Стоит отметить, что воспитанницы женских как частных, так государственных учебных заведений сталкивались со многими трудностями. Так, например, в начале XX века во многих учебных заведениях открываются общежития для учениц в связи с тем, что многие воспитанницы были иногородними и не имели родственников или собственного дома в городе, где могли бы проживать во время обучения. Беднейшим гимназисткам материальную поддержку оказывали различные благотворительные общества и организации губернии: «Смоленское отделение попечительства императрицы Марии Александровны о слепых», «Губернское попечительство о детских приютах», «Попечительный комитет приюта девочек» и другие. В Смоленской губернии функционировало почти в каждом уездном городе хотя бы одно общество по оказанию помощи нуждающимся. Данные организации оказывали содействие в получении стипендий, определяли материальное обеспечение, выдавали одежду и обувь, выделяли «дорожные деньги». Помогать гимназисткам из женских учебных заведений стало престижным в провинциальном обществе. В учебных заведениях обучалось также немало беженцев. Для них было организовано «Бюро помощи беженцам». Начальницы часто вступали в переписку с учреждением подобного типа по вопросам обучения и содержания таких воспитанниц. Так, например, в представлен фрагмент переписки начальницы частной женской гимназии Е.Г. Швиттау с «Бюро помощи беженцам».
Переписка начальницы частной женской гимназии
Е.Г. Швиттау с «Бюро помощи беженцам»
В гимназиях одним из острых вопросов было отсутствие места жительства у иногородних. В связи с этим родителям девушек приходилось снимать квартиры или расселять их у родственников. Аренда квартиры требовала от родителей значительного финансирования. Руководство гимназии вело постоянный надзор за хозяйственно-бытовым состоянием квартир и особо уделяло внимание их благонадежности.
Проводя осмотры проживания своих воспитанниц, руководство женской гимназии делало вывод об их неудовлетворительном состоянии. Поэтому часто педагоги приглашали в свои квартиры учениц, таким образом они, осуществляя контроль за девушками. Родители придавали большое значение нравственному состоянию содержателей и с большим уважением относились к возможности проживать их дочери совместно с учителем. Со временем такая форма проживания учениц стала называться «ученические квартиры».
В «Журнале 20-го очередного Смоленского государственного земского собрания» отмечалось: «Смоленским благотворительным обществом, среди членов которого значилось немало знатных особ – графиня Е.И. Суворова-Рымникская, К.А. Энгельгардт, Е.П. Сосновская, был проведен успешный эксперимент по устройству небольшого общежития для иногородних учениц смоленских гимназий» [136, с. 45]. Вот как были организованы общие квартиры для гимназисток, которые не имели своего жилья или родственников в городе: в общей квартире для гимназисток размещалось девятнадцать воспитанниц, семнадцать из которых (85%) относились к дворянскому сословию. Учащиеся женских гимназий находились под общественным контролем. Поэтому их воспитанием занимались преимущественно педагоги и надзирательницы.
Таким образом, рассматривая вопрос открытия частной женской гимназии Е.И. Ровинской, можно сделать вывод о том, что учебное заведение получило большую популярность. В гимназии обучались девушки разных вероисповеданий, и это способствовало поступлению большого количества желающих. Учебно-воспитательный процесс в учебном заведении был построен по примеру государственных женских гимназий, то есть по государственным требованиям «Положения 1870 года». Аттестаты и свидетельства по окончании учебного заведения выпускницы получила в соответствии с государственным образцом. Воспитанницы учебного заведения по промежуточным испытаниям и итоговым экзаменам показывали высокие результаты, что в последующем, после окончания гимназии, помогало им получить место во многих учебных заведениях не только Смоленской губернии, но и в губерниях России.
