В женском учебном заведении девушки, имеющие отличные успехи в обучении, награждались золотой медалью. Они отличались особым прилежанием и усердием в учебе.
Подчеркнем, что в частной женской гимназии Е.И. Ровинской девушки могли поступить в любой класс, но необходимо было пройти вступительные испытания, подтверждающие свои знания. Подчеркнем, что от испытаний могли быть освобождены девушки, которые успешно прошли их в государственных учебных заведениях. Важным для педагогов являлась отметка в классном журнале о прибытии девушек из других женских учебных заведений, она давала характеристику уровню подготовки учениц исходя из престижности данных заведений.
Сам классный журнал выглядел следующим образом: он представлял собой список класса гимназии по конкретному предмету в формате А3 и заводился по каждому предмету, а в 1910 году классный журнал представлял собой ведомость, в которой выставлялись отметки по всем предметам. В гимназии Е.И. Ровинской «ведомости об успеваемости учащихся представляли собой таблицу, в первом столбце которой были зафиксированы данные об ученике (фамилия, имя, отчество, дата рождения, звание, вероисповедание), во втором столбце выставлялись отметки, а сверху записывались обязательные и необязательные предметы. В третьем столбце выставлялась отметка за поведение, в четвертом отмечалось количество пропусков и в пятом записывалось домашнее задание» [51, Л. 10,18]. В данной связи можно сделать вывод, что подобные ведомости были в каждом учебном заведении, и все они соответствовали государственному образцу.
Экзаменационные ведомости значительно отличались от предметных, в них не было графы выставления отметки за поведение и количества пропущенных часов обучения. Особо стоит отметить процесс сдачи экзаменов. Он представлял собой устное и письменное испытание, также делился на дополнительное и окончательное. Для устного испытания предназначались все устные предметы, а для письменного основные по специализации. Дополнительные экзамены проводились для подтверждения уровня подготовки воспитанниц. Окончательные испытания проводились в конце каждого учебного курса. В конце экзаменационной ведомости отводилась графа для вынесения резолюции попечительского совета и начальницы учебного заведения об успешности пройденного испытания. Ученицам не давалось возможности отработать экзамен, и если он был не сдан, то девушку отчисляли.
При анализе изученных документов, хранящихся в деле Е.И. Ровинской, были выделены следующие методы: 1) устная и письменная проверка, самопроверка имеющихся у учащихся знаний (экзамены, самостоятельные работы); 2) формирование мотивации, ответственности при овладении знаниями (создание ситуации успеха и заинтересованности в том или ином явлении); 3) осуществление определенных поощрений за результативную работу учащегося (оценка, похвальное письмо родителя); формы обучения: 1) классно-урочная (учебные занятия); 2) внеклассная (экскурсии, литературные кружки); 3) самообучение (в свободное время ученицы читали произведения, не входящие в программу обучения).
Примечательно, что воспитанницы с разрешения начальника учебного заведения посещали парк, экскурсии, утреннюю службу в церкви. Выходные дни девушек были организованы для развития творческого потенциала и поднятия культурного уровня учениц. Девушки принимали участие в благотворительных вечерах, цитировали отрывки из прозы, посещали театр. Обучающиеся с разрешения начальника учебного заведения по выходным ходили в парк, по воскресным дням обязательно посещали утреннюю службу, а в будние и выходные дни по вечерам читали классическую литературу, цитировали отрывки из прозы, посещали театры. Часто устраивались благотворительные вечера.
Как и все женские учебные заведения Смоленской губернии, частная женская гимназия Е.И. Ровинской придерживалась строгих государственных требований относительно организации учебно-воспитательного процесса. Основная цель учебных заведений Смоленщины заключалась в предоставлении соответствующих знаний, которые в дальнейшем способствуют получению девушками профессии. Таким образом, уровень подготовки в женских гимназиях был на таком высоком уровне, что позволяло воспитанницам после окончания обучения преподавать в любом женском учебном заведении России, как в частном, так и в государственном.
Особо стоит подчеркнуть организацию воспитательного процесса в частной женской гимназии Е.И. Ровинской. Воспитанием девушек занимались классные наставницы. Они прививали воспитанницам основы нравственной культуры, этикета важное значение придавали послушанию и осуществляли контроль за их поведением. В деле «Училищное ведомство. Делопроизводственные документы» отмечалось: «В приготовительные классы поступали девочки с 7–9 лет, а могли и старше. В связи с этим классы разделялись на группы: младшую для совершенно неграмотных и среднюю для детей с определенными познаниями. В ряде гимназий встречалось разделение приготовительного класса на три группы, отдельно выделялась старшая группа. В первый класс поступали ученицы средней и старшей группы, младшие продолжали свое обучение на год дольше. В приготовительном классе было около 12–14 уроков в неделю, то есть, по 2–3 урока в день» [62, Л. 12]. При этом обучение было не предметным, а классным, то есть все предметы вела одна учительница.
Подчеркнем, что система образования в дореволюционной России была направлена на увеличение мер по повышению уровня образования населения. В данной связи девушки могли поступить в любой класс женской гимназии, но для этого им было необходимо пройти вступительные испытания. Экзамены включали в себя основы предметного курса в соответствии с программой учебного заведения. Можно отметить, что многие девушки поступающие, в женские учебные заведения, начальное образование получали на дому.
После окончания курса в одном из классов женской гимназии девушки сдавали переводные экзамены. Переход из класса в класс сопровождался переводными экзаменами. Многие педагоги с критикой отзывались о переводных экзаменах, считая их не актуальными в связи с тем, что воспитанницы проходят промежуточные испытания, которые показывают их уровень знаний по предметам. Только положительные отметки по экзаменам допускали переход учениц в следующий класс. Отметка «удовлетворительно» считалась спорной, и девушкам приходилось сдавать дополнительные экзамены. Такие испытания проходили в «вакационное время», то есть во время каникул. Отметка «неудовлетворительно» выставлялась за отсутствие знаний по предмету и не допускала учащихся к переводным экзаменам. Воспитанницы, не прошедшие испытания, оставались на повторный курс обучения или отчислялись. Решение о переводе учащихся принимал педагогический совет методом голосования по каждой ученице и утверждал попечитель Московского учебного округа. В деле «Училищное ведомство. Сводные отчеты» отмечалось: «В 1896 году Министерство народного просвещения постановило на один год отказаться от переводных экзаменов, ученицы должны были переходить в классы по результатам четвертных отметок» [42, Л. 9]. Руководство частной женской гимназии Е.И. Ровинской и Е.Г. Швиттау, а также и государственных женских учебных заведений докладывали в министерство: «После взаимного обмена суждений мы пришли к убеждению, что собственно отмена экзаменов никакого вредного влияния на успеваемость учениц не оказала… Отмена экзаменов желательна на будущее время, с тем однако условием, что время, ныне употребляемое на производство переводных испытаний, было бы употреблено на классное занятие для более основательного повторения пройденного в течение года…» [145, с. 17]. Подчеркнем, что отсутствие промежуточных экзаменов благоприятно сказалось на успеваемости учениц и на их эмоциональном состоянии. Примечательно, что Министерство народного просвещения с критикой относилось к любым нововведениям, но в вопросе оценивания успеваемости учениц в женских гимназиях вынесло положительное решение, основываясь на полученных фактах и сведениях.
Дело «Смоленская частная женская гимназия Е.И. Ровинской. Переписка с попечителем Московского учебного округа» свидетельствует: «Все предметы гимназического курса делились на обязательные и необязательные. За все предметы, не только обязательные, ученицы должны были вносить особую плату. Вариативность образования обеспечивалась за счет необязательных предметов. Количество отведенных часов на изучение предмета в том или ином классе уточняло положение 1874 года» [47, Л. 21].
Расписание женской частной гимназии Е.И. Ровинской в городе Смоленске