры исповедания…» [5, Л. 2–2 об.]. Такая позиция учебного заведения являлась правильной и способствовала появлению большого количества желающих получить образование и профессию. В деле «Смоленская частная женская гимназия Е.И. Ровинской. Классный журнал учениц I класса» отмечалось: «В некоторых частных учебных заведениях (мужская гимназия Евневича) для учащихся, проповедовавших католическую веру, приглашался служитель из кафедрального Костела в городе Смоленске» [46, Л. 54]. Подчеркнем, что такое преподавание позволяло воспитанницам изучать Закон Божий исходя из их вероисповедания.
После окончания частной женской гимназии Ровинской девушкам вручались аттестаты министерского (государственного) образца, а те, кто не закончил обучение, получали свидетельство об обучении. В данной связи отметим, что оба документа были регламентированы законом. Процесс подписания документов выпускниц имел определенный порядок: сначала выносилась резолюция всех членов педагогического совета и начальницы учебного заведения, а после в торжественной обстановке вручался выпускницам.
Аттестаты представляли собой лист формата А4, в верхней части которого содержались данные об учащемся (фамилия, имя, отчество, звание, вероисповедание, год поступления, характеристика поведения за весь период обучения). Далее в столбик был выписан перечень обязательных и необязательных предметов, изучаемых в гимназии Е.И. Ровинской, с отметками напротив. В нижней части аттестата было указано, на основании какого документа учащийся считался окончившим учебное заведение. Подписывался аттестат всеми членами педагогического совета и председателем педагогического совета. Данный документ имел законную силу после того, как ставилась печать попечителя совета гимназии. В свидетельстве об обучении содержались те же данные, что и в аттестате (фамилия, имя, вероисповедание, звание, перечень предметов с отметками и прописывался закон, на основании которого выдавался подобный документ), но в конце указывалась причина, по которой обучающийся заканчивал свое обучение. Свидетельство подписывалось начальником учебного заведения без представления его педагогическому совету [44, Л. 2]. Отметим, что в ходе исследования были обнаружены архивные документы воспитанниц частной женской гимназии Е.И. Ровинской, относящихся к разному вероисповеданию: православному, римско-католическому и иудейскому.