Проводя исследование, были обнаружены архивные материалы частной женской гимназии Е.Г. Швиттау, которая была основана в 1907 году в городе Смоленске. На основании архивных материалов можно сделать вывод, что учебное заведение было по структуре схоже с частной женской гимназией Е.И. Ровинской. Даже в одной газете «Смоленские ведомости» было опубликовано объявление о наборе в данные учебные заведения на одной странице.
Объявление в газете о приеме в частную женскую гимназию Е.И. Ровинской.
В связи с тем, что в Государственном архиве Смоленской области до наших дней сохранилось мало информации о данном учебном заведении, представить частную женскую гимназию Е.Г. Швиттау в деталях не представляется возможным. В исследовании представлены документы выпускниц частной женской гимназии Е.Г. Швиттау: прошение о приеме в гимназию, удостоверение учениц специального класса, сдавших испытание по специализации латинский язык, математика и физика, свидетельство об окончании VIII дополнительного класса.
Прошение о принятие в частную женскую гимназию Е.Г. Швиттау.
Удостоверение о прохождение дополнительных испытаний Маей Саралеват Пасынковой
в частной женской гимназии Е.Г. Швиттау.
Свидетельство об окончании VIII класса В.И. Подлуцкой в частной женской гимназии Е.Г. Швиттау
В данной связи можем сделать вывод о том, что в частной женской гимназии Е.Г. Швиттау воспитанницы обучались восемь лет и по результатам экзаменов получали звание «домашней учительницы», гимназистки также могли пройти дополнительное обучение для изучения отдельных предметов, в число которых входили латинский язык, математика и физика. Перечень предметов соответствовал государственным требованиям.
Таким образом, можно констатировать, что в начале XX века на Смоленщине развивалась сеть частных женских учебных заведений, которые к 1915 году функционировали во всех уездах губернии. Их история во многом схожа с этапами развития женского образования в губерниях России. Активная позиция местного населения, а также меценатов и благотворителей позволила организовать женские гимназии, которые являлись для девушек не просто местом учебы, а также способствовали повышению общего культурного уровня населения. К тому же учебно-воспитательный процесс был направлен на воспитание благонадежной, нравственной женщины, ориентированной на создание семьи с последующим материнством. Поэтому программа обучения в женских гимназиях состояла из предметов, оказывающих воспитывающее воздействие на учениц. В данной связи отметим, что важной составляющей учебного процесса был комплекс предметов гуманитарного цикла. Воспитательный компонент основывался на привитии девушкам аккуратности, сдержанности и прилежания.
Организация частных женских гимназий была тесно связана с прогрессивной интеллигенцией, поэтому эти учебные заведения открывались в первую очередь в уездных городах, где проживали или состояли на службе ее представители. Особо подчеркнем, что к «передовикам» относились Вязьма, Рославль, Смоленск, в которых на обучение девочек меценаты и благотворители выделяли значительные средства для создания благоприятного учебно-воспитательного процесса. Стоит отметить, что условия проживания и содержания в частных заведениях вышеперечисленных уездов были лучше и соответствовали санитарным нормам. Министерские женские учебные заведения от частных отличались рядом дисциплин и были организованы на средства государственного бюджета. В данной связи подчеркнем, что в мариинских и частных учебных заведениях учащиеся получали по окончании обучения аттестат государственного образца. Таким образом, частные женские гимназии Смоленщины имели высокую государственную оценку и удовлетворяли потребности общества.
На примере организации частных женских гимназий Е.И. Ровинской и Е.Г. Швиттау можно проследить основные черты, характерные для данного вида учебных заведений на Смоленщине: 1) соответствие содержанию и уровню преподавания в мужских гимназиях, достигнутое к 1907 году; 2) привлечение к преподаванию квалифицированных специалистов в своей сфере; 3) организация благотворительных мероприятий, ориентированных на решение финансовых проблем учебного заведения; 4) реализация учебно-воспитательного процесса с учетом моральных, этических, культурных и религиозных особенностей; 5) создание попечительских организаций по оказанию материальной помощи нуждающимся воспитанницам.