Для окончания женского учебного заведения без права преподавания необходимо было получить свидетельство, которое выдавалась после завершения обучения в седьмом классе. В женских гимназиях обязательным являлось окончание семи классов. Восьмой класс не являлся обязательным. Девушки, окончившие педагогический восьмой класс, получали звание домашней наставницы и могли вести преподавательскую деятельность в любом учебном заведении. Однако были педагоги, которые считали программу обучения в восьмом классе недостаточной и предлагали: «на педагогических советах расширить программу обучения до двух лет: в первый год ученицы должны закреплять знания в общеобразовательных предметах, а на втором году проходить практику в педагогических навыках…» [40, Л. 12–14]. Подчеркнем, что некоторые учебные заведения Смоленской губернии предлагали девушкам после окончания гимназии пройти шестимесячную практику в начальных классах для усовершенствования своих педагогических навыков. Курс предметов в восьмом классе был направлен на изучение основ учительской деятельности. Ученицы восьмого педагогического класса самостоятельно проводили «пробные уроки» в младших классах. При этом курирующие наставники требовали составление конспектирующего материала по каждому преподаваемому предмету. Отметим, что конспекты были подробными. Так, например, в конспекте по математике для первого класса, составленном Лидией Назаревской и Надеждой Крыловой, являющимися ученицами восьмого педагогического класса, подробно описана не только изучаемая тема, но и действия учениц: «Я войду в класс, вызову ученицу к доске, вызванная ученица записывает условия на доске, а остальные ученицы в тетради…», «Я спрошу…, мне ответят верно», «Девочки, может быть, ответят, но не так точно», «Если они мне не ответят, то я скажу…» [55, Л. 8]. В данной связи девушкам необходимо было не только проводить свои уроки, но и посещать занятия наставницы для усовершенствования своих навыков и знаний. Учебные занятия девушек, которые они проводили самостоятельно, строго оценивались педагогическим коллективом. При этом на педагогическом совете выносилось решение по каждому урочному конспектируемому материалу и давалась характеристика педагогической деятельности учениц. Проблематизация проведения учебных занятий в младших классах заключалась в количестве обучающихся в них воспитанниц. Неопытным восьмиклассницам приходилось обучать по сорок, пятьдесят человек в классе. Отметим, что не каждая гимназия могла открывать параллельные классы, поэтому количество учениц в них было высоким, «также в обязанности восьмиклассниц входило составление психологического портрета выбранной воспитанницы и они помогали классным надзирательницам по ведению общего надзора за ученицами младших классов» [48, Л. 90]. Отметим, что воспитанницы, помогая классным дамам, перенимали опыт своих наставниц и в дальнейшем могли его применить в своей педагогической деятельности.
Ежегодно после окончания курса учащиеся проходили испытания по дисциплинам. Они проводились в письменной и устной форме. Устные испытания были по основной специализации гимназисток, а письменные по всем предметам.
Кузьменко Д. констатировал, что «в Министерстве народного просвещения на протяжении второй половины XIX – начала XX века происходили дискуссии о расширении предметов в женских гимназиях». Подчеркнем, что в начале XX века количество предметов было увеличено. Было включено преподавание «физики, педагогики, гигиены, гимнастики, литературы, основ методики преподавания, космографии. Обсуждался вопрос о введении курса природоведения, черчения, латинского языка» [168, с. 128, 140]. Можно подчеркнуть, что цикл предметов вводимый в женскую образовательную программу, сближал ее с мужской, он давал возможность получить разностороннее образование.
В женских гимназиях обучались девушки разного вероисповедания. В данной связи руководство частными женскими учебными заведениями делали послабления девушкам. Так, например, «Согласно утвержденному циркуляру Министерства народного просвещения от 1901 года, в женских и мужских гимназиях Московского учебного округа разрешалось вводить преподавание Закона Божьего «иноверческих вероисповеданий…» [168, с. 138]. Можно сделать вывод о предоставлении возможности священнослужителям не христианского вероисповедания проводить занятия в женских гимназиях. Подчеркнем, что толерантное отношение было только к представителям христианства, а воспитанницы иудейского вероисповедания часто подвергались гонениям и дискриминации. «В большинстве гимназий Смоленщины существовало ограничение на прием учениц еврейского происхождения. В среднем, они должны были составлять не более пяти процентов от общего количества учениц» [168, с. 162]. Подчеркнем, что приоритетным было обучение русских девушек, потому что именно они должны были составлять основу образованного женского населения.
В государственных и некоторых частных гимназиях обязательным требованием было наличие формы учебного заведения. «Ученицы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – черные в учебные дни, а белые – в праздничные. Парадная форма дополнялась белым отложенным воротником. Ученическую форму запрещалось носить посторонним лицам, а также выпускницам гимназий или исключенным из нее» [64, Л. 43]. Отметим, что введенная гимназическая форма дисциплинировала воспитанниц и придавала определенный «лоск» учебному заведению.
В каникулярное время воспитанницы получали дополнительные задания. Особенно поощрялось чтение литературных произведений, список которых проходил утверждение на педагогическом совете.
Девушки, допущенные до итоговых испытаний по изучаемому курсу, проходили выпускные испытания. Во время проведения экзаменов в учебное заведение посторонние не допускались, а в учебном заведении в коридорах и на лестнице дежурили педагоги и надзирательницы. Ученицы, показавшие отличные успехи в обучении, награждались золотыми медалями, за хорошие успехи ученицы получали награды I и II степени. При этом существовали ограничения в поощрении учениц: не более двух золотых и трех серебряных медалей для каждого выпуска.
С начала века особое внимание было обращено на заботу о здоровье воспитанниц. На основании «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденного указом Александра III 12 июня 1890 года, в стенах женских гимназий начала зарождаться школьная медицинская служба» [154, с. 219–240]. «В учебных заведениях вводились должности врачей, в ряде гимназий работали дантисты. Каждая гимназия должна была иметь особую комнату для врачебного осмотра, а также лазарет для заболевших воспитанниц. В том случае, если специальных помещений не было, осмотр проводился в городских амбулаториях и больницах в специально отведенном для этих целей месте. Результаты врачебных осмотров вносились в специальный журнал, где фиксировалось состояние здоровья воспитанниц. Среди отклонений в развитии и состоянии здоровья учениц наиболее часто встречались: недостаточное питание, близорукость, искривление позвоночника, частые головные боли. С 1908 года Министерство народного просвещения на должность врачей женских учебных заведений отрекомендовывало женщин, а в мужских учебных заведениях мужчин» [58, Л. 29]. Отметим, что такие ограничения были связаны с нравами общества и их стереотипностью.
Большое значение в гимназиях придавалось воспитательному процессу. «За дисциплиной, поведением учениц наблюдали классные дамы, надзирательницы. Зачастую учителя устанавливали своеобразное дежурство в классах, оказывая помощь воспитанницам в подготовке уроков, в выполнении заданий. В специальные журналы вносились отметки за поведение и сведения о проступках учениц, среди наиболее часто встречающихся – опоздания на урок, неаккуратность в одежде, письме. К провинившимся применялся широкий спектр гуманных по характеру наказаний, главная цель которых состояла в том, чтобы ученица раскаялась и осознала свою вину. Наиболее распространенными наказаниями были: одиночное сидение учениц в классе, выговор с внесением в специальный (штрафной) журнал, оставление в учебном заведении на один час с уведомлением родителей, выговор от педагогического совета» [58, Л. 3]. Подчеркнем, что выговор ученицы могли получить в разных формах: перед классными воспитанницами, перед учителями в ученической комнате или в присутствии надзирательницы. При этом ученицы должны были сказать слова в свое оправдание и обещать «впредь не повторять поступков, подвергшихся обсуждению» [57, Л. 4]. Подчеркнем, что это была одна из основных мер воспитательного воздействия в женских учебных заведениях.
Особое внимание уделялось воспитательному компоненту обучения девушек. Надзирательницы требовали от них прилежания, скромности, аккуратности, но основная задача заключалась в подготовке учениц к роли матери и жены. В связи с такой воспитательной политикой женской гимназии в программу обучения девушек было включено значительное количество часов рукоделия, так как данный предмет способствовал формированию самостоятельности в осуществлении хозяйственно-бытовой функции гимназисток. Высокую оценку получала также общая эрудированность женщины, ее умение на светских приемах поддержать любую тему. «С целью развития эстетического вкуса регулярно проводились театрализованные представления, вечера, чтения, спектакли. Устраиваемые ученические спектакли и концерты зачастую имели благотворительные цели. Также многие девочки участвовали в церковном хоре. В гимназии приглашались художники, хореографы, которые давали всем желающим мастер классы. В губернских гимназиях устраивались вернисажи ученических работ. Во время каникул организовывались экскурсионные поездки, совместные чтения, прогулки» [57, Л. 12]. Стоит отметить, что все эти мероприятия благоприятно сказывались на воспитании девочек и дополняли их знания.
Начальницы заведения считали важным процесс взаимодействия учебного заведения и семьи. Поэтому часто происходило посещение семей воспитанниц с целью поддержания связей с родителями. Основная задача таких визитов заключалось в установлении хозяйственно-бытовых условий проживания и уровня воспитания таких семей. Однако многие девушки проживали на частных квартирах, и данная ситуация беспокоила руководство учебного заведения и самих родителей. В связи с чем ученицы подвергались контролю, что входило в круг обязанностей надзирательниц и классных дам. Политика учебного заведения была направлена на сохранение нравственности своих воспитанниц, так как это было важно для общества и их самих. Такие обстоятельства послужили поводом в конце XIX века к основанию родительских комитетов или кружков, которые принимали активное участие в жизни гимназий. Они формировались через выборы: от каждого класса по четыре представителя. Однако в последующем в родительский комитет можно было вступить, заплатив членский взнос, который составлял не менее одного рубля. Отчеты о деятельности родительских комитетов выносились на общественное обозрение через периодические издания: «Члены родительского кружка для более продуктивной работы делились на три комиссии: 1) врачебную; 2) организационную и по устройству развлечений; 3) редакционную» [211, с. 3]. Каждая из групп отдельно выступала и давала свои рекомендации. «Врачебная комиссия проводила обследование классов. Организационная комиссия являлась инициатором проведения различных лекций. Особой популярностью пользовались лекции по гигиене. Редакционная комиссия выступала против переводных экзаменов. Родительский комитет часто выступал в роли третейского суда при возникновении конфликтов и разногласий между педагогами и учащимися. Также в функции родительского комитета входило участие в сборе информации о семейном и материальном положении учениц. Эти данные имели первостепенное значение при освобождении воспитанниц от платы» [217, с. 3]. Такими льготами, согласно архивным источникам, пользовались немногие воспитанницы